Картотека дидактических игр обж в старшей группе. Дидактические игры по обж для детей старшего возраста
Ирина Петровна Попова
Картотека игр по ОБЖ
«Вызываем службу спасения »
Цель: развивать умение детей составлять небольшой рассказ, придерживаясь предложенного плана.
Условия игры: участники игры четко называют свое имя и фамилию, придумывают небольшой рассказ по слайдам о возникшей ситуации.
На экране появляются слайды, дети по телефону (игрушка) «докладывают» о происходящем.
«Юные спасатели»»
Цель: учить детей запоминать, а затем находить и выбирать из нескольких картинок нужную; развивать зрительное восприятие.
Условия игры: участники игры запоминают изображенный на картинке предмет (игрушку, животное и т. д.). После этого сквозь «задымление» (занавеску) выбирают из предложенных картинок ту, на которой имеется такое же изображение (спасают).
«Спасатели»
Цель: учить детей соотносить схему предмета с натуральным предметом; развивать зрительное восприятие.
Условия игры: «спасатели» сначала рассматривают схему, а затем отыскивают среди игрушек ту, которая соответствует данной схеме.
«Пожароопасные предметы»
Цель: способствовать развитию у детей быстроты реакции и внимания.
Условия игры: водящий называет различные предметы; дети, услышав слова, обозначающие пожароопасные предметы, хлопают в ладоши.
(Утюг, телевизор, часы, конфета, хлопушка, гармошка, котлета, суп, нож, розетка, спички, зажигалка и другие).
«Тушим пожар»
Цель: развивать ловкость и быстроту движений, воспитывать умение действовать согласованно.
Условия игры: участники делятся на две команды и строятся в шеренги. По сигналу последний игрок передает членам своей команды ведра с «водой» (4-5 ведер). Игрок, стоящий в начале шеренги, имитирует тушение пожара. Выигрывает команда, первая справившаяся с заданием.
«Спасатели спешат на помощь»
Цель: развивать навыки основных видов движений (ходьба по наклонной доске, перепрыгивание из обруча в обруч, ползание по гимнастической скамейке, ходьба по ограниченной поверхности – между лежащими недалеко друг от друга канатами); воспитывать смелость, желание выручить из беды.
Условия игры: участники делятся на две команды и по очереди, преодолевая препятствия, бегут к игрушкам (несколько игрушек) , берут по одной (спасают от пожара) и возвращаются назад, стараясь никого не уронить.
«Встреча с незнакомцем»
Условия игры: упражнять детей в правильном поведении при встрече с незнакомым человеком.
Игровые действия: дети рассказывают Незнайке, как вести себя при встрече с незнакомыми людьми.
Незнакомый гость: Здравствуйте, дети! Я очень рад встрече с вами и поэтому хочу угостить вас конфетами.
Незнайка сначала угощается сам, а потом дает конфеты детям. Они берут (не берут) угощение. Если кто-нибудь возьмёт конфеты (или другие сладости) , воспитатель спрашивает, правильно ли они поступили.
Незнакомый гость: А в моей машине ещё есть и шоколадки, и киндер сюрпризы! А сколько разных игрушек! Пойдёмте со мной – на всех хватит!
Незнайка собирается идти с незнакомцем.
Воспитатель: Правильно ли поступает Незнайка? (обращаясь к незнакомцу) А кто вы такой? Зачем пришли?
Незнакомец хватает Незнайку за руку и тянет за собой. Не слушай их! Я отвезу тебя к родителям, они попросили тебя забрать!
Незнайка плачет и идёт за Незнакомцем.
Воспитатель: Ребята, что нужно делать, если незнакомый человек тащит тебя за собой? (Вырываться, громко кричать, звать на помощь) Оставьте Незнайку в покое! (Отталкивает Незнакомца, уводит с собой Незнайку)
«Чтобы не было беды»
Цель: развивать умение составлять небольшой рассказ об опасных и безопасных ситуациях, изображённых на иллюстрациях.
Условия игры: быстро составить небольшой рассказ по картинке об опасной или безопасной ситуации.
Публикации по теме:
Картотека дидактических игр Кто летает Дети становятся в одну линию. Ведущий объясняет правила игры: «Я буду называть разные предметы или животных. Если я назову что-нибудь.
Картотека грамматических игр Классификация игр по развитию различных сторон грамматического строя речи Грамматические конструкции Игры Падежи: именительный «Живое -.
Картотека хороводных игр Картотека Хороводных Игр Составила: воспитатель МБДОУ детский сад № 10 Губа И. И. 2014г. «Подарки» Текст Движения Принесли мы вам.
«Ракета» На асфальте изображена ракета, на которой вперемешку написаны цифры от 0 до 20. «Классики» В игре участвуют 3-4 игрока. Для.
Картотека игр по конструированию «Выкладывание картинок» (мл. гр.) Рассмотрите с детьми рисунки. Предложите отыскать на них знакомые геометрические фигуры. Вырежьте из цветной.
Дидактические и развивающие игры на формирование и развитие у детей знаний безопасного поведения
Игры для детей средней группы
Раздел: «Ребенок дома»
«Давайте познакомимся»
Цель: Развивать умение называть свое имя и фамилию, возраст. Развивать умение называть имена своих родителей. Прививать любовь к близким.
Ход игры : воспитатель говорит о том, что в группу в гости к детям пришел «интересный персонаж» (какая-либо игрушка) и хочет лучше узнать ребят. Дети садятся в круг, а интересный персонаж передается по очереди. Когда предмет в руках ребенок должен назвать свое имя, фамилию, возраст, как зовут его родителей.
Тема: «В мире опасных вещей»
Цель: Продолжать знакомить детей с предметами, которые могут быть опасны для жизни и здоровья, но которые необходимы человеку. Предостеречь от возможных несчастных случаев в быту.
Ход игры: воспитатель демонстрирует бытовые предметы. Дети хлопают на безопасные и топают, если предмет может причинить вред.
Тема: «Не шали с огнем».
Цель: Знакомить с опасностью, исходящей от огня.
Ход игры : воспитатель сообщает детям, что к ним в гости пришла «Искорка» и она хочет с ними поиграть. Воспитатель показывает карточки, где искорка будет «хорошей» (плита, печка, факел и т.д) или «плохой»(пожар, костер без наблюдения, непотушенная сигарета) . Дети должны определить назначение «Искорки».
Раздел: «Ребенок и природа»
Тема: «Кошка и собака – наши соседи»
Цель: учить детей, что необходимо помнить при общении с домашними животными.
Материал: Картины, на которых нарисованы разные породы собак и кошек, корм для собак и кошек, рабочая тетрадь, игрушки: кошка и собака.
Ход игры: Беседа по картинкам с использованием загадок. Инсценировка стихотворения «Бездомная кошка», используя игрушку.
Бездомная кошка
Однажды я встретил бездомную кошку:
- Как ваши дела?
- Ничего, понемножку.
- Я слышал, что вы тяжело заболели?
- Болела.
- Так, значит, лежали в постели?
- Лежала на улице много недель. Бездомной мне негде поставить постель.
Подумал я: «Странно, что в мире огромном нет места собакам и кошкам бездомным».
- Вы слышите, кошка, пойдемте со мной. Темнеет, а значит, пора нам домой!
Спешил я. Она отставать не хотела.
И рядом со мною тихонечко пела: о чем она пела? Наверно, о том, что каждому нужен свой собственный дом.
Тема: «Природа – наш дом»
Цель: учить детей бережному отношению к природе, к животному и растительному миру.
Материал: карточки с изображением сломанного дерева, костра, мусора в лесу,
Ход игры: воспитатель демонстрирует картинки по теме, задача детей разделить на 2 группы, что можно делать, а что нельзя.
Раздел: «правила дорожного движения»
Тема: «Знакомство с транспортом»
Цель: дать детям представление о видах транспорта.
Материал: картинки с различным видом транспорта(наземный, подземный, водный, воздушный).
Ход игры: Из всего представленного транспорта детям необходимо выбрать транспорт, который они встречают на улицах города. Постараться объяснить назначение.
Тема: «Грамотный пешеход»
Цель: Закреплять представления об улице, проезжей части и тротуаре.
Материал: загадки про ПДД, декорация улицы (зебра, светофор), фишки, как в настольной игре.
Ход игры: имитация проезжей части, выполняется индивидуально или командами. Дети отгадывая загадки, переходят на следующий «уровень» - по зебре, на зеленый свет светофора и т.д.
Тема: «Светофор»
Цель: познакомить детей со светофором, объяснить значение каждого цвета; учить детей правилам поведения при переходе улицы.
Материал: карточки желтого, красного и зеленого цвета.
Ход игры : дети делятся на пешеходов и «светофор». Светофор загорается по очереди, задача детей сымитировать переход пешеходов назеленый светофора.
Раздел: «Ребенок и другие люди»
Тема: «Поможем девочке найти бабушку»
Цель: подвести детей к понятию, что нельзя без разрешения выходить из дома, из группы, с участка; разговаривать с незнакомыми людьми.
Ход игры: Из группы детей выбирается 4 ребенка на роль 2 бабушек и 2 внучек. Остальные дети разбегаются, они не должны знать не знаю кто из действующих лиц с кем в паре. Задача «внучек» объяснить остальным детям как выглядит их «бабушка».
Раздел «Ребенок и здоровье»
Тема «Мое тело»
Цель: - дать детям элементарные представления о себе как о человеке;
Познакомить с внешним строением тела и его возможностями;
Прививать интерес к познанию себя;
Приучать различать человеческие эмоции.
Материал: картинки частей тела и эмоций.
Ход игры: 1часть. Собираем из частей человечка; 2 часть. Рассматриваем картинки с эмоциями и пытаемся их повторить.
Тема «Фрукты – полезные продукты».
Цель: Уточнить знания детей о полезных продуктах, их значении для здоровья и хорошего настроения.
Материал: картинки с полезными и вредными продуктами питания.
Ход игры: дети рассматривают картинки и пытаются разделить на 2 соответствующие группы, можно усложнить – пытаются объяснить свой выбор.
Тема «Как надо одеваться, чтобы не заболеть».
Цель: Закрепит названия одежды и порядок одевания.
Материал : кукла и одежда для куклы.
Ход игры: необходимо одеть куклу Машу по погоде, погодные особенности выбирает – ведущий или воспитатель.
Одной из самых актуальных на сегодняшний день проблем является сохранения жизни и здоровья детей.
Дошкольник любознателен, в своих разнообразных играх повторяет поступки и действия взрослого. Ребенка может обидеть каждый, но мы в состоянии защитить его от подобных вещей.
Задача взрослых состоит в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, знакомить с правилами пожарной безопасности, правилами дорожного движения, готовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями. И объяснять, что неприятности подстерегают нас там, где мы меньше всего их ждете. Важно научить ребёнка уже в дошкольном возрасте правильно действовать в различных жизненных ситуациях, чтобы сохранить жизнь и здоровье. Данный материал содержит картотеку игр по основам безопасности жизнедеятельности ребёнка. Подобраны игры разной классификации (подвижные, развивающие, дидактические, игровые упражнения), физкультминутки, стихи, загадки, викторины, пословицы и поговорки.Этот материал будет полезен для практического использования воспитателям, специалистам детского сада, а также родителям.
И в заключении, прежде чем приступить к работе с картотекой, следует учесть, что первая цифра «6» во всех карточках означает безопасность, вторая цифра:
1 – пожарная,
2 – дорожная,
3 – встреча с незнакомыми людьми,
4 – безопасность в доме
и третья цифра означает номер по порядку.
Скачать картотеку
заместитель заведующего по УВР
МДОУ «Детский сад № 71 общеразвивающего вида»
города Магнитогорска, Челябинской области, России.
светлана светушкова
Дидактические игры по ОБЖ для детей старшего возраста
1. Дидактическая игра
«Слушай внимательно»
Программное содержание :
Закрепить знания детей о пожароопасных предметах, развивать диалогическую и монологическую речь, умение составлять рассказ по плану.
Ход игры:
Воспитатель задает вопросы, а дети хором отвечают :
«Это я, это я, это все мои друзья»
Затем воспитатель раздает карточки с рисунками опасных предметов, и каждый ребенок составляет маленький рассказ по плану :
1. Что это?
2. Можно ли его трогать?
3. Почему нельзя?
2. Дидактическая игра
«Вызови пожарных»
Программное содержание :
Закрепить умения детей набирать номер пожарной охраны 01, четко произносить адрес, свою фамилию, указать, что горит.
Ход игры:
Для игры понадобится 2 телефона. Один телефон-диспетчер, второй – у потерпевшего.
Ребенок набирает номер «01» и четко вызывает пожарных. При вызове надо уметь четко :
а) назвать свою фамилию, имя
б) указать, что именно горит
в) сообщить адрес горящего объекта.
3. Дидактическая игра
«Не всякому грибу место в лукошке»
Программное содержание :
Закрепить знания детей о съедобных и ядовитых грибах, воспитывать умения правильно собирать грибы, не разрушая грибницы.
Ход игры:
Выставляются карточки с грибами. В корзину собираем только съедобные грибы, а карточки с ядовитыми грибами оставляем на доске.
4. Дидактическая игра
«В лес по ягоды пойдем»
Программное содержание :
Закрепить понятия «съедобные и ядовитые ягоды» , их названия, внешний вид.
Ход игры:
На полу разложены карточки с изображениями ягод (земляника, малина, черника, брусника, ежевика, с изображением ядовитых ягод (волчье лыко, волчьи ягоды, вороний глаз, ягоды ландыша) . Собрать нужно съедобные ягоды, а ядовитые не трогать.
Запомнить правила :
1. Не трогай незнакомые цветы и кустарники .
2. Опасным может быть даже прикосновение к ядовитым растениям.
3. Нельзя покусывать и жевать травинку, особенно незнакомую,
5. Дидактическая игра
«Какой знак здесь должен быть»
Программное содержание :
Закрепить знания детей о дорожных знаках , уметь подобрать знак в связи с созданной обстановкой, развитие речи.
Ход игры:
Детям раздаются карточки с нарисованным сюжетом, и глядя на них, нужно сказать и нарисовать соответствующий знак.
6. Дидактическая игра
«Раскрась дорожные знаки»
Программное содержание :
Закрепить знания детей о видах дорожных знаков – закрепляющие, указательные, предписывающие.
Ход игры:
Раздаются листы бумаги с нарисованными знаками – контурами. Дети должны набрать цвет знака и рассказать, почему они так сделали.
7. Дидактическая игра
«Нарисуй в фигурах знаки дорожного движения»
Программное содержание :
Закрепить знания детей о знаках дорожного движения и нарисовать их в геометрических фигурах, воспитывать умения аккуратно закрашивать.
Ход игры:
Детям раздаются карточки с нарисованными геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник) и дается конкретное задание. Например, нарисуй знак – движение запрещено, подземный переход, осторожно дети.
8. Дидактическая игра
«Я – регулировщик»
Программное содержание :
Закрепить умения детей понимать знаки регулировщика.
Ход игры:
Вывешивается плакат с сюжетными картинками – регулировщик на дороге.
1. Регулировщик стоит прямо, жезл внизу – это красный свет, то есть переходить нельзя.
2. Если жезл поднят прямо вверх – это желтый свет – то есть, приготовиться к переходу.
3. Жезл прижат к груди, и регулировщик стоит боком – это зеленый свет, переходить дорогу за спиной регулировщика.
4. Жезл параллельно вытянутым рукам – со стороны левого и правого бока – движение разрешено.
9. Дидактическая игра
«Соедини разрезанные половинки знаков»
Программное содержание :
Собрать целое из частей, закрепить знания о дорожных знаках.
Ход игры:
Детям раздаются разрезанные пополам дорожные знаки, нужно собрать целые знаки и объяснить, что они обозначают.
10. Дидактическая игра
«Кто, по какой дороге должен двигаться»
Программное содержание :
Закрепить знания детей о правилах дорожного движения для пешеходов, автомобилистов, велосипедистов.
Ход игры:
Детям раздаются карточки с нарисованными дорожными знаками. Внизу карточки изображены - пешеход, автомобиль, велосипедист. У каждого из них свой цвет стрелки при помощи, которой ребенок должен указать путь каждого из них.
Игры на формирование чувства собственной безопасности
Игры на формирование правовой культуры
Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире
«Я имею право...»
Цель.
- Расширить область правовых знаний детей.
Материал. Набор сюжетных картинок к статьям «Конвенции ООН о правах ребенка». Картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в «Конвенции» (ребенок катается на велосипеде, играет в прятки, поливает цветы и т.п.). Шаблон «Я имею право» (может быть представлен, например, в виде знака «+»).
Ход игры
Дети поочередно выбирают те картинки, которые соответствуют статьям Конвенции, и раскладывают около шаблона «Я имею пра-во». Затем каждый ребенок объясняет причи-ну своего выбора, остальные обсуждают пра-вильность принятого решения.
«Я не должен...»
Цель.
- Учить разграничивать понятия «могу», «должен», «хочу».
- Совершенствовать знания детей о соци-альных нормах.
Материал. Серии сюжетных картинок, связанных с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями в системах: взрослый - ребенок; ребенок - ребенок; ребенок - окружающий мир. Шаблон «Я не должен» (например, изображение знака «-»).
ХОД ИГРЫ
Дети раскладывают около шаблона те картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между людьми, между человеком и природой, человеком и предметным миром. Затем объясняют свой выбор.
«Скорая помощь»
Цель.
- Учить детей в случае необходимости звонить в экстренную службу медицинской помощи по телефону 03.
Материал. Игрушечная машина «Скором помощи». Сюжетные картинки с изображением различных ситуаций: человек лежит в кровати с градусником под мышкой; малыш с синяком; старик, упавший на улице (рука у сердца) и т.д. Белые докторские колпаки и халаты - на каждого участника игры.
Ход игры
На столе разложены сюжетные картинки. Бригада «Скорой помощи» (5-6 детей) повторяет номер телефона своей экстренной службы, едет по «вызовам» (дети двигают машинку от картинки к картинке) и забирает в больни-цу (собирают картинки) только «тяжелоболь-ных людей».
Остальные обсуждают действия бригады «Скорой помощи».
«Помогите! Милиция!»
Цель.
- Сформировать представление о том в каких случаях необходимо обращаться за помощью в милицию.
Материал. Карточки с изображением телефонного аппарата на котором написан номер службы милиции - 02. Наборы сюжетных картинок с изображением различных жизненных ситуаций, требующих и не требующих вмешательства милиции.
Ход игры
Дети делятся на команды по трое. Воспитатель раздает каждой команде наборы сюжетных картинок и карточки с номером вызова милиции. Играющие стараются как можно 6ыстрее разложить карточки с
изображением телефона около картинок с ситуациями, которые требуют в мешательства милиции. После игры дети обсуждают результаты действий каждой команды.
«Если возник пожар»
Цель.
- Знакомить детей с правилами безопасно-го обращения с огнем.
- Закрепить знание номера телефона экс-тренной пожарной службы.
Ход игры
Дети становятся в круг. В центре - воспита-тель с воздушным шаром в руке. Он произносит стихотворные строки и, не договаривая последнего слова, передает шар од-ному из детей. Ребенок быстро досказывает строку и передает шар другому и т.д. Если ребенок отвечает неправильно, он
выбывает из игры, а шар пе-реходит к педагогу.
Воспитатель.
Этот шар в руках недаром.
Если раньше был пожар,
Ввысь взмывал сигнальный шар -
Звал пожарных в бой с пожаром.
Где с огнем беспечны люди,
Где взовьется в небо шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой, безжалостный..,
(передает ре-бенку воздушный шар)
Ребенок. Пожар. (Передает шар другому.)
Воспитатель.
Раз, два, три, четыре -
у кого пожар...?
Ребенок. В квартире. (Передает шар.)
Воспитатель.
Дым столбом поднялся вдруг.
Кто не выключил …?
Ребенок. Утюг (Передает шар.)
Воспитатель.
Красный отблеск пробегает
Кто со спичками …?
Ребенок. Играет. (Передает шар.)
Воспитатель.
Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил белье над …?
Ребенок. Газом. (Передает шар.)
Воспитатель.
Пламя прыгнуло в траву.
Кто у дома жег...?
Ребенок. Листву. (Передает шар.)
Воспитатель.
Дым увидел - не зевай и пожарных …
Ребенок. Вызывай. (Передает шар)
Воспитатель. Помни каждый гражданин этот номер - ...!
Ребенок. Ноль один.
«Если чужой стучится в дверь»
Игровой тренинг
Цель.
- Учить детей открывать дверь, когда они дома одни, только людям живущим с ними в одной квартире.
Ход тренинга
Воспитатель и дети обыгрывают ситуации, в которых ребенок, находясь в квартире один, не должен пускать в дом посторонних. Кто-либо из детей стоит за дверью, остальные уговаривают его открыть дверь, используя привлекательные обещания, ласковые слова и интонации
Примерные ситуации:
Почтальон принес срочную телеграмму;
Слесарь пришел ремонтировать кран;
Милиционер пришел проверить сигнализацию;
Медсестра принесла лекарство для бабушки;
Мамина подруга пришла гости;
Соседи просят зеленку для поранившегося ребенка;
Незнакомые люди просят оставить вещи для соседей;
Женщине нужно вызвать «Скорую помощь».
Тренинг повторяется несколько раз с разными участниками.
«Куда бежать, если за тобой гонятся»
Цель.
- Научить детей различным способам реагирования на угрожающую ситуацию.
Материал. Картинки с изображением парка, безлюдной дороги, остановки со ждущими автобус людьми, пост ГАИ.
Ход занятия
Дети рассматривают картинки, высказывают и обосновывают свое мнение о том, куда следует бежать от преследователей.
«Купание в море»
Цель.
- Предостеречь детей от несчастных случаев во время купания в море, реке.
Материал. Игрушки (разложены на полу) - на каждую пару детей.
Музыкальное оформление. Аудиозапись «Шум моря».
Ход занятия
Перед тем как «войти в воду», дети выполняют несколько гимнастических упражнений.
«Войдя в воду» они распределяются по парам (один исполняет роль взрослого, другой - ребенка) и берутся за руки. «Ребенок» закрывает рот, глаза, опускает лицо в воображаемую воду. После паузы поднимает лицо. Воспитатель напоминает, опускать лицо в воду можно только закрыв рот.
Затем «ребенок» выполняет следующие упражнения: приседает («уходит с головой под воду»), считает про себя до 5, встает; достает игрушку со «дна»; дует на «воду»; делает быстрый выдох под «водой».
Дети в парах меняются ролями.
«Съедобный грибок положи в кузовок»
Цель.
- Закрепить знания детей о съедобных и несъедобных грибах.
Материал. Набор картинок с изображением съедобных и несъедобных грибов (или муляжи). Вырезанные из картона деревья (или игрушки). Корзина.
Ход игры
Картинки с грибами (муляжи) разложены под «деревьями».
Дети собирают в корзину только «съедобные грибы».
По окончании игры воспитатель достает из корзины поочередно все грибы, дети называют их.
«Снежная королева»
Цель.
- Помочь ребенку увидеть в каждом человеке положительные черты характера.
Ход игры
Воспитатель просит вспомнить сказку Г.-Х. Андерсена «Снежная королева».
Дети рассказывают, что в этой сказке было зеркало, отражаясь в котором, все доброе и прекрасное превращалось в дурное и безобразное. Сколько бед натворили осколки этого зеркала, попав в глаза людям!
Воспитатель говорит, что у этой сказки есть продолжение: когда Кай и Герда выросли, они сделали волшебные очки, в которые, в отличие от зеркала, можно разглядеть то хорошее, что есть в каждом человеке. Он предлагает «примерить эти очки»: представить, что они надеты, посмотреть внимательно на товарищей, постараться увидеть в каждом как можно больше хорошего и рассказать об этом. Педагог первым «надевает очки» и дает образец описания двух-трех детей.
После игры дети пытаются рассказать, какие трудности они испытывали в роли рассматривающих, что чувствовали.
Игру можно проводить несколько раз, отме-чая при последующем обсуждении, что с каж-дым разом удавалось увидеть больше хорошего.
Вариант. Можно предложить всей группе «надеть очки» и поочередно разглядывать каждого участника игры.
«Угадай, кто это»
Цель.
- Учить мысленно воспроизводить образы своих друзей и описывать их индивидуальные особенности.
- Ход игры
Воспитатель выбирает одного ребенка -- рассказчика. Остальные сидят на стульях, об-разующих круг. Рассказчик описывает кого--либо из детей: внешность, одежду, характер, склонность к тем или иным занятиям и т.п. Дети угадывают, о ком идет речь. Тот, кто до-гадался первым, выводит ребен-ка-«отгадку» в круг, и они вместе с рассказчиком, взявшись за руки, шагают под песню, исполняемую всеми детьми:
Станьте, дети,
Станьте в круг,
Станьте в круг,
Станьте в круг.
Я твой друг
И ты мой друг,
Добрый, добрый друг!
Ля-ля-ля, ля-ля-ля.
На слова «ля-ля-ля» все хлопают в ладоши, а трое детей внутри круга танцуют.
Рассказчик и «отгадка» занимают места на стульях, угадавший становится рассказчиком.
« Колобок»
Цель.
- Развивать коммуникативные навыки, воображение.
- Работать над выразительностью речи.
Ход игры
Дети стоят в кругу и катают друг другу мяч-«Колобок». Тот, к кому попадет «Колобок», должен задать ему какой-нибудь вопрос или сказать несколько слов. Например: «Как тебя зовут?», «Колобок, я знаю, из какой ты сказ-ки», «Колобок, давай с тобой дружить», «При-ходи ко мне в гости, Колобок!».
После сказанной фразы ребенок передает «Колобка» другому игроку.
Вариант. Можно предложить каждому ребенку роль какого-либо животного, от имени которого он должен обращаться к «Колобку».
«Поводырь»
Цель.
- Развивать чувство ответственности за другого человека.
- Воспитывать доверительное отношение друг к другу.
Материал. Повязка на глаза -по количест-ву пар детей. Предметы-«препятствия»: сту-лья, кубики, обручи и т.д.
Ход игры
В комнате разложены и расстав-лены предметы-«препятствия». Де-ти распределяются по парам: веду-щий - ведомый. Ведомый надева-ет на глаза повязку, ведущий ве-дет его, рассказывая, как дви-гаться, например: «Переступи через кубик», «Здесь стул. Обойдем его».
Затем дети меняются ролями.
«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»
Игра-упражнение
Цель.
- Продемонстрировать детям различные модели взаимодействия друг с другом.
Ход игры
Каждое упражнение выполняется 2-З ми-нуты. Дети в парах сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки.
Воспитатель.
- Закройте глаза, протяните навстречу друг
другу руки, «познакомьтесь» одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки.
- Вытяните руки вперед, найдите руки соседа - «ваши руки ссорятся». Опустите руки.
- Ваши руки ищут друг друга - «они хотят помириться». Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаетесь друзьями.
После игры с детьми обсуждается, какая форма поведения партнера понравилась боль-ше, какие чувства возникали в ходе упражнения.
«Помоги се6е сам»
Игра-упражнение
Цель.
- Обучать детей приемам, помогающим снять эмоциональное напряжение.
Ход игры
Воспитатель предлагает:
- медленно, глубоко вдохнуть спокойно выдохнуть;
- «занять делом» ступни ног: подбрасы-вать мяч или потанцевать;
- «занять делом» все тело: побегать, по-прыгать, понаклоняться, поприседать и т.п. (то есть выполнить упражнения, требующие боль-ших затрат энергии);
- «найти занятие» для голоса: поговорить, покричать, попеть.
«Нарисуй узор»
Цель.
- Побуждать к совместной деятельности, к оказанию помощи товарищу.
Материал. Бумажный шаблон варежки -- на каждого ребенка. Набор карандашей -на каждую пару.
Ход игры
Дети разбиваются на пары. Воспитатель раздает цветные карандаши, бумажные шаб-лоны варежек и просит украсить их так, чтобы каждая пара имела одинаковый узор.
После игры проводится конкурс, в котором учитывается идентичность узоров парных ва-режек и сложность орнамента.
«Головомяч»
Цель.
- Развивать навыки сотрудничества.
Ход игры
Дети, разбившись на пары, ложатся на живот напротив друг друга. Между их головами кладется мяч. Касаясь мяча только головой, они пытаются встать и поднять мяч с пола.
Когда дети научатся справляться с этой задачей, игру можно усложнить: увеличить количество поднимающих один мяч до
Трех, четырех, пяти человек.
«Цветик-семицветик»
Цель.
- Побуждать детей к обсуждению своих желаний и выбору какого-либо одного, более значимого.
- Поощрять желание заботиться о других.
Материал. Цветик-семицветик из цветной бумаги со съемными лепестками.
Ход игры
Дети распределяются на пары. Каждая пара поочередно, держась за руки, «срывает» один лепесток и говорит:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели.
Обдумав и согласовав друг с другом общее желание, они объявляют о нем остальным.
Воспитатель поощряет те желания, которые связаны с заботой о товарищах, старых людях, о тех, кто слабее, заверяет детей, что их желания обязательно сбудутся.
«Приятные воспоминания»
Цель.
- Формировать умение внимательно выслу-шивать сверстников, не спешить говорить о себе и своих переживаниях, если собеседник еще не высказался.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям по очереди рассказать о том, что подарили им на день рождения, или о том, как они провели лето. Предупреждает, что внимательно будет выслушан только тот, кто умеет слушать сам. Дети обычно охотно рассказывают о себе, пepe6и-вая друг друга.
После того, как все выскажутся, педагог спрашивает: «Кто запомнил, что подарили Саше?» («Где отдыхал летом Сережа?») Правильный ответ поощряется.
![Bookmark and Share](http://s7.addthis.com/static/btn/v2/lg-share-en.gif)