Развитие мышления. Развиваем логику с помощью интересных вопросов и задач
Казалось бы, логика заложена в каждого человека на уровне остальных инстинктов и врожденных навыков с самого утроба, но нет. Во-первых, это талант, во-вторых, в совершенстве с рождения она дана только избранным, другие ее либо неосознанно развивают в течении всей жизни, либо так и не постигают это искусство. А ведь именно это качество позволяет избегать многих проблем, а также быстро и эффективно решать жизненные задачи. О том, как развить логику - поговорим сегодня.
Что развивает логику
С языка древних греков, слово «λόγος» значит умение размышлять и мыслить, т.е. логика - это не что иное, как умение мыслить последовательно. Человек, чья логика развита хорошо, может на основе имеющихся у него данных придти к верному решению и понять истину, не имея при этом образования в этой сфере.
Логику развивают многие вещи, причем простые. Например, если говорить о целенаправленном развитии этого качества, то подойдет составление, именно составление, сканвордов и головоломок, решение задач на логику, разгадывание анаграмм. Можно взять какой-то предмет и попытаться придумать ему несколько, например пять вариантов иного использования.
В повседневной жизни, не выделяя специально времени, логику также можно тренировать. Для этого хорошо обдумывать все свои действия и шаги. Больше не делайте ничего необдуманно, а перед тем как к чему-то приступить дайте объяснение действию - зачем оно? Что оно даст? К чему приведет? А что может пойти не так? Каким образом может развиваться ситуация и что делать дальше при каждом варианте развития? В начале это может показаться занудно и трудно, но со временем это будет происходить автоматически, а ваши действия и принимаемые решения будут становиться все чаще верными.
Наверное, каждому знакома ситуация, когда после совершенных действий в голове возникала мысль: «Эх, а надо было сделать вот так! (иначе)». Чем сильнее будет развито логическое мышление, тем меньше таких ситуаций в вашей жизни будет встречаться. И, да, если кому-то такая ситуация не знакома, можете прекращать зря тратить свое время и читать эту статью, потому что ваша логика развита отменно!
Немногим ниже перечислим очень полезные советы профессионалов для тех, кто хочет стать логичным.
Задачи на логику
Сейчас в интернете можно найти очень много сайтов, которые заполнены огромным количеством задач и головоломок, направленных на развитие логического мышления. Безусловно, решая их результат не придет на следующий день, но если делать это регулярно, но голова со временем заработает по-другому. Сделайте себе утреннюю зарядку для мозга - за чашечкой чая, вместо того, чтобы просиживать драгоценное время в социальных сетях - порешайте головоломки. Во-первых, польза для развития мышления, во-вторых, это как интеллектуальный аперитив перед рабочим днем. После регулярных занятий вы обнаружите, что нерешаемых вопросов не существует.
Но и кроме решения задач можно заниматься деятельностью, которая поможет в этом развитии. Рассмотрим некоторые советы, которые дают профессионалы новичкам, желающим развить свой мозг в логике.
Чтобы подружиться с логикой, нужно:
- Принимать только нужную информацию. Логика всегда выстраивается на важных нюансах. Чтобы понять, почему, что и как происходит, нужно уловить саму суть происходящего и не растрачиваться на мелочи. Этот совет полезен во всех смыслах, ведь чем меньше мусора в голове, тем яснее мысли и здоровее мышление. Старайтесь общаться с людьми соответствующего круга, там, где этим владеют в совершенстве. Среда обитания очень значимый фактор - скажи мне кто твой друг, и я скажу тебе кто ты - говорящая фраза. Общаясь с глупыми - никогда не стать .
- Заняться написанием статей и книг. Последнее, конечно, больше развивает логику. Во-первых, нужно выстроить сам сюжет, в котором, как ни крути, просто обязана прослеживаться логическая цепочка, затем нужно придумывать героев, создавать образы и их взаимодействие - при написании книги голова не отключается вообще. В статьях тоже отслеживается логика передачи информации, последовательность, но все же она не так ярко выражена.
- . Многие, наверное, замечали, что как только появляется мечта или цель, то мозг начинает судорожно перебирать варианты того, как к этому придти максимально быстро и эффективно. Неосознанно для себя, таким образом выстраивается логическая цепочка - так сказать, приятное с полезным.
- Проводить анализ своей жизни. Хотя бы раз в месяц, а еще лучше раз в неделю посвящайте один день тому, чтобы проанализировать свою жизнь. Чтобы мыслить логично в будущем, нужно уметь анализировать прошлое. Вспомните, какие решения вы принимали в последнюю в неделю/месяц, к каким результатам это привело? А как можно было поступить иначе и что могло бы это дать? В идеале, такую мыслительную «операцию» проводить ежедневно, чтобы точно ничего не забыть.
- Просто начинать думать. Элементарно, Ватсон! Сейчас, когда человечество имеет в своем арсенале кучу гаджетов мыслить стало совсем не обязательно. Зачем стараться прокладывать удобный маршрут, если это сделает навигатор? Зачем думать какую еду купить, если все подсказала реклама? И такие «зачем…если…» сейчас сплошь и рядом. 95% населения просто разучились думать и живут по инстинктам, за них думает кто угодно и что угодно, но только не их голова. Имейте свое мнение, которое будет строиться на логическом умозаключении!
- Играть в шахматы. Как ни какая другая, эта игра требует владения логикой. Просчитать несколько шагов вперед, продумать варианты ходов соперника - что может быть лучше? Парочка-троечка партий в день - и мозг получил зарядку. Если не с кем играть дома, всегда можно направиться в шахматный клуб, где с удовольствием составят компанию.
- . Можно и посмотреть, но не просто так, а пытаться предсказать концовку. Пытайтесь понять мышление героев произведения, зачем они это делают и что за этим последует.
Развить логику не так сложно, как это может показаться вначале, но потрудиться все равно придется. И еще, даже в совершенстве овладев логикой, останавливаться нельзя - это уже стиль жизни, которого нужно придерживаться и, следовательно, постоянно тренировать. В противном случае, навыки будут быстро утеряны и все труды пойдут насмарку.
Мышление – это одно из наиболее важных отличий человека от других живых существ. Что же такое – мышление? Мышление – это способность думать, анализировать ситуацию, делать на основе наблюдений какие-то выводы, а также излагать имеющуюся у человека информацию. Поведение человека очень сильно зависит от образа его мышления, а раз так, то если мы будем развивать мышление , то сможем изменить и свое поведение в различных ситуациях, стать немного другой личностью.
Развитие мышления – это упражнение, при котором мы изменяем ход своих мыслей об одном и том же предмете или явлении. Например, когда на улице жаркий летний день, можно думать о нем совершенно по-разному. Первое, как уже было сказано ранее, просто констатация факта: «На улице жаркий летний день». Или: «Отличная погода». Или: «Невыносимая жара». Или: «Превосходная погода для похода на пляж!». Способов рассказать о жарком летнем дне множество и каждый из них несет свою эмоциональную окраску, а значит, и определяет наше отношение к погоде за окном и определяет дальнейшее поведение. Точно так же обстоит дело с любым событием, происходящим вокруг нас.
Вот тут-то и возникает самая большая проблема – мы думаем всегда одним и тем же способом, к которому привыкли и даже не задумываемся о возможности посмотреть на знакомое явление под другим углом.
Получается очень интересная ситуация. Тысячи людей живут друг с другом, общаются, но при этом, каждый считает свой образ мышления самым верным и единственно возможным. При этом, практически никто даже не задумывается о том, что мыслить можно по-другому.
Потому и заключается развитие мышления именно в том, чтобы научиться думать по-разному, сделать свое мышление более гибким.
Начать развивать мышление очень просто – возьмите какую-нибудь проблему, которая уже давно вас беспокоит, но вы не можете найти ее решение. Подумайте о ней по-другому, потом еще раз измените точку зрения, а потом еще раз и еще. В конце концов, вы найдете тот путь, который сможет решить вашу проблему.
Вообще, само возникновение проблемы обычно связано с неправильным мышлением, неверным подходом к ее решению.
Способы развития мышления
1. Вспомните детские задачи, где нужно найти выход из лабиринта. Если идти неправильным путем, упрешься в тупик, и прийти к выходу можно лишь вернувшись к одной из развилок. Таким же образом и следует развивать мышление.
2. Присмотритесь, как думают (говорят или пишут) другие люди. Попробуйте думать, как каждый из них, возможно, один из этих способов вам понравится.
3. Можно также изучить различные способы мышления, описанные в литературе – художественной и психологической.
4. Попробуйте собрать вместе способы мышления, о которых вы узнали и на их основе, создать свой образ мысли, скорее всего, он вам будет ближе всех.
Но самое важное – не останавливайтесь ни на одном из найденных вами образов мышления, так как каждый из них подходит для успешного решения только определенных ситуаций.
Смысл развития мышления состоит не в том, чтобы найти идеальный способ мышления, а в том, чтобы сделать свое мышление более пластичным, максимально разнообразным, ведь чем большее количество образов мышления будет в вас, тем к большему количеству возникающих перед вами проблем, вы будете готовы.
Считается, что богатые люди и бедные, счастливые и несчастные думают совершенно по-разному, учитесь думать по-другому, развивайте свое мышление и, скорее всего, найдете тот способ мышления, который поможет вам стать успешным и счастливым.
Инструкция
Метод сравнения предполагает установление общих, сходных признаков у предметов и их различия. Чтобы ребенок мог видеть разные свойства, нужно обучать его анализу предмета со всех сторон, сопоставлять один предмет с другим. Если вы заранее будете подбирать предметы для такого сравнения, то сможете научить видеть в них те свойства, которые раньше были недоступны его мысленному взору.
Следующий шаг – научить определять общие признаки предметов изучения и отличительных. Начать нужно с определения отличительных особенностей и лишь потом переходить к обобщению. Сначала используются два предмета, а потом несколько.
После этого нужно учить определять существенные и несущественные признаки предмета. В наглядном материале существенный признак должен быть виден сразу. Например, два цветка могут отличаться друг от друга и от других частей растения, но у всех цветов одна задача – приносить плоды – это и есть самый существенный признак цветка.
Обобщение и классификация – это одни из самых трудных для освоения приемов мышления. Классификация – это разделение всех предметов на определенные классы, исходя из их наиболее существенных признаков. Чтобы научиться относить какой-то предмет к конкретному классу, ребенку нужно знать обобщающие слова . Их они усваивают в процессе общения с взрослыми и детьми, в процессе самого обучения . Задача педагога – снабдить его такими словами -категориями. Процесс развития умения классифицировать проходит в несколько этапов. Сначала ребенок собирает предметы в группу, но не знает, как ее назвать. Потом он пытается дать им общее слово , но выбирает название одного из сгруппированных предметов, или действие, которое можно с этими предметами сделать. Далее он определяет родовое понятие для этой группы. И, наконец, распределяет предметы по классам.
После освоения сравнения, обобщения и классификации, ребенок учится систематизации знаний. Для этого нужно научиться находить закономерности расположения предметов, объектов имеющих общий признак. Чтобы помочь ребенку развить это умение, нужно предложить задание, в котором к каким-то уже упорядоченным предметам нужно добавить ещё один такой же. Сначала это должны быть наглядные признаки. Здесь ребенок должен сам найти признак, по которому упорядочиваются предметы. Далее нужно предложить задание на упорядочивание объектов, которые расположены в случайном порядке. Это задание более сложное и оно направлено на развитие умения оперировать невидимыми, то есть абстрактными признаками. Такое задание задается устно и решает его ребенок только в голове.
Итак, Википедия нам говорит о том, что понятие «логика» произошла от древне-греческого и означает «наука о правильном мышлении». Ее запросто можно назвать познавательной деятельностью ума и она - качество, которое хотели бы воспитать в себе многие. И как утверждают психологи, это качество формируется, ведь является приобретенным, а не врожденным! Но как развить логическое мышление самостоятельно? На какие задания обратить внимание и чем превозмочь самого себя? Ответы просты и очевидны, стоит только лишь подумать логически!
Азы пути: постоянная работа и не только
Начало начал - это дань интересным задачам на логику, которые заинтересуют и взрослого, и подростка. Они станут частью саморазвития и прекрасной тренировкой для ума. Далее - примеры!Кто может владеть, поднимать и перемещать на иное место слона и коня?
Шахматист.
Как получается, что друг подстригает бороду 100 раз на дню, а вечером - бородатый?
Друг - цирюльник.
Какой рукой нужно размешивать чай?
Мешать чай стоит ложкой.
Что поднять легко с земли, а вот отбросить даже на 1 см - трудно?
Ваши родные используют его каждый день, хотя оно и принадлежит только вам. Что это?
Родные используют ваше имя.
Как вариант - вопрос с подвохом. Это упражнение, которое легко и просто поможет улучшать каждому логическое мышление и разовьет смекалку. Главное здесь - тренировка!
Обычно взрослые, видя схематичное изображение, мигом забывают о деталях. На картинке не хватает дверей. Значит они расположены с правой стороны, автобус едет влево.
Что вы можете сделать еще для развития логики? Изучайте разные науки, к которым у вас была тяга в школе. Задача проста: создавайте последовательные цепочки событий, вникайте в проблему, ищите мотив или точку отсчета и поймите, к чему это все может привести. В этом поможет история, математика, информатика.
Яркая «фишка» - ведение дневника , где вы будете систематизировать новые знания в виде записей, набросков и даже чертежей, учиться сортировать их и «создавать» единую картину из разрозненных кусочков. Согласитесь, что охватить ситуацию помогает именно визуальное восприятие, то есть представленное на бумаге.
Математика почти «сестра» логики
Даже начальное развитие логического мышления требует тренировок. Они - это те увлечения, которые были и до этого момента любимы вами и членами вашей семьи, но не возведены в своеобразный культ Ее величества Логики. Сделайте это сейчас:- разгадывая тесты на логику, . Они помогут не только «с ходу» выявить ваш уровень, но и укажут на «слабые звенья». Может быть, как раз их и стоит восполнить?!;
- играя в настольные игры, в которых логика - главное оружие против соперника. Такие, как «Активити», «Эрудит» как раз подойдут;
- решая несколько математических логических задач с подвохом в день. Иногда кажется, что решение - вот оно, но добраться трудно;
- играя в нарды, шашки и шахматы. Они дадут возможность не только «увидеть» вероятные ходы противника, но и просчитать наперед ситуацию, которую он хочет создать;
- вычисляя математические ребусы и даже... смотря уникальные в своем жанре фильмы. Примером может служить «Роковое число 23», «Число Пи» и им подобные. А почему бы и нет?
Интересно! Доказанным фактом считается, что дети быстрее дадут логический ответ на загадку (если она, конечно, не очень сложна). Все дело в том, что малыши видят события, людей, следовательно, взаимосвязь между ними, чисто, ярко и незамутненно, без «налета» догм, правил, традиций, всего того «мусора», который делает сложным восприятие взрослого человека.
Буквы-загадки: как развить интеллект с их помощью
Если вы не дружите с цифрами, но желаете видеть ситуацию на много шагов вперед, достаточно подружиться с буквами в их разном проявлении. Уделяйте упражнениям по 15-20 минут в день и станете умным как Шерлок Холмс.Созвучные слова, чтение детективов
Отлично помогают тренировать логическое мышление задачки, которые можно отнести к условно-филологическим, конечно. Но мы знаем их суть. Вы:- пересказывайте предложение, умещая его в одно понятие или растягивая на страницу.
Пример: Уж быстро листья пожелтели, опадают и дождик моросит.
Ответ в одном слове - «осень», а вот развить мысль о наступлении осени каждый сможет в рассказ с использованием слов: зонт, туман, хандра, горячий чай; - читайте детективы. Они не только логическое мышление тренируют, но и память (обычно в романах А. Кристи или Б. Акунина много действующих лиц). Попытайтесь изначально понять, кто же злодей!;
- играйте в аналогию. Суть проста: определенный предмет стоит перевести в задуманную систему и описать.
Пример: опишите главные черты характера ваших друзей как химические элементы.
Получится что-то такое: трудолюбивый - «ртуть», добрый - «золото», ехидный - «сера»; - рассматривайте карточки, из которых необходимо убрать лишнее.
Пример: пуф, софа, шкаф, диван. Какое лишнее?
Правильно, шкаф, потому что не является предметом мебели для сидения; - уделяйте внимание толковым словарям, придумывая собственные интерпретации;
- сочиняйте рифмы.
За «мощный» пример можно взять смешные :
От уксуса - куксятся,
от горчицы - огорчаются,
от лука - лукавят,
от вина - винятся,
от сдобы - добреют.За простые такой: муж - уж, класс - в глаз, машина - рутина;
- занимайтесь кодированием пословиц, предложений для установления причинно-следственных связей.
Пример, который задают игроки одной команды другой: У главного в церкви было живое существо. Он очень любил это живое существо и всячески баловал. Но однажды служитель убил его по той причине, что существо съело кусок чего-то животного происхождения...
Ответ противоположной команды: У попа была собака; - объединению отдельных слов в классы с определенными признаками.
Пример: нужно взять несколько разных слов, например, подушка, рыба, треугольник и рассмотреть те элементы, из которых они состоят и с чем могут быть связаны. Так, подушка - это нежность, отдых, покой, рыба - еда, хорошее самочувствие, треугольник - острые углы, отрезки.
Отдельно - о важном, или учась слушать интуицию
Интуиция - наше подсознание, основанное на выводах из знаний, накапливающихся столетиями. Их необходимо слушать, они - та неосознанная часть нас самих, которая помнит и знает о многом. Незнакомец странно себя ведет, вертится и сбивается в речи? Наверное, он что-то задумал, а вы уже получаете сигнал внимания!Тренируйтесь и все получится!
Хорошая новость: мышление поддаётся развитию.
Плохая новость: придётся-таки приложить усилия.
Мы можем развивать глубину, осмысленность, скорость и свободу мышления, но именно осмысленность мышления – первый шаг в развитии его эффективности. Как же развить осмысленность мышления?
Несколько советов по сути:
- Записывайте и схематично зарисовывайте свои мысли, их логические связи. Такое оформление поможет Вам самим разобраться в мыслях и упорядочить их.
- Озвучивайте свои новые идеи и мысли спокойному, терпеливому и позитивно настроенному по отношению к Вам собеседнику.
- Обсуждайте свои мысли.
- Следите за своей речью, ведь за ней следить проще, чем за мышлением. Замените слова «трудно», «проблемы», «кошмар» на «интересно», «цели», «задачи»: так гораздо конструктивнее.
А теперь несколько советов для улучшения показателей скорости мышления, что в наш стремительный век немаловажно! Знаете ли Вы, что живость лица – залог живого мышления?
- Лицевая гимнастика.
Это то действо, которое к тому же поможет проснуться, взбодриться и улучшить настроение.
Двигаем глазами влево-вправо (если каждое парное движение считать за 1 раз, то всего выполним 4 раза).
Двигаем глазами вверх-вниз (4 раза).
Теперь – движения глаз по диагонали (4 раза).
Теперь – круговые движения глаз по часовой стрелке (4 раза) и против часовой стрелки (4 раза).
Далее – двигаем губами по часовой стрелке и против часовой стрелки, вытягиваем губы вперёд и, напротив, растягиваем в широчайшей улыбке. Затем просто улыбаемся. Заканчиваем мягкими надавливаниями подушечками пальцев щёк, скул, подбородка и поглаживаниями по массажным линиям.
«Поза льва»: выпучив глаза, максимально высунуть язык. Расслабиться. Варианты – тянуться языком к уху, носу, вращать губами в одну сторону, например – по часовой стрелке, а глазами – против.
Корчите рожицы: это славно разогревает лицо, подготавливая его к активному трудовому дню, бодрит тело и снимает комплексы.
Кстати, быстрота и точность мышления тесно связаны с мелкой моторикой рук: чем лучше развита моторика, тем живее мышление.
- Эмоциональная гимнастика.
Её цель – получить энергетический заряд, взбодриться, улучшить свой тонус и настроение. Суть действа – смена разных эмоций, например, перед зеркалом, на протяжении нескольких минут. Вот примерный список возможных вариантов эмоций, которые следует в себе попеременно вызывать: насмешливость, самоуверенность, мечтательность, возмущение, грусть, довольство, покорность, упрямство, усталость, просьба, радость, лукавство, сомнение, нежность, радость, и т.д. Фантазируйте!
- Смена внутреннего темпоритма, его ускорение.
Попробуйте ускорить походку, сделав её более энергичной, «пружинистой». Усильте эмоциональность и громкость своей речи, убыстрите процесс принятия решений; не откладывайте задуманное, выполняя его немедленно. А иногда, напротив, замедляйтесь, держите паузу, выигрывайте время для обдумывания ответа. Контролируйте процесс!
- Методика Виктора Котка. Её суть – в тренировке умения «мобилизоваться», научиться схватывать суть материала, укладываясь в отведённое время, то большее, то меньшее. Атрибут – научно-популярная книга, с текстом которой Вы не прочь работать.
Как это делается? Тренер постукиванием отсчитывает время, отведённое на чтение одной страницы. Например, даёт 3 минуты. Вы читаете, стараясь уложиться. Проверка – пересказ текста. Следующую страницу читаете уже 3,5 минуты. Стараетесь успеть. 2 минуты – трудно, но стараетесь. Снова 3,5 минуты – и Вы ощущаете, как много времени осталось в запасе. Потом – 2 минуты; 1,5 и так далее. Два месяца подобных тренировок повышают скорость чтения, а с ней – и скорость мышления. В роли тренера может выступить любой человек, владеющий чувством ритма и оснащённый секундомером и, к примеру, карандашом. Вам же понадобится только подходящая книга научно-популярного содержания и желание добиться цели.
- Этот совет скорее на перспективу: наблюдайте и подбирайте, коллекционируйте готовые алгоритмы для решения конкретных задач. Собирайте опыт, накопленный более успешными коллегами, давно занимающимися в данной области и знающими, естественно, больше, чем новичок. Просто у Вас всё ещё впереди, и чем Вы внимательнее – тем скорее догоните и перегоните тех, кто уже «успокоился» и перестал развиваться.
- Полюбите игровые тренажеры, уделите внимание играм, построенным на принципе n-назад. Например, на нашем сайте это – . Доказано, что это способствует улучшению интеллектуальных способностей.
Швейцарские учёные в своих исследованиях доказали, что существует связь между кратковременной памятью и гибким интеллектом. Чем больше тренируется кратковременная память – тем выше показатели гибкого интеллекта (способности решать незнакомые, неожиданные задачи), а повышение уровня гибкого интеллекта повышает и уровень общего интеллекта, который отражается в результатах теста IQ.
Успехов Вам в саморазвитии, настойчивости, сил и удовольствия от неизбежных перемен к лучшему!
Фото: Piyushgiri Reva gar