Игры по экологии подготовительная группа картотека. Картотека дидактических игр по развитию экологических представлений для подготовительной группы
Дарья Алфёрова
Картотека дидактических игр по развитию экологических представлений для подготовительной группы
Картотека дидактических игр по развитию экологических представлений
для подготовительной группы .
Подготовила : Воспитатель Алфёрова Дарья Александровна
МБДОУ "Детский сад "Солнышко", г. Тамбов, 2017
«Мы - экологи »
Цель : закреплять знания детей о природе.
Ход игры : воспитатель напоминает детям, что люди, которые занимаются изучением природы и вопросами ее охраны, называются экологами , и предлагает побыть им в роли экологов . Остальные дети будут задавать им вопросы. Например :
1. Если мы будем охранять птиц в лесу, кому мы поможем?
2. Для чего природе нужны хищники?
3. Что такое красная книга и для чего она нужна?
4. Для чего люди создают заповедники?
5. Расскажите, как связаны между собой елка, белка, рысь?
6. Какую помощь растениям оказывают животные, насекомые?
«Охрана природы»
Цель : закреплять знания об охране объектов природы.
Оборудование : картинки с изображением растений, птиц, зверей, человека, солнца, воды, воздуха.
Ход игры : на столе или наборном полотне картинки , изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т. д. Воспитатель убирает одну из картинок , и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например : убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями.
«Живая пирамида»
Цель : закреплять знания детей об экологической пирамиде через перфокарты .
Оборудование : перфокарты с изображением хищных и травоядных животных.
Ход игры : воспитатель раздаёт детям перфокарты с изображением на левой стороне хищных животных, на правой стороне - травоядных животных. Дети должны провести стрелку от хищного животного к тем животным, каких они ловят.
«Природа и человек»
Цель : закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа.
Оборудование : мяч.
Ход игры : воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.
«Что сделано человеком»
«Что создано природой» ? спрашивает воспитатель и бросает мяч.
Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.
«Большая цепочка»
Цель : уточнять знания детей об объектах живой и неживой природы.
Оборудование : картинки с изображением объекта живой или неживой природы.
Ход игры : у воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку , сначала воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т. д.
«Воздух, земля, вода»
Цель : закреплять знания детей об объектах природы, развивать слуховое внимание , мышление, сообразительность.
Оборудование : мяч.
Ход игры:
Вариант 1. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока» . Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода» , на слово «волк» - «земля» и т. д.
Вариант 2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.
«Кто где живёт?»
Цель : закреплять знания о животных и местах их обитания.
Оборудование : картинки с изображением животных и местами их обитания.
Ход игры : у воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т. д.) . Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить , где оно обитает, и если совпадает с его картинкой , «поселить» у себя, показав карточку воспитателю .
«Польза-вред»
Цель : закреплять знания о взаимосвязи в природе.
Ход игры : Первый вариант : «Польза – вред» . (Тема : живая природа)
Дети должны встать в круг. Воспитатель задает вопрос : «Какая польза от пчелы?» , дети должны по очереди ответить на вопрос, не повторяя ответы товарищей. Затем задание меняется : «Какой вред от пчелы?»
Второй вариант : «Нравится – не нравится» (Тема : не живая природа)
Третий вариант : «Хорошо – плохо» . (Тема : времена года и 4 стихии : вода, воздух, земля и огонь). Принцип тот же.
Воспитатель задает вопрос : «Что случилось бы, если бы все плохие качества природных объектов исчезли, и все окружающее стало бы хорошим?» (волк стал хорошим - перестал есть зайцев, зайцев бы развелось столько , что они погрызли бы всю кору на деревьях, деревьев стало бы меньше и многим птицам негде было бы жить).
Выясняется, что если от всего будет только польза и никакого вреда, то жизнь на планете резко изменится и даже может погибнуть.
В конце игры воспитатель должен сделать вывод, что нет вредных существ, нет полезных, в природе нет ничего лишнего, всё необходимое.
«Что в корзинку мы берем»
Цель : закрепить знания о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу, научить различать плоды по месту их выращивания.
Оборудование : картинки с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод и корзинок.
Ход игры : у одних детей - картинки , изображающие разные дары природы. У других – картинки в виде корзинок .
«Дети – плоды» под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т. д.
«Дети – корзинки» должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие : каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т. д.) . Выигрывает тот, кто выполнил это условие.
«Грибная корзинка»
Цель : закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах.
Оборудование : корзинка, картинки с изображение съедобных и несъедобных грибов.
Ход игры : на столе перед каждым ребенком лежат картинки-отгадки . Воспитатель загадывает загадку о грибах, дети отыскивают и кладут картинку -отгадку съедобного гриба в корзинку.
Публикации по теме:
Картотека дидактических игр для детей 4–5 лет Дошкольное образовательное учреждение д/с №4 с. Унароково Подготовила: воспитатель средней группы Радчук И. И. Картотека дидактических игр.
Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи в разных возрастных группах в детском саду. Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи в разных возрастных группах в детском саду Дидактические игры и упражнения для.
Картотека дидактических игр по формированию представлений дошкольников о здоровом образе жизни Дидактическая игра «Чтобы глазки не болели» Цель: Формировать знания об органах зрения. Воспитатель читает правила и показывает карточки-модели.
Картотека дидактических игр по музыкальному развитию дошкольников 3–4 лет. Название игры: 1. Разминка Цель: Организация детей перед занятием. Материалы и оборудование: Без предметов Ход игры: Дети сидят на стульчиках.
Что вредно и полезно для природы (воды)?
(Игра с перфокартами.)
Цели: Обратить внимание детей на отношение человека к объектам природы (воде). Закрепить правила поведения в природе. Воспитывать бережное отношение к воде.
Материал: Перфокарты, на которых изображены действия человека, наносящие вред природе (воде) и применение воды в полезных целях.
Игровое действие: Отметить различными знаками (например, разного цвета или формы) положительное и отрицательное воздействие человека на природу (воду).
Цель:
־ Закрепить знания детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира.
־ Упражнять детей в классификации растений, животных, птиц.
־ Развивать логическое мышление, память и внимание.
־ Формировать усидчивость, стремление к самостоятельности.
Материал:
Игровые поля 20х25 (5 штук), разделённые на квадраты. В центре игрового поля имеется изображение, вокруг которого размещено 8 пустых квадратов. Изображения: «Кто живёт в воде?»; «Кто живёт у воды?»; «Кто пьёт воду?»; «Что поливают водой?»; «Что растёт в воде?».
Карточки размером 6х6 см., с изображением животных, насекомых, людей, птиц, растений.
Ход игры:
1 вариант. В игре могут принимать участие от 1 до 5 детей.
Ведущий раздаёт участникам игры игровые поля – карточки размером 20х25, на которых изображено: «Кто живёт в воде?»; «Кто живёт у воды?»; «Кто пьёт воду?»; «Что поливают водой?»; «Что растёт в воде?». Карточки, размером 6х6 см., с изображением животных, насекомых, людей, птиц, растений находятся у ведущего. Ведущий перемешивает их, и, вынимая по одной, показывает детям, уточняя вопросы: «Кто это? Кому нужна эта карточка? Играющий называет, что изображено на карточке, и почему он выбрал её». (Например, «Это кошка. Она пьёт воду»). Если ответ правильный ведущий отдаёт карточку играющему, и он выкладывает картинку на своём игровом поле.
Игра продолжается до тех пор, пока все участники игры не подберут карточки к игровым полям. Выигрывает тот, кто первый заполнит своё игровое поле карточками.
2 вариант. « Путаница». В игре могут принимать участие от 1 до 5 детей. Ведущий предлагает играющим карточки с неправильно заполненными полями. Играющие должны исправить ошибку.
Рекомендации по использованию дидактической игры в практике работы ДОУ: Игру можно использовать при организации деятельности с детьми по образовательным областям – «Познание», «Коммуникация», «Социализация».
Программное содержание. Познакомить детей с тем, что вода может находиться в твёрдом, жидком, газообразном состоянии. Учить строить модель любого конкретного предмета или даже сюжета с помощью «человечков».
Дать детям знания о неживой природе, элементах физики. Развивать у детей такие качества, как пытливость, любознательность, мыслительную деятельность и воображение.
Материал. Карточки с изображением воды в различных агрегатных состояниях (твёрдых, жидких и газообразных) - льдинка, снежинка, сок, молоко, пар; карточки с изображением моделей «человека», характеризующие агрегатные состояния - (демонстрационные и раздаточные).
Ход игры.
В игре могут принимать участие 3-5 человек.
Воспитатель предлагает детям набор карточек с изображением моделей человечков, которые символизируют состояние воды: жидкое, твёрдое и газообразное. А так же карточки с изображением различных предметов: льда, воды, снежинки, пара, стакана сока, апельсина и т. д. Объясняет, что любой предмет можно изобразить схематически, с помощью моделей.
Воспитатель предлагает детям найти все твёрдые предметы. Почему эти предметы твёрдые? Что находится у них внутри? Внутри каждого твёрдого предмета живут человечки. Они крепко держатся за руки, чтобы ничего не прошло.
Затем воспитатель предлагает найти жидкие вещества, которые текут: вода, компот и т.д. В жидкости тоже живут человечки. Они держат руки на поясе, но касаются друг друга локтями. То есть они держат свои ручки так, чтобы сквозь воду могли пройти твёрдые предметы.
Газообразные вещества – дым, пар, воздух. Здесь тоже живут человечки. Но они как бы летают, постоянно находятся в движении.
С помощью человечков обучить детей элементам моделирования, т.е. учить детей строить модель любого конкретного предмета или сюжета: модель стакана с соком, модель апельсина, модель пара и т.д.
1 вариант.
Воспитатель предлагает детям с помощью человечков построить модель любого конкретного предмета или сюжета: модель стакана с соком, модель апельсина, модель пара и т. д. Обучает детей элементам моделирования.
2 вариант.
Воспитатель предлагает к выложенным моделям подобрать карточки с изображением подходящего предмета.
Рекомендации по использованию игры в практике работы ДОУ : Игру можно использовать при организации деятельности с детьми по образовательным областям «познание», «социализация», «коммуникация», в экспериментальной деятельности и индивидуальной работе с ребёнком. А так же дети могут использовать игру в самостоятельной деятельности.
Цель: Уточнить и расширить представления детей о снеге. Помочь детям понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства. Развивать мышление интерес к зимним явлениям к неживой природе.
Материал: Карточки с изображением различных состояний воды: водопад, река, лужа, лёд, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка, капля, град; четыре карточки с изображением четырёх времён года.
Ход игры:
Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лёд, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка, капля и т.д.
Во время движения по кругу произносятся следующие слова:
Вот и лето наступило.
Солнце ярче засветило.
Стало жарче припекать,
Где снежинку нам искать?
С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагается нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:
Наконец, пришла зима:
Стужа, вьюга, холода.
Выходите погулять.
Где снежинку нам искать?
Вновь выбирают нужные картинки и объясняется выбор.
Усложнение: Лежат 4 обруча с изображением четырёх времён года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года. Вывод делается из ответов на вопросы:
В какое время года, вода в природе может находиться в твёрдом состоянии? (Зима, ранняя весна, поздняя осень.)
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Экологическая игра «Польза- вред»
Цель: дать понять детям, что в природе нет ни полезных ни вредных, одни только необходимые.
1 этап
Первый вариант: «Польза –вред».
(тема: живая природа) .
Дети должны встать в круг. Воспитатель задает вопрос: «Какая польза от пчелы? », дети должны по очереди ответить на вопрос, не повторяя ответы товарищей. Затем задание меняется: «Какой вред от пчелы? »
Второй вариант: «Нравится – не нравится».
(тема: не живая природа) .
Принцип организации см. вариант 1.
Третий вариант: «Хорошо – плохо».
(тема: времена года и 4 стихии: вода, воздух, земля и огонь). Принцип тот же.
2 этап
Воспитатель задает вопрос: «Что случилось бы, если бы все плохие качества природных объектов исчезли, и все окружающее стало бы хорошим? » (волк стал хорошим - перестал есть зайцев, зайцев бы развелось столько, что они погрызли бы всю кору на деревьях, деревьев стало бы меньше и многим птицам негде было бы жить) .
Выясняется, что если от всего будет только польза и никакого вреда, то жизнь на планете резко изменится и даже может погибнуть.
В конце игры воспитатель должен сделать вывод, что нет вредных существ, нет полезных, в природе нет ничего лишнего, всё необходимое.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Экологическая игра «Совы и вороны»
Цель: проверить и закрепить представления детей об окружающем мире.
Дети должны разделиться на две команды: «Совы» и «Вороны». Те и другие становятся в шеренгу друг напротив друга на расстоянии 3 метра, за их спинами их дома, также на расстоянии 3 метра.
Воспитатель дает задание:
«Совы» любят правду, «Вороны» - ложь, поэтому, если я говорю правду, «Совы» должны ловить «Ворон». «Вороны» убегают в свои дома и наоборот.
Затем воспитатель произносит фразы природоведческого содержания:
-медведи любят есть тигров
-у березы весной бывают сережки
-слоны не умеют плавать
-дельфин – это животное, а не рыба
Дети должны осознать правильность или неправильность фразы, основываясь на своих знаниях по этой теме и сами отреагировать своим поведением (убегать или догонять) на эту фразу. Целесообразно после каждого раза спрашивать детей о том, почему они так или иначе поступили, а после 2-3 фраз поменять игроков местами.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Экологическая игра « Какие все мы разные»
Цель: показать многообразие природного мира, его неповторимость, выделить хорошие качества любого природного объекта.
Воспитатель дает задание:
Встаньте налево те, кто больше любит море, направо – те, кто больше любит речку, а посередине пусть останутся те, кому нравится и то, и другое.
Затем детям дают вопросы:
Почему тебе нравится море?
Почему ты любишь речку?
Почему ты остался посредине?
Варианты заданий: зима – лето,
ромашка – колокольчик, дождь – снег.
В конце игры воспитатель должен сделать вывод, что и то и другое хорошо, надо лишь замечать это хорошее в природе в результате проведения таких игр детям становится трудно выбирать то, что лучше и они остаются посередине. Однако, это не является целью игры.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Экологическая игра « Найди свое дерево»
Цель: обеспечить возможность познавать окружающую среду, использовать опыт прямого общения с ней (проводится в природе) .
Воспитатель завязывает одному ребёнку глаза, несколько раз вращает вокруг себя и ведет к какому-нибудь дереву. Ребенок должен изучить это дерево, ощупав его.
Во время изучения воспитатель задаёт наводящие вопросы:
Оно гладкое или нет?
Есть ли на нём листья?
Высоко ли от земли начинаются ветки?
Затем воспитатель отводит ребёнка от дерева, запутывает следы, развязывает глаза и предлагает угадать «своё» дерево, используя опыт, полученный во время ощупывания дерева.
В дальнейшем можно предлагать детям игры попарно.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Экологическая игра «Времена года»
Цель: развивать логическое мышление и обогащать кругозор детей понятием о сезонных изменениях в природе.
Воспитатель называет какой-либо предмет живого мира (живого или растительного) и предлагает детям представить и рассказать, где и в каком виде этот предмет можно увидеть летом, зимой, осенью, весной.
Например: ГРИБЫ.
Летом – свежие в лесу, по краям дороги, на лугу, а также консервированные в банках, сушеные, если остались с прошлого года или приготовленные уже в этом году.
Осенью – то же самое.
Зимой – только консервированные или сушеные, но могут быть и свежие, только если их выращивают в специально отведенном месте.
Весной - см. зиму, но добавлять грибы, которые растут весной (сморчки) .
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Экологическая игра
«Что
изменилось»
Дидактическая
задача.
Найти предметы по сходству.
Игровое действие.
Поиск
похожего предмета.
Правило.
Показывать узнанное
растение можно только по сигналу воспитателя, выслушав его описание.
Оборудование.
Одинаковые растения
(по 3—4) расставлены на двух столах.
Ход игры.
Воспитатель
показывает какое-нибудь растение на одном из столов, описывает его характерные
признаки, а затем предлагает ребенку найти такое же на другом столе. (Можно
попросить детей найти такие же растения в групповой комнате.)
Игру повторяют с каждым из растений, находящихся на столах.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Экологическая игра «Найди, о чем расскажу»
Дидактическая задача. Найти предметы по перечисленным признакам.
Игровое действие. Угадывание растения по опи санию признаков.
Правило. Называть узнанные овощи или фрукты можно только по просьбе воспитателя.
Оборудование. Овощи и фрукты раскладывают по краю стола так, чтобы хорошо были видны
всем детям отличи тельные признаки предметов.
Ход игры. Воспитатель подробно описывает один из лежащих на столе предметов, то есть
называет форму
овощей и фруктов, их окраску и вкус. Затем педагог предлагает кому-либо из ребят: «Покажи на столе, а
по том назови то, о чем я рассказала». Если ребенок справился с заданием, воспитатель описывает
другой предмет, а задание выполняет уже другой ребенок. Игра продолжается до тех пор, пока все дети
не угадают предмет по описанию.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Экологическая игра «Найди такой же»
Дидактическая задача. Найти предметы по сходству. Игровое действие. Дети находят изменения в расположении предметов.
Правило.
Смотреть
на то, как воспитатель меняет растения местами, нельзя.
Оборудование.
На двух столах
ставят 3—4 одинаковых растения в определенной последовательности, например
фикус, цветущая герань, аспарагус, душистая герань.
Ход игры. Воспитатель просит детей хорошо рас смотреть, как стоят растения, и закрыть глаза. В это время он меняет местами растения на одном столе. А за тем просит детей переставить горшочки так, как они стоя-ли прежде, сравнвая их расположение с порядком растений на другом столе. После некоторых повторений можно провести игру с одним набором растений (без зрительного контроля).
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Экологическая игра «Угадай растение по описанию»
Дидактическая задача. Найти предметы по перечисленным признакам. Игровое действие. Поиск
предмета по загадке-описанию.
Правило. Показывать растение можно только после рассказа воспитателя по его просьбе.
Оборудование. Для первых игр отбирают не сколько комнатных растений (2—3) с заметными
отличительными признаками. Их расставляют на столе так, чтобы всем детям было хорошо видно каждое растение
Ход игры. Воспитатель начинает подробно рассказывать об одном из растений. Сначала он, например, отмечает, на что
оно похоже «на дерево», на «травку»), затем просит сказать, есть ли у растения стебель. Педагог обращает внимание
детей на форму листьев (круглые, овальной формы — как огурчик, узкие, длинные), окраску цветов (основные цвета),
их количество на цветоножке Первое описание дается в медленном темпе, так, чтобы дети смогли увидеть и
рассмотреть все то, о чем говорит воспитатель. Закончив описание, педагог спрашивает: «О каком растении я вам
рассказала?» Дети показывают растение и, если могут, называют его. Можно предложить ребятам найти в групповой
ком нате все растения, похожие на описанное.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Экологическая игра «Найди растение по названию»
Первый вариант.
Дидактическая задача. Найти растение по слову-названию.
Игровые действия. Поиски названного рас тения.
Правило. Смотреть, куда прячут растение, нельзя.
Ход игры. Воспитатель называет комнатное расте ние, стоящее в групповой комнате, а дети должны найти его. Сначала
педагог дает задание всем детям: «Кто быстрее найдет у нас в групповой комнате растение, которое я назову?» Затем
просит некоторых детей вы полнить задание. Если детям трудно будет найти на званное растение на большой площади
комнаты среди многих других, игру можно провести по аналогии с пре дыдущими, то есть отобранные растения
поставить на стол. Тогда поиск растения в комнате станет усложнен ным вариантом игры.
Второй вариант.
Можно провести игру с использованием игрушки, которую воспитатель или кто-нибудь из детей спрячет (см. игру «Где
спряталась матрешка?»), но вместо опи сания комнатного растения, возле которого спрятана игрушка, можно дать
только его название.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Экологическая игра «Чего не стало!»
Дидактическая задача. Назвать растение по памяти (без зрительного контроля). Игровое действие. Отгадать, какого растения не стало. Правило. Смотреть, какое растение убирают, нельзя. Оборудование. На стол ставят 2—3 хорошо знакомых детям по прежним играм растения.
Ход игры. Воспитатель предлагает малышам по смотреть, какие растения стоят на столе, а потом закрыть глаза. В это время педагог одно растение убирает. Когда дети откроют глаза, педагог спрашивает: «Какого растения не стало?» Если получен правильный ответ, растение ставят на место, и игра повторяется с другим предметом. Примечание. Приведенные выше игры рекомендуются для детей 3—4 лет.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Экологическая игра «Опишите, я отгадаю»
Дидактическая задача. Найти растение по описанию взрослого.
Игровое действие. Угадывание растений по загадке-описанию.
Правило. Сначала надо найти растение, о котором расскажут, а потом назвать его.
Ход игры. Воспитатель описывает одно из растений, находящихся в групповой комнате. Дети должны найти его
по описанию, а если оно им знакомо, то назвать. Те растения, названия которых дети еще не знают, вос-
питатель называет сам.
При описании следует использовать общепринятые термины: «форма листа», «окраска цветов» и т. д. Это
поможет детям выделить отличительные и общие при знаки растения.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Экологическая игра «Найди, о чем расскажу»
Дидактическая задача. Описать и назвать признаки растения в ответ на вопросы взрослого.
Игровое действие. Составление «загадки» для взрослого. Правила. Называть загадываемое растения нельзя. Отвечать на вопросы правильно.
Ход игры. Педагог сидит лицом к детям, спиной к комнатным растениям, стоящим на столе. Одного ребенка воспитатель просит выбрать и показать детям растение, которое он затем должен будет узнать по описанию ребят. Педагог задает им вопросы о наличии стебля, форме и окраске листьев (называет оттенки зеленого цвета), о поверхности листа (гладкий, негладкий), о том, есть ли цветы, сколько их на ветке, какой они окраски. Например: «На что похоже — на дерево или травку? Ствол толстый, прямой? Листья большие, как огурец? Темно-зеленые, блестящие?» Узнав растение, воспитатель называет и показывает его. Игру можно повторить.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Экологическая игра «Загадай, мы отгадаем»
Первый вариант.
Дидактическая задача. Описать предметы и найти по описанию.
Оборудование. На стол ставят 3—4 растения.
Игровое действие. Загадывание и отгадывание загадок о растениях.
Правило. Описывать растение нужно, не называя его.
Ход игры. Один ребенок выходит за дверь. Он — водящий. Дети договариваются, о каком растении и что будут
говорить. Водящий возвращается, и дети описывают ему задуманное. Внимательно прослушав рассказ,
водящий должен назвать и показать растение.
Второй вариант.
Воспитатель предлагает одному из детей описать какое-нибудь растение, стоящее на столе. Остальные должны узнать растение по рассказу и назвать его.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Экологическая игра «Продайте то, что назову»
Дидактическая
задача.
Найти предмет по названию.
Игровые действия.
Выполнение ролей
покупателя и продавца.
Правила.
Покупатель должен назвать
растение, но не показывать его. Продавец находит растение по на званию.
Оборудование.
Подобрать комнатные
растения, полевые и садовые цветы. Разложить и расставить их на столе.
Ход игры.
Один ребенок —
продавец, остальные — покупатели. Покупатели называют растения, которые хо тят
купить, продавец находит их и выдает покупку. В случае затруднения покупатель
может назвать признаки растения.
Примечание. Последние три игры рекомендуются для детей средней группы.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Экологическая игра «Найди листок, какой покажу»
Дидактическая задача. Найти предметы по сходству.
Игровое действие. Бег детей с определенными листочками.
Правило. Бежать («лететь») по команде можно только тем, у кого в руках такой же ли сток, какой показал
воспитатель.