In Umbra. Демонология как семиотическая система
Ответственный редактор: Д. Антонов, О. Христофорова
Составитель: Д. Антонов, О. Христофорова
Главы книги
Под науч. редакцией: Л. Голубенко, Н. Вит. Odessa: 2013.
В сборник вошли материалы научных докладов профессоров, доцентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений Украины, России, Сербии, сделанных в рамках VIIмеждународной научной конференции, посвященной проблемам преподавания иностранных языков и зарубежной литературы. На конференции, посвященной памяти доктора педагогических наук, профессора Владимира Львовича Скалкина обсуждались вопросы лингво-когнитивного и социо-культурного аспектов преподавания иностранных языков, психолого-педагогические процессы обучения и его технологии, а также проблемы изучения и анализа литературного текста.
Гриднева Е. А. , Капранова К. О. В кн.: Коммуникативистика ХХI века: перспективы развития социально-гуманитарного знания: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции, 19 марта 2010 г.. Н. Новгород: Нижегородский филиал НИУ ВШЭ, 2010. С. 87-93.
Коммуникация как способ определения и коллективных интересов играет существенную роль в процессах нормотворчества. Успешность коммуникации между народом и властью, всеми субъектами политико-правовой организации общества зависит от понимания их друг другом и развитого правосознания всех участников коммуникации.
В статье рассматривается современное состояние методологии науки применительно к психологии. Показано, что методология настолько развилась и разветвилась, что настала пора разрабатывать ее специальный вид: методологию выбора и применения методологии к частным наукам. Специально выделена роль искусства как своего рода методологии: искусство питает интуицию, а методология дискурсию. В статье также представлена пропедевтика методологической культуры и дана критика или проблематизация однозначности целого ряда методологических принципов, бытующих в современной психологии. Обсуждается также проблема совместимости / несовместимости полярностей, веками существующих в психологии и дискуссии о которых не утихают.
В статье рассматриваются взгляды Л.Н. Толстого в качестве не только яркого представителя, но и завершителя эпохи Просвещения. Сопоставление его идей с философией Спинозы и Дидро позволяет прояснить некоторые аспекты произошедшего в этом завершении перехода к уникальному толстовскому религиозно-философскому учению. Специальному анализу подверглись общие и специфические черты трех философов. Особое внимание уделено способу мышления, представленному в учении Толстого, Спинозы и Дидро, их отношению к науке, специфике их мировоззрения. Важным аспектом понимания стало раскрытие противоречия между образом мыслей и образом жизни трех философов. Исследована природа творческого мышления в их философии. У Дидро она описана через концепт парадоксализма, у Спинозы - через понятие целостности, у Толстого - через метод сцепления, обнаруженный им в литературном творчестве. Если для европейских просветителей образ мышления напрямую связан с природой человека, представленный как единство natura naturans и natura naturata, то для Толстого важнее всего некое априорное чувство жизни, пропитанное верой в Бога и инстинктом самоотдачи - любви к Высшему и другим людям. Метод сцепления уводит Толстого от прямого продолжения просветительских идей, делая значимым обращении не только к разуму, но и к творческой интуиции. Показан переход Толстого от рационального восприятия жизни к ее религиозным и экзистенциальным основаниям. Толстой постепенно уходит от идеи природного человека к идее человека, живущего по заповедям Христа. Показано, что начав с просветительского мировоззрения, Толстой заканчивает созданием религиозно-философского учения, характерного для начала ХХ века.
Под редакцией: Е. И. Пивовар М.: РГГУ, 2011.
Материалы ежегодного международного научного форума, посвященного актуальным проблемам гуманитаристики.
This important new book offers the first full-length interpretation of the thought of Martin Heidegger with respect to irony. In a radical reading of Heidegger"s major works (from Being and Time through the ‘Rector"s Address" and the ‘Letter on Humanism" to ‘The Origin of the Work of Art" and the Spiegel interview), Andrew Haas does not claim that Heidegger is simply being ironic. Rather he argues that Heidegger"s writings make such an interpretation possible - perhaps even necessary.
Heidegger begins Being and Time with a quote from Plato, a thinker famous for his insistence upon Socratic irony. The Irony of Heidegger takes seriously the apparently curious decision to introduce the threat of irony even as philosophy begins in earnest to raise the question of the meaning of being. Through a detailed and thorough reading of Heidegger"s major texts and the fundamental questions they raise, Haas reveals that one of the most important philosophers of the 20th century can be read with as much irony as earnestness. The Irony of Heidegger attempts to show that the essence of this irony lies in uncertainty, and that the entire project of onto-heno-chrono-phenomenology, therefore needs to be called into question.
Статья посвящена концепциям техники в творчестве братьев Эрнста и Фридриха Георга Юнгеров. Проблема взаимосвязи техники и свободы рассматривается в широком контексте немецкой критики культуры начала XX в. и дискуссии о технократии до и после Второй мировой войны.
Т. Востоковедение. Новосибирск: Новосибирский государственный университет, 2005.
В сборнике представлены труды секции "Востоковедение" XLIII Международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс», состоявшейся в Новосибирском государственном университете в 2005 г.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
Книга содержит полную и всестороннюю информацию по истории императорской России – от Петра Великого до Николая II. Эти два столетия стали эпохой, когда закладывались основы могущества России. Но это же время и обусловило падение империи в 1917 году. В текст книги, выдержанной в традиционной манере хронологического изложения, включены увлекательные вставки: «Действующие лица», «Легенды и слухи» и другие.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Аистов А. В. , Леонова Л. А. ÐаÑÑнÑе Ð´Ð¾ÐºÐ»Ð°Ð´Ñ Ð»Ð°Ð±Ð¾ÑаÑоÑии колиÑеÑÑвенного анализа и моделиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ñкономики. P1. ÐижегоÑодÑкий Ñилиал ÐÐУ ÐШÐ, 2010. â Р1/2010/04.
В работе проанализированы факторы выбора статуса занятости (на основе данных Российского мониторинга экономического состо-яния и здоровья населения 1994-2007 гг.). Проведенный анализ не отвергает предположение о вынужденном характере неформальной занятости. В работе также исследовалось влияние статуса неформально занятого на удовлетворенность жизнью. Показано, что неформально занятые, в среднем, более удовлетворены жизнью по сравнению с официально оформленными работниками.
Альманах «In Umbra: Демонология как семиотическая система» объединяет работы, посвященные мифологическим персонажам – амбивалентным и вредоносным духам, «низшим» божествам, демонам. Представления о незримых врагах – искусителях, вредителях, агентах болезней – играют важную роль в культуре разных народов. С их помощью объясняют многие бедствия и катаклизмы, от личностных до глобальных. В традиционн
...Альманах «In Umbra: Демонология как семиотическая система» объединяет работы, посвященные мифологическим персонажам – амбивалентным и вредоносным духам, «низшим» божествам, демонам. Представления о незримых врагах – искусителях, вредителях, агентах болезней – играют важную роль в культуре разных народов. С их помощью объясняют многие бедствия и катаклизмы, от личностных до глобальных. В традиционных обществах духи воспринимаются как естественные соседи человека: с ними выстраивают особые отношения, основанные на различных ритуальных и магических практиках. Демонология развивается на всех «этажах» культуры – от книжности до фольклора, от средневековой миниатюры до компьютерных игр. Образам и сюжетам, связанным с низшими духами в мировых религиях, фольклоре, искусстве и литературе посвящен альманах «In Umbra».
Для студентов и специалистов в области истории, искусствоведения, религиоведения, фольклористики, социальной и культурной антропологии.
Anthology «In Umbra: Demonology as a Semiotic System» includes articles on mythological creatures – ambivalent and antagonist spirits. Th e idea of humans’ invisible enemies – tempters, wreckers, agents of diseases – plays an important role in diff erent cultures of the world in all the epochs. It helps explain many cataclysms and disasters – from personal to global ones. In traditional societies spirits are referred to as the natural neighbors of man – people build relationships with spirits through diff erent ritual, magical and behavior practices. Demonology appears on every level of culture – from scholarly theology to folklore, from medieval miniatures to computer games. Th e authors of the anthology deal with images, motives and plots, related to demons in diff erent religions, folklore art and literature of the world.
The book is intended for students and specialists in history, art, religious, cultural and folklore studies, social and cultural anthropology.
Книга «In Umbra. Демонология как семиотическая система. Выпуск 2
» автора Сборник Статей оценена посетителями КнигоГид, и её читательский рейтинг составил 0.00 из 10.
Для бесплатного просмотра предоставляются: аннотация, публикация, отзывы, а также файлы на скачивания.
Альманах «In Umbra: Демонология как семиотическая система» объединяет работы, посвященные мифологическим персонажам - амбивалентным и вредоносным духам, «низшим» божествам, демонам. Представления о незримых врагах - искусителях, вредителях, агентах болезней - играют важную роль в культуре разных народов. С их помощью объясняют многие бедствия и катаклизмы, от личностных до глобальных.
В традиционных обществах духи воспринимаются как естественные соседи человека: с ними выстраивают особые отношения, основанные на различных ритуальных и магических практиках. Демонология развивается на всех «этажах» культуры - от книжности до фольклора, от средневековой миниатюры до компьютерных игр. Образам и сюжетам, связанным с низшими духами в мировых религиях, фольклоре, искусстве и литературе посвящен альманах «In Umbra».
Для студентов и специалистов в области истории, искусствоведения, религиоведения, фольклористики, социальной и культурной антропологии.
Второй номер альманаха «In Umbra: Демонология как семиотическая система» выходит в издательстве «Индрик». С этого выпуска мы планируем сделать издание ежегодным.
Как увидит читатель, статьи, вошедшие во второй номер, в большей части посвящены персонажам фольклора: героям- антагонистам эпической традиции (статьи Л. Л. Габышевой и Н. В. Петрова) и амбивалентным духам / духам-вредителям мифологической прозы, непосредственно связанной с областью актуальных верований. Демонологические создания имеют разный генезис (хтонические существа, духи, ходячие покойники), разный облик (от нульморфного до гипертрофированно-телесного, антропозооморфного), разные атрибуты и функции.
Они появляются во множестве жанров - от поверий до проклятий, от быличек до заговоров, и поражают многоликостью, разнообразием, широким спектром совершаемых действий и принимаемых личин.
In Umbra - Демонология как семиотическая система - Альманах - Выпуск 2
Издательство «Индрик» - 400 с.
Москва - 2013 г.
ISBN 978-5-91674-265-7
In Umbra - Демонология как семиотическая система - Альманах - Выпуск 2 - Содержание
- Д.И. Антонов. Падшие ангелы vs черти народной демонологии
Демонология Средневековья: от богословия до карнавала
- В.Я. Петрухин. Происхождение зла в древнерусской традиции: когда демоны попадали на землю?
- Д.И. Антонов. Потешный ад Лжедмитрия, или монстр на Москве-реке
- О.И. Тогоева. Реальность или иллюзия? Теория и практика ранних ведовских процессов в Западной Европе (XIII-XV века)
- Г.В. Бакус. Реальное и мнимое: демоны и ведьмы Ульриха Молитора
Изобразить врага, или черт на иконе
- М.Р. Майзульс. Бес за спиной: жесты дьявола в древнерусской иконографии
- В.В. Хухарев. Сюжет из жития «Никитино мучение» на предметах личного благочестия
Персонажи и образы славянской демонологии
- Л.Н. Виноградова. Демонологические образы и мотивы в жанре славянских проклятий
- Е.Е. Левкиевская. Дихотомия душа/покойник в полесских представлениях о посмертной природе человека
- О.В.Белова. Чужая царица: «демонические» правительницы в народных легендах
Духи / демоны в мифологических системах мира
- Н.В. Петров. Чудовище и герой в эпических традициях: построение словесного портрета
- Л.Л. Габышева. Якутские номинации злых духов и портрет демонического богатыря в олонхо
- Д.Ю. Доронин. Между медведем и ангелом: типология обликов горного хозяина у народов Алтая
- Е.В. Милюкова. «Люди веселятся»: страх и смех в сейшельском гри-гри
- А.Б. Старостина. Падающие демоны грома в средневековом Китае
Литературная демонология: традиция и воображение
- А.В. Полонская. Демоны сладострастия в произведениях И.Л. Переца (1852-1915)
- О.Н. Солянкина. Демонические персонажи в русской журналистике и чёрт-джентльмен в романе «Братья Карамазовы»
In Umbra - Демонология как семиотическая система - Альманах - Выпуск 2 - Падшие ангелы vs черти народной демонологии
Представления о дьяволе в славянском (и, шире, европейском) фольклоре сплетают воедино христианские и архаические мифологические мотивы: гетерогенный образ черта/беса складывается из элементов разных культурных традиций, от народной демонологии до богословской мысли, от магических практик до городского фольклора [Виноградова 2012: 66]. Падшие ангелы приобретают черты облика, свойства и функции других мифологических персонажей - вредителей и помощников, превращаются в опасных, а иногда амбивалентных духов, соседствующих с человеком.
В свою очередь различные мифологические персонажи сближаются с бесами, обретая некоторые их функции и черты. Эти процессы можно изучать на примере отдельной мифологической системы и ее локальных, диалектных вариаций: разнообразие материала будет огромным, что демонстрируют многие работы, посвященные образу черта в европейском фольклоре. И все же в этом долгом, многостороннем процессе взаимного сближения можно выделить общие моменты, которые проявляются в самых разных традициях. Зафиксировать их легко не только в устных, но и в письменных текстах.
Ярким примером могут служить русские источники XVII-XVIII вв.: именно в этот период фольклорные образы и мотивы начали активно вторгаться в древнерусскую книжность и иконографию. Сравнивая черта народной традиции с книжным бесом, нетрудно заключить, что первый гораздо больше похож на земное создание: он может есть и пить, бороться с человеком, страдать от боли и даже получать увечья. Казалось бы, это резко отличает чертей от нематериальных падших ангелов христианского богословия.
На самом деле, это лишь первое впечатление, которое основано скорее на популярных сегодня (а не в Средние века или раннее Новое время) христианских текстах. Мы не можем говорить о дихотомии «бесплотное / плотское», которая соответствовала бы христианскому и мифологическому сознанию, потому что и в теологи, и в фольклоре существуют разные представления о духах и разные способы их описания.Христианская мысль утверждает, что небесные ангелы, как и демоны, павшие с Люцифером, бесплотны.
Понималось это поразному: чаще всего речь шла о наличии у всех духов особой, «тонкой» телесности, не материальной, как у людей, но ограничивающей их в пространстве. Отцы Церкви (Макарий Великий, Василий Великий, Августин, Кассиан Римлянин, Иоанн Дамаскин и др.) описывали незримые тела ангелов как эфирные, световые, огненные, подобные ветру, или просто «духовные».
In Umbra - Демонология как семиотическая система - Альманах - Выпуск 3
Издательство «Индрик» - 464 с.
Москва - 2014 г.
ISBN 978-5-91674-310-4
In Umbra - Демонология как семиотическая система - Альманах - Выпуск 3 - Содержание
Ведьмы, демоны, инквизиторы
- О. И. Тогоева Узнать врага в лицо. Иерархия ведьм и колдунов в «Демономании» Жана Бодена
- Г. В. Бакус. За три дня до смерти и много лет тому назад: История Агнессы и Анны, ведьм из Равенсбурга, в experientia Генриха Инститориса
- Г. С. Зеленина. «Вся Европа дрожит при упоминании его имени»: апокалиптический монстр, пожирающий сам себя
«Инфернальный портрет» Средневековья
- А. Е. Махов. Средневековый дьявол post mortem: трансформация визуальных маркеров демонического в «Иконологии» Чезаре Рипы
- Sara Kuehn. Escaping the “Jaws of Death”: Some Visual Conceptualisations in Late Medieval Islamic and Eastern Christian Art
- М. Р. Майзульс. Коса, крылья и нимб: как изобразить Смерть?
История - книжность - фольклор
- О. Б. Христофорова. «Слово о ядении» преп. Нифонта в иконографии и устной традиции: трансформация образов видения и визионера
- С. Ю. Неклюдов. Фольклорный Разин: аспект демонологический
- A.В. Полонская. Демонический порец в литературе на идише
От покойника к водяному: славянская демонология
- B.А. Черванева. Как покойник «ходит»? Из наблюдений над лексикой физического восприятия в мифологическом тексте
- Л. Н. Виноградова. Оппозиция «единичный/ множественный» как один из идентифицирующих признаков мифологических персонажей
- Е. Е. Левкиевская. Что общего у русского водяного и польского topielnika? (Польская и русская мифологии в их взаимодействии с христианством)
«А то ещё был случай...»: былички и о быличках
- В. В. Запорожец. «У меня тут бес под мышкой»: мифологические рассказы М. Гайдук (публикация)
- Е. Е. Левкиевская. О некоторых мотивах карпатской мифологии (комментарии к быличкам М.К. Гайдук)
- Д. И. Антонов. «Свидетель внутренний» и «свидетель внешний»: апеллятивная стратегия в быличке
- Сведения об авторах
Пужайло и strashidlo: славянская мифология
- Л.Н. Виноградова. Демонологические функции «вредить человеку» и «наказать его за неправильное поведение»: В чем разница?
- Е.Е. Левкиевская. Субъектные и предикатные формы наименований мифологического персонажа (на примере представлений о «страхах»)
- Е.Е. Левкиевская. От предикативной формулы к имени: об одном механизме образования названий демонов в карпатской традиции
Гилу, Лилит и Сисиниева легенда
- А.К. Лявданский. Лилит в традициях сирийских христиан Курдистана и Иранского Азербайджана
- М.М. Каспина. Илья-пророк и демоны в еврейских магических текстах (сборники заговоров и амулеты XVIII-XX вв.)
- О.В. Чёха. Новогреческие трансформации древнегреческой Гелло
Поэтическая демонология
- А.Е. Махов. «Какой-то демон обладал моими играми...»:
- Пушкин и традиции христианской демонологии
Книга В. Ю. Дьячковой «Легенды Южного берега Крыма: Дорогами мифов и преданий» – это оригинальный поэтический путеводитель, вкратце знакомящий читателей с достопримечательностями полуострова, а также раскрывающий перед ними удивительный и неповторимый мир крымских легенд в стихотворной обработке. Д…
Сборник статей Публицистика: прочее ОтсутствуетВ сборнике представлены статьи участников ХХI международного симпозиума «Пути России. Новый старый порядок – вечное возвращение?», проходившего 21–22 марта 2014 года. Авторы – историки, философы, социологи, политологи, экономисты, культурологи – рассматривают социальную и политическую жизнь страны …
Николай Кун Мифы. Легенды. Эпос Отсутствует
Как все дороги ведут в Рим, так истоки европейской культуры находятся в Древней Греции. Ее легенды и мифы поведают вам о могучем Зевсе и прекрасной Афродите, о смелом Аполлоне и влюбившемся в собственное творение Пигмалионе, о воительнице Афине Палладе и превращающем все в золото царе Мидасе. Олимп…
Сборник статей История Отсутствует
Сборник статей по проблемам истории, традиционной культуры и филологии Турции и тюркских народов, в память академика А.Н. Самойловича. …
Уильям Тайлер Олкотт Мифы. Легенды. Эпос Отсутствует
В историю астрономии Уильям Тайлер Олкотт, член Королевского Астрономического общества, вошел прежде всего как один из создателей наиболее результативной в научном отношении и одной из наиболее массовых любительских организаций – Американской ассоциации наблюдателей переменных звезд. В настоящей кн…
Жива Божеславна Мифы. Легенды. Эпос Отсутствует
Книга «Кощуны: от древнего мифа до наших дней…» – экскурс в историю славянских кощунов, или коштюн, как их называли наши предки. Она расскажет о том, как возникли древние прорицательные образы, отображенные Живой Божеславной на современных картах, откуда пришли и каково их подлинное значение. …
Анна Овчинникова Мифы. Легенды. Эпос Отсутствует
Как это не удивительно может прозвучать, но современный просвещённый человек просто обязан знать древние мифы человечества. Хотя бы уже для того, чтобы не попасть в ловушки мифов современных. Все начитанные люди так или иначе знакомы с чудесными «Легендами и мифами Древней Греции» Николая Куна. Это…
Эпосы, легенды и сказания Мифы. Легенды. Эпос Мифы Древней Греции
«Великий певец Орфей, сын речного бога Эагра и музы Каллиопы, жил в далекой Фракии. Женой Орфея была прекрасная нимфа Эвридика…» …
Детское издательство Елена Мифы. Легенды. Эпос Мифы Древней Греции
Интересные спектакли, рассчитанные на восприятие детей от шести до двенадцати лет. Маленьких слушателей обязательно увлекут захватывающие приключения Одиссея, путешествие аргонавтов, подвиги Геракла и множество других сюжетов, ставших неотъемлемой частью культурного наследия человечества. Серия «Ми…
Фаддей Зелинский Мифы. Легенды. Эпос Отсутствует
Фаддей Францевич Зелинский (1859-1944) родился близ Киева, по национальности – поляк, по языку и культуре – русский. Завершив образование в русской филологической семинарии при Лейпцигском университете, работал в Мюнхене и Вене, Санкт-Петербурге и Варшаве, писал на русском, немецком и латинском язы…
Николай Кун Мифы. Легенды. Эпос Мифы и легенды народов мира (Эксмо)
«Боги и богини» – это часть великолепной книги Николая Альбертовича Куна, в которой изложены мифы о древнегреческих богах и богинях. Ее можно назвать справочником и путеводителем по древнегреческому пантеону богов. На страницах этой книги, ярко иллюстрированной произведениями классической живописи,…
Музей как лицо эпохи. Сборник статей и интервью, опубликованных в научно-популярном журнале «Знание
In Umbra: Демонология как семиотическая система. Альманах. Выпуск 3 / Отв. ред. и сост.: Д. И. Антонов, О. Б. Христофорова. - М.: «Индрик», 2014. - 464 с. ISBN 978-5-91674-310-4
Альманах объединяет работы, посвященные мифологическим персонажам - амбивалентным и вредоносным духам, «низшим» божествам, демонам. Представления о незримых врагах - искусителях, вредителях, агентах болезней – играют важную роль в культуре разных народов. С их помощью объясняют многие бедствия и катаклизмы, от личностных до глобальных. В традиционных обществах духи воспринимаются как естественные соседи человека, отношения с которыми определяют многое в культурном «обиходе». Демонология развивается на всех «этажах» культуры - от книжности до фольклора, от средневековой миниатюры до компьютерных игр .
Альманах посвящен образам и сюжетам, связанным с низшими духами в мировых религиях, фольклоре, искусстве и литературе .
Третий выпуск альманаха «In Umbra: Демонология как семиотическая система» , выпущенный московским издательством «Индрик», включает статьи российских и зарубежных авторов, изучающих разные аспекты демонического в западноевропейской, славянской, исламской, еврейской культурах, в книжности, иконографии и фольклоре от Средневековья до наших дней.
Ведьмы, демоны, инквизиторы
О. И. Тогоева. Узнать врага в лицо. Иерархия ведьм и колдунов в «Демономании» Жана Бодена.
Г. В. Бакус. За три дня до смерти и много лет тому назад: История Агнессы и Анны, ведьм из Равенсбурга, в experientia Генриха Инститориса.
Г. С. Зеленина. «Вся Европа дрожит при упоминании его имени»: апокалиптический монстр, пожирающий сам себя.
«Инфернальный портрет» Cредневековья
А. Е. Махов. Средневековый дьяволpost mortem: трансформация визуальных маркеров демонического в «Иконологии» Чезаре Рипы.
Sara Kuehn. Escaping the “Jaws of Death”: Some Visual Conceptualisations in Late Medieval Islamic and Eastern Christian Art.
М. Р. Майзульс. Коса, крылья и нимб: как изобразить Смерть?
История - книжность - фольклор
О. Б. Христофорова. «Слово о ядении» преп. Нифонта в иконографии и устной традиции: трансформация образов видения и визионера.
С. Ю. Неклюдов. Фольклорный Разин: аспект демонологический.
А. В. Полонская. Демонический порец в литературе на идише.
От покойника к водяному: славянская демонология
В. А. Черванева. Как покойник «ходит»? Из наблюдений над лексикой физического восприятия в мифологическом тексте.
Л. Н. Виноградова. Оппозиция «единичный/ множественный» как один из идентифицирующих признаков мифологических персонажей.
Е. Е. Левкиевская. Что общего у русского водяного и польского topielnika? (Польская и русская мифологии в их взаимодействии с христианством).
«А то ещё был случай…»: былички и о быличках
В. В. Запорожец. «У меня тут бес под мышкой»: мифологические рассказы М. Гайдук (публикация).
Е. Е. Левкиевская. О некоторых мотивах карпатской мифологии (комментарии к быличкам М.К. Гайдук).
Д. И. Антонов. «Свидетель внутренний» и «свидетель внешний»: апеллятивная стратегия в быличке.