Красный бильярдный шар как называется. Бильярдная терминология
Отрабатывать базовые навыки нужно на простых ударах "в лоб": бить по битку по центру шара. Если ваша техника уже на более-менее хорошем уровне, и вы научились , пора знакомиться с разными видами ударов, и отрабатывать уже их.
Виды ударов кием по битку
Ударить кием по битку можно по-разному. Проще всего разобраться с разными видами ударов поможет простая схема:
1. удар по центру - "клапштос". Базовый удар, с которого начинается отработка техники бильярда. Все другие удары по шару со смещением от центра называются "эффе", для их выполнения нужно очень тщательно следить за состоянием наклейки, постоянно натирать ее мелом;
2. удар выше центральной точки - "накат". Отлично подходит для новичков, выполняется легко, прицел при таком ударе самый верный;
3. удар ниже центра - "оттяжка". В отличие от наката, он намного сложнее, ведь шару нужно придать обратное горизонтальное вращение. Выполнять его нужно мягко, но четким, акцентированным ударом;
4. удары с винтом. Вы можете придать шару только строго правый или левый винт, их выполнять могут и новички. Если же сместить точку удара еще вверх или вниз, получатся комбинированные удары - боковой винт с оттяжкой, или с накатом. Они намного сложнее, у вас уже должен быть хорошо поставлен удар, выполнять их нужно без резких рывков, очень точно, плавно, силу удара регулировать только длиной оттяжки кия и отдаленности опорной руки от битка.
Виды ударов битком по прицельному шару
В зависимости от того, как ударяет биток по прицельному шару, различают два вида ударов: прямой и резаный. Прямой шар выполнить сложнее, нужно бить очень точно и технически правильно. Кроме того, существуют еще такие удары, когда прицельный шар не идет сразу в лузу, а отталкивается от борта, и потом уже падает. Это:
- дуплет;
- резаный дуплет;
- круазе (оборотный удар; биток после контакта с прицельным шаром пересекает траекторию его движения к лузе).
Самые сложные удары в бильярде: описание и применение
Знает немало сложнейших и красивых ударов, сделанных с профессиональным мастерством. Мастерами игры разработана даже специальная , увеличивающая в разы шансы на победу в партии. Приведем сложные удары в бильярде, которым вполне можно научиться после освоения азов этой игры:
- перескок (биток перепрыгивает через стоящим рядом шар и продолжает движение к прицельному);
- абриколь (удар от борта по прицельному шару);
- контр-туш (прицельный шар отбивается от борта, снова попадает в биток и уже после второго контакта падает в лузу). Учиться таким сложным приемам лучше уже тогда, когда вы хорошо владеете базовой техникой бильярда.
Ваша корзина пуста
Бильярдная терминология
Абриколь - это удар битком сначала о борт, а затем в прицельный играемый шар, т.е. это вид дуплета, которым пользуются, когда стоящий у самой лузы шар нельзя иначе сыграть.
Американка - это игра на лузном бильярде. Разновидность этой игры - американка в одну линию. В настоящее время Американка переименована в Пирамиду.
Афера - это специальный термин, чаще всего употребляемый в спортивном бильярде при игре в некоторые игры (Алагер, Экспресс), т.е. взять на аферу - это означает в игре сыграть за своего партнера по бильярду.
Биток - это шар, которым ударяют по другим играемым шарам. Встречается также название ударный. В международной терминологии биток значится как киевый шар (cueball) или просто шар, по которому наносится удар кием.
Боковик - это удар кием по битку в точки, лежащие по левую или правую стороны от вертикальной линии, проходящей через центр битка (левый боковик и правый боковик - французский удар).
Бортовой шар - это плотно стоящий у борта шар.
Бриллиант - это одна из восемнадцати перламутровых точек, вделанных в верхнюю деревянную часть бортов на лузном бильярде (см. Бриллиантовая система).
Бриллиантовая система - это научно обоснованная бильярдная система, предусматривающая практическое использование бриллиантов на бортах, которые помогают сопоставить четкую диаграмму ударов с вычислением пути движения шаров в определенное место (определенную точку бильярдного стола).
Винт - это удар, при котором придается вращение битку или прицельному шару.
Восьмерка - это название игры в пул (американский вид лузного бильярда).
Сыграть шар - это означает положить шар в лузу.
Выход - это профессиональный прием в игре, посредством которого играющий, положив ударом в лузу шар, одновременно выходит битком под другой играемый шар с таким расчетом, чтобы последний можно было бы относительно легко положить ударом в лузу.
Губа лузы - это закругление борта у лузы.
Двойной удар - это один из запрещенных ударов на бильярде, когда при ударе наклейка кия дважды касается битка.
Дом - это место на бильярдном столе, предназначенное для начального удара, ограниченное бортами и меловой линией, проходящей через первую точку бильярдного стола параллельно короткому борту. Устанавливать шар для удара можно в любой точке дома.
Дуговик - это специальный вид боковика, когда биток после удара описывает кривую линию (см. боковик и винт).
Дуплет - это удар, при котором прицельный шар ударился в борт и отразился от него (см. также Круазе) в лузу.
Завинтить, закрутить шар - это значит придать битку сильное и притом только боковое вращение (см. боковик и дуговик).
Заказной шар - это шар, который играющий намеревается забить и называет перед ударом.
Закончить партию с кия - Так говорят, когда играющий начинает и заканчивает партию после непрерывной серии ударов (делает биллию - серию точных забитий).
Замазать шар - это значит поставить свой шар при игре в Московскую пирамиду или Русскую пирамиду в определенную точку так, чтобы прицельный шар был закрыт любым другим шаром (см. также Мазка).
Запрещенные удары - это удары, которые наносить нельзя и за которые игрок штрафуется - двойной, нажим по борту, пропих.
Зачем нужен треугольник - это один из предметов бильярдного инвентаря: деревянная рамка в форме треугольника, с помощью которой бильярдные шары перед началом игры устанавливаются в пирамиду.
Игра три борта (от трех бортов) - это один из самых технически сложных ударов на бильярде, когда чужой шар после соударения с битком касается трех бортов и падает в лузу.
Игра через спину - это нанесение удара по битку, при котором партнер перекладывает кий за спину из-за неудобства игры по прицельному шару в данной ситуации. Отмечу, что для избежания данного неудобства нужно учиться играть как с одной, так и с другой руки.
Игра шаром - это разновидность удара - один из вариантов сложных ситуаций игры в спортивный бильярд, т.е. игра, при которой биток ударяет не непосредственно по прицельному шару(прицельный шар закрыт другими шарами), а вынужденно ударяет по вспомогательному шару, который в свою очередь ударом в прицельный шар положит его в лузу. Отсюда выражение при игре - играть системой шаров, когда удар передается через несколько шаров.
Играть пистолетом - это один из сложных способов игры одной рукой. Кий при этом берут в месте центра тяжести на большой и безымянный пальцы и захватывают его указательным и средним пальцами. Удар обычно производится на весу или с упором на локоть.
Играть по серии - это выражение, применяемое при игре в фишки, означает: играющий делает удары до тех пор, пока падают кегли и не будет штрафного удара, после чего право на удар переходит к партнеру.
Играть с руки - это значит, что игрок может установить биток и играть его с любого места дома в установленных правилами случаях.
играть через шары - это обозначает нанесение удара битком по прицельному шару через несколько шаров (игра системой шаров прицельного шара в лузу).
Шар висит над лузой - так обычно говорят, когда шар находится так близко от лузы, что достаточно малейшего к нему прикосновения, чтобы он свалился в лузу. Такие шары при игре в бильярд обычно называют мнртвыми шарами.
Какая луза на бильярде заказная - называемая играющим луза, в которую он намеревается положить заказной шар после удара.
Какие разновидности игры Пирамида существуют - существует простая Пирамида (Американка), а также существуют следующие разновидности этой игры: малая русская пирамида(71 очко), большая русская пирамида (91 очко), пирамида счнтом шарами, пирамида с цветными шарами, пирамида-подкатка, пирамида без касания борта битком, снимание шаров рукой, московская пирамида(сибирская пирамида).
Какой должна быть стойка бильярдиста и что это такое вообще - стойка - это оптимальная позиция спортсмена у стола, т.е. положение ног, рук, корпуса и кия. Существуют определенные правила стойки, но у каждого она своя.
Карамболь - это слово является названием игры на бильярде без луз тремя шарами, а также обозначает соударение шаров, при котором происходит последовательное от одного удара столкновение битка с двумя или более шарами.
Катрбан - это удар, при котором происходит отражение шара от четырнх бортов в лузу.
Кикс, киксовать - Кикс - неудачный удар кием по битку, когда наклейка соскальзывает с шара (получается осечка). Киксовать - делать кикс, т.е. ударить кием по битку вскользь так, что шар только сдвинется с места или покатится в неожиданном для играющего направлении.
Клопштосс - это отрывистый, короткий удар в центр битка в плоскости, параллельной плоскости стола, в результате которого биток, ударившись в прицельный шар, остантся на месте.
Контрпартия - это решающая партия между партннрами, имеющими одинаковое число выигранных партий. Сокращннно называется - контровая или контра.
Контртуш - это обратный удар по битку отражннного от борта прицельного шара.
Круазе - это разновидность дуплета, при котором прицельный шар, отражаясь от борта, пересекает линию движения битка. Этот вид дуплета называется также оборотным, оборотником (см. также Дуплет). Выполнение Круазе называют также Оборачивать шар.
Кто такие Зайцы - это два касающихся друг друга (стушнванных) шара.
Кто такой Король - так условно называется спортсмен, играющий один против двух (пары)(см. Принц). Королем также называется цветная фишка при игре в фишки.
Кто такой Маркер - это штатное должностное лицо (заведующий) бильярдной, в обязанности которого входит обслуживание играющих на бильярде, а также ремонт бильярдного инвентаря. Маркер, как правило, должен хорошо знать все правила бильярдных игр и уверенно решать все конфликтные ситуации между игроками.
Мазик - это один из предметов бильярдного инвентаря прошлого времени, предназначенный для для удара по битку вместо кия.
Мазка - это позиция на столе, когда шар или шары загораживают цель, в которую желательно попасть битком. Иногда в таком случае говорят, что шар замазан и удар по нему затруднен.
Малая русская пирамида - это игра на русском бильярде до 71 очка, очень распространннная при проведении официальных соревнований.
Массе - это один из видов необычных сложных ударов.
Машинка - это один из предметов бильярдного инвентаря, служащий подставкой для кия при исполнении некоторых ударов. Это приспособление помогает спортсмену, например, играть шары, которые он не может достать обычным способом при игре кием. Также машинку называют мостиком и тещей.
Мертвый шар - это шар, который стоит в губах лузы, и достаточно малейшего по нему толчка, чтобы он упал. О таком шаре говорят, что он висит над лузой.
"Недорезать шар" - это означает нанести такой удар, при котором биток ударится в прицельный шар ближе к центру.
Оттяжка - это удар кием в плоскости, почти параллельной (а иногда и под углом) к плоскости бильярда в часть битка, лежащую ниже его центра; при оттяжке биток после столкновения с другим шаром, на мгновение задержавшись на месте, за счнт обратного вращения откатывается назад.
Отыгрыш - это оборонительная тактика в игре, в результате которой удар делается с таким расчнтом, чтобы затруднить исполнение следующего удара противнику (поставить биток к борту и подальше от прицельных шаров, прикрыть биток шарами и т.п.).
Пачекот - это разновидность игры.
"Перерезать шар" - это когда играемый шар взят под более острым углом к играемой лузе, т.е. биток ударил по прицельному шару ближе к краю (тоньше, чем необходимо).
Перескок - это один из видов необычных ударов, когда удар кием производится в низ битка под большим углом к плоскости бильярда. При этом биток перескакивает через шар и катится в направлении удара.
Пирамида - во-первых, это шары, поставленные на бильярдный стол плотно один к другому в определннном порядке и образующие равносторонний треугольник. Во-вторых, именно так сейчас называется игра - в прошлом Американка.
Подставка - это такое положение шара, когда сыграть его очень легко. Обычно шар стоит около или прямо в лузе для сыгрывания чужого - прицельного шара или около лузы для сыгрывания своего - битка (в тех играх, где это разрешено правилами).
Поставить шар на точку - это когда шар в определннных случаях ставят на третью точку бильярдного стола. Обычно на точку выставляют штрафные шары, неправильно забитые и вылетевшие с игрового поля. В случае, когда точка занята другим шаром, шары выставляются по линии к короткому борту как можно ближе к мешающему шару.
Почему иногда снимают шары рукой - Шары снимаю в нескольких случаях - при игре в Московскую пирамиду, когда забит биток - соперник снимает любой другой шар на полку забившего. Есть также игра Снимание шаров - игра в пирамиду, при которой партннры играют по очереди кием, причнм если один не положит шар, другой снимет рукой любой шар в свою пользу.
Кто такой Принц - так условно называется каждый из двух спортсменов, играющих в паре против одного противника (см. также Король)
Прицельный шар - это любой шар, кроме битка - тот, по которому будет наноситься удар битком. Встречается также название чужой шар.
Промах - это означает, что при ударе биток не коснулся других шаров.
Пропих - это запрещtнный удар в бильярде. Обычно совершается при ударе по близко расположенным шарам - т.е. в момент касания битка сприцельным шаром наклейка кия еще соприкасается с битком.
Прямой шар - это такое расположение шаров, когда биток, прицельный шар и луза, в которую играют, находятся на одной прямой линии.
Пул - это разновидность лузного бильярда. Игра ведется цветными шарами диаметром 57,5 мм на столе с широкими лузами.
Разбой - это первоначальный удар в начале партии по шарам, стоящим в пирамиде.
Расход - это прекращение незаконченной партии по обоюдному согласию партннров. На соревнованиях такое не проходит.
Резка шара - это удар битком в прицельный шар со смещением от центра прицельного шара.
Рокамболь - это рикошет шара по нескольким бортам.
Свой шар - своим шаром называют биток - шар, по которому наносится удар кием.
Снукер - это очень популярная в Великобритании игра на лузном бильярде. В этой игре используется двадцать два шара: 1 белый(биток),15 красных и 6 шаров различного цвета (жнлтый, зелнный, коричневый, синий, розовый и чнрный).
Сухая партия - так называется проигранная партия, в которой проигравшему не удалось сыграть ни одного шара или не набрать ни одного очка. Еще говорят, что партия закончилась "всухую".
Сыграть воздухом - это при ударе очень тонко задеть битком прицельный шар.
Сыграть каблук - это частный случай абриколя, когда шар получает удар от битка, отраженного от борта, причем точка удара битка по шару находится с противоположной стороны местонахождения битка перед ударом. Отыгрыш в виде каблука в Пирамиде и некоторых других видах бильярда сейчас запрещен.
Сыграть нажимом - это означает положить в игре шар запрещенным ударом - нажимом. Такое происходит, в частности, когда около лузы близко расположены два шара и при забитии одного из них (своего или чужого) играющий продавливает его в лузу.
Точка на столе, ее предназначение - точка на столе обозначенная цветным кружком диаметром 1см, наклеенным на пересечении двух линий, соединяющих центры двух угловых луз с центрами двух средних луз (первая и третья) и середины средних луз (вторая). Одна из точек предназначается для установки пирамиды (третья), вторая (средняя) - отмечает середину стола, и первая - отмечает дом.
Триплет - это кладка чужого шара в лузу при отражении его во время удара от двух бортов.
Туз - это шар, обозначенный цифрой 1 (засчитывается как 11 очков при игре в Русскую пирамиду).
Турняк - это толстая часть бильярдного кия. Некоторые неверно называют его турнИком.
Туш - это всякое прикосновение к любому шару на бильярде кием, рукой, одеждой, галстуком, машинкой и т.п. Туш отличается от удара тем,что при нем шар не совершает, либо совершает небольшое поступательное движение.
Удар в лоб - это удар битком в центр прицельного шара.
Удар вразрез - это удар битком одновременно по двум близко стоящим друг от друга играемым шарам.
Финская партия - это игра на бильярде 16 шарами, поставленными попарно против каждой лузы, и три шара - по средней линии, соединяющей средние лузы стола.
Фишки - это игра, особенностью которой является то, что в нен, кроме трнх шаров, вводятся пять или семь фишек. Разыгрывается как на бильярде без луз, так и на лузном. Разновидностью игры в фишки (или кегли) является Пачекот.
Фол - это любое нарушение правил игры в бильярде.
Фора - это когда один из заведомо сильнее играющих соперников дает перед игрой определннное количество очков, шаров или ударов, выравнивая тем самым уровень класса игры партнеров. В ходу также название Гандикап.
Фукс - это шар, упавший в лузу неожиданно, непредвиденно. Отсюда выражение фуксовая партия, т.е. выигранная благодаря только счастливой случайности.
Что за игра "Два шара" - это игра в два шара, при которой каждый из партннров должен положить в любую лузу без назначения шар противника.
Что за игра "Пять шаров" - это игра на лузном бильярде (60 очков), русская партия. Играется пятью шарами: 2 белых, 2 красных, 1 желтый. Разновидность этой - пять шаров с карамболями.
Что означает, когда говорят "Чисто" - это выражение употребляют в игре для обозначения случая, когда играемый шар при своем движении не заденет другие шары на бильярде.
Что означает: Видно или не видно шар - это позиция шаров на столе, при которой видна или не видна точка прицела играемого шара.
Что считается началом и концом удара - началом удара считается всякое прикосновение играющего к любому шару на бильярде, а концом удара является момент снятия с бильярдного стола руки, кия, машинки и прекращения движения шаров.
Что значит Скиксовать, Киксануть - это значит ударить кием в бок своего шара неудачно, т.е. вскользь, так, что шар только сдвинется с места или покатится в неожиданном для игрока направлении. Подобный удар при игре получается, как правило, когда не помелят конец кия, когда наклейка потеряла шероховатость(засалилась) или когда игрок пользуется сырым мелом.
Шар забит от шара - это когда прицельный шар или биток попадают в лузу, коснувшись другого шара.
Штосс - это вид удара в игре в кегли. При этом партнеры поочередно делают по одному удару вне зависимости от того, падают кегли или нет.
Эффе - это относительно сложный удар по шару, при котором придается определннное боковое вращение шару дополнительно к его поступательному движению.
Для просмотра описания товара и его технических характеристик, необходимо кликнуть по выбранной фотографии или по названию товара
Первым этапом в ходе обучения игры в бильярд являются постановка самого удара, тренировка точности прицела, отработка движения руки. Техническая отработка удара вполне легкая, но стоит сразу научиться правильно его выполнять. Большинство новичков игнорируют это, ставя себе сразу же неверную цель. Вашей задачей является не вбить шар в лузу. Задача - осмыслить удар, исполнив его так, чтобы два шара минуя стычку прибыли в то место, где вы пожелаете. Прорабатывать основополагающие умения желательно на обычных колебаниях "в лоб": выбивать по битку по центровой точке шара. Когда же ваше техническое умение уже находится на сравнительно приемлемом уровне, наступает пора больше узнать о разных видах ударов, и приступить уже к их совершенствованию. Разновидность удара по битку определяется направлением смещения точки удара от центра шара. Подобных направлений 9 и каждая из них служит названием тому или иному удару.
Виды ударов кием по битку
Сделать касание кием для бильярда по битковой области можно по-всякому. Элементарнее всего определиться с различными направлениями поможет схема ударов в бильярде. Итак, виды ударов:
- Клапштос - биение в центровую зону мишени. Стартовый удар, с которого ведет начало шлифовка бильярдной техники. Остальные биения с отодвиганием от центровой точки именуют "эффе". Один из главных, дающим возможность "укласть" шар достоверно. При биении чётко по его центральной точке в плоскости, напротив поверхности бильярда, биток делает лишь ритмичное движение вперед и, соприкоснувшись с "чужим" шаром, остается на месте. Шар, что в игре отпрыгнет в заданном направлении.
- Накат - биение выше центровой отметки шара. Не редко возникает необходимость, связанная с тем, чтобы "свой" шар, минуя столкновения с "чужим" вышел вперед. Для данной цели накладывается медленный продолговатый удар в верхнюю область битка. Здесь же биток, помимо толчка в сторону от игрока, поймает колебательное движение и после столкновения с играемым шаром, задержавшись на секунду, продвинется вперед. Как нельзя, кстати подходит для дебютантов, делается просто, прицел при задаваемом ударе достаточно точен.
- Оттяжка - биение ниже центровой точки шара. Отличается от наката большей сложностью, поскольку шару стоит задать противоположное горизонтальное кручение. Когда возникает надобность в отхождении «своего» шара назад, то удар направляется в нижнюю область битка. Здесь же, в противовес накатному удару, наряду с замедленным движением вперед биток будет награждён верчением вокруг горизонтальной оси в противоположный бок и, задержавшись на месте, минуя удар, скатится назад.
Удары кием в бильярде славятся именно оттяжкой, ведь она наиболее красивая и сложная из биений. Ее применение довольно-таки обширно. Огромным значением тут наделено наличие наклейки для кия . Лишь надлежащим образом обработанная мелом, закругленная, упругая и шершавая ее поверхность позволит точно исполнить биение.
4. Правый боковик - удар в область исключительно вправо от центровой отметки битка. При подобном ударе биток обретает, помимо медленного толчка вперед, вращательное движение вокруг оси по вертикале, проходящей сквозь центр шара, вопреки часовой стрелки, и, столкнувшись с обыгрываемым шаром, отдав ему поступательное движение, закрутившись волчком и увлекаемый своим колебательным вращением, сдвинется только вправо.
5. Левый боковик - удар в зону строго в левую сторону от центра битка. Воздействие подобного колебания схоже с предыдущим, только биение выходит вертикальным оборотом по часовой стрелке и после столкновения с иным шаром двинется влево.
Дальнейшие четыре схемы ударов в бильярде признаны особенно сложными и именуются комбинированными толчками, поскольку включают в себя разом компоненты боковых ударов, также накат или оттяжку.
6. Верхний правый боковик либо накат вправо - удар в точку вправо и вверх от центра битка. Такой толчок производится, если нужно, дабы шар после прохождения стычки с направленным шаром скатился в правую сторону и вперед. Удар посредством кия приходится на верхнюю правую область шара неспешно и протяжно. Приведенный удар сообщает шару три разновидности движения:
Поступательное вперед;
Ускоряющее движение - накат;
Некоторое, едва приметно взору, отклонение в правую область вследствие бокового колебания шара около вертикальной оси.
7. Верхний левый боковик либо накат влево – толчок в область слева и вверх от центральной отметки битка. Итоги приведённого битка подобны предыдущему, лишь шар движется влево и вперед.
9. Нижний левый боковик или оттяжка влево - удар в область слева и вниз от центровой точки шара. Позволяет "свой" биток «оттащить» назад и влево, при соприкосновении с играемым.
Типы ударов битком по прицельному шару
С учётом удара битка по прицельному шару, разделяют два подвида ударов: прямой и резаный.
«Прямой» удар
"Прямыми" шарами именуется такое расположение шаров на столе, когда биток и мишень с лузой располагаются на ровной линии, приводя к соединению их центровые точки.
Особо усложненным толчком в бильярдном состязании называется "прямой", наносящийся сквозь весь бильярдный стол, "свой" шар отдален от мишени на внушительное расстояние.
Подобный удар запрашивает огромной прицельной точности.
"Резаный" удар
«Резкой» называют игроки сыгрывание шаров, находящихся вне линии, сосредотачивающей ударные центры и лузы. "Резать" во множестве ситуаций лучше, когда видна зона цели. Если шары размещены под углом в 90 градусов, то такое положение считается "предельным".
Разработаны дополнительно такие удары, когда прицельный шар не идет тут же в лузу, а отскакивает от бортика, и после уже падает:
· дуплет;
· резаный дуплет;
· круазе (обратный удар; биток после контакта с прицельным шаром, пересекет траекторию его хода к лузе)
Дуплет
Если искусственные линии начерченные мысленно от битка к шару-цели и от него к лузе, формируют равнобедренный треугольник, угол падения будет равен углу отражения. Шар-мишень поражают четко "в лоб", в непосредственную сердцевину шара, и он впадает в лузу. Подобный дуплет считают прямым. Он признан наиболее облегченным ударом из разряда дуплетов.
Дуплет в среднюю лузу рекомендуется бить плавно. При заданном условии, даже в случае не совсем точного удара, шар-мишень, ударившись в губку лузы, отобьётся от нее и столкнется с другой ее губкой. Далее, поколебавшись, упадет. В случае крайне неточного удара, шар, соприкоснувшись с губкой, отойдет от лузы на определенное расстояние и подставки не выйдет.
Резаный дуплет
Резаный дуплет, отличается от прямого, сложным ударом. Здесь мишень не удастся обыграть "в лобовую". Шар необходимо "резать". От такого действия при малом углу падения значительно увеличивается угол отображения. Резаным дуплетом удается класть шары придельной сложности.
Круазе-оборотный
Если шар расположен под чрезмерно тупым углом, да так, что его нереально сыграть ни прямым, ни резаным дуплетом, то задействуют дуплет, именуемый круазе, или, попросту, оборотный.
Angled
– находится за губой лузы (применительно к битку).
Angle shot
– удар на резке.
Apex of triangle
– вершина пирамиды, вершинный шар.
Around the table
– удар, при котором биток касается нескольких бортов (в том числе двух коротких).
Balance point
– продольный центр тяжести кия.
Ball in hand
Ball on
– очередной цветной шар (в смысле «не-красный»).
Bank shot
– дуплет, триплет и т.д.
Bed of table
– плита стола.
Billiard
– очко, результативный удар.
Blind draw
– метод жеребьевки.
Bottom cushion
– передний борт.
Break
– подбивка кластера.
Break
– серия.
Break ball
– («Стрейт пул») шар для подбивки.
Bridge
– кистевой упор.
Bumper
– бампер турника кия.
Butt of cue
– турник кия.
Butt plate
– чашка турника кия.
Call shot
– заказ.
Called ball
– заказной шар.
Called pocket
– заказная луза.
Carom
– каромболь.
Center spot
– центральная отметка стола.
Center string
– центральная отметка стола.
Chalk
– мел.
Check side
– внутренний винт.
Chuck nurse
– хлебная кормушка.
Cluster
– кластер.
Clean bank
– («Бортовой пул») чистый дуплет, триплет и т.д., при выполнении которого заказанный прицельный шар прежде чем упасть в лузу не коснулся других шаров.
Clear ball
– непомеченный биток.
Combination
– комбинационный удар.
Combination on
– два (или более) шара, соориентированных в сторону лузы. Очевидно подразумевается, что прямая соединяющая центры шаров смотрит в лузу и расстояние между шарами небольшое. Так же называется Dead combo или On combo.
Combination on
– комбинационный удар.
Contact point
– точка соударения битка и прицельного шара.
Corner-hooked
– находится за губой лузы (применительно к битку). см. также Angled
Count
– очко, результативный удар.
Count, the
– текущий счет игры.
Cross corner
– дуплет в угловую лузу.
Cross side
– дуплет в среднюю лузу.
Cross table shot
– удар, при котором биток пересекает стол касаясь при этом длинных бортов.
Crotch
– треугольная зона в каждом угле стола при игре в прямой карамболь, в которой разрешается набирать не более трех очков подряд. После этого по крайней мере один прицельный шар должен покинуть зону. Это ограничение не позволяет игроку делать длинные серии с использованием???угловой кормушки.
Crutch
– то же, что и Mechanical B
ridge
Cue
– кий.
Cueball -
биток.
Cueball in hand
- право установить биток в любом месте стола, после нарушения противника.
Cueball in hand behind the head string
– право установить биток в любом месте зоны “дома”, после нарушения противника.
Cueball in hand within the D См
. С
ueball in hand within the half-circle.
Сueball in hand within the half-circle
– право установить биток в любом месте сектора, после его падения в лузу или выскакивания за пределы стола.
Cue tip
– наклейка на конце кия.
Cushion –
пругая борт.
Cut
– резка.
Cut shot
– удар на резке.
D Сектор
Dead ball
– лобовое (или на толстой резке) соударение битка и прицельного шара. При этом вся (или почти вся) поступательная энергия битка передается прицельному шару.
Dead ball shot
– удар, при котором, вся или почти вся поступательная энергия битка передается прицельному шару. Также в данной ситуации употребляется термин kill shot.
Dead combination
См. Combination on
Diamonds
– бриллианты.
Double
– дуплет.
Double bank
– триплет.
Double elimination
– условия проведения турнира, при которых участник выбывает после двух поражений (в верхней и в нижней сетках).
Double hit
– двойной удар.
Double round robin
– условия проведения турнира, при которых каждый участник играет c каждым дважды.
Draw shot
– оттяжка.
Drop pockets
– обычная луза (без механизма автовозврата шаров).
English –
боковик, винт.
Feather shot
– удар на чрезвычайно тонкой резке.
Ferrule
– наконечник.
Follow shot
– накат.
Follow-through
– сопровождение (кием битка).
Foot of table
– задняя половина стола.
Foot spot
– задняя отметка стола.
Foot string
– задняя линия стола.
Foot rail
– задний борт.
Force draw
– сильная оттяжка. Термин обычно применяется для обозначения оттяжки на резке. В этом случае биток сначала сильно отбрасывается в направлении тангенсной линии, и только потом обратное вращение искривляет траекторию движения.
Force follow
– сильный накат. Термин применяется в случае, когда биток после контакта с прицельным шаром останавливается (или отбрасывается по резке), а затем, за счет верхнего вращения, резко набирает скорость.
Foul
– фол, нарушение.
Foul stroke
– удар, во время которого было допущено нарушение.
Frame
– аналог партии в снукере.
Free ball
– игровая ситуация когда в качестве очередного может быть выбран любой шар (подробное объяснение см. в Правилах «Снукера», п.22).
Free break
– начальное разбитие пирамиды, при котором можно достигнуть хорошего распределения шаров по поверхности стола, без какого-либо риска или возможности нарушить правила. Более подробно данный аспект рассматривается в правилах конкретных игр.
Frozen
– шар, стоящий вплотную к другому шару или борту.
Full ball
– лобовое соударение битка и прицельного шара.
Game
– партия.
Game ball
– партионный шар.
Gather shot
– собирательный удар.
Grip
– хватка. Манера держать турник кия при ударе.
Gully table
– стол с системой автовозврата шаров.
Handicapping
– фора. Гандикап.
Head of table
– передняя часть стола.
Head rail
– передний борт.
Head spot
– передняя отметка стола.
Head string
– передняя линия стола.
Hickey
– (Снукерный гольф) фол, нарушение.
Hide
– поставить маску.
High run
– наибольшее количество очков, сыгранное за одну серию.
Hold
Hold-up
english
– то же, что и Reverse english.
Hook
– ставить маску.
Hooked –
быть замаскированным.
Inning –
игровой подход.
In hand
– то же, что и Cueball in hand.
In hand behind the head string
– то же, что и Cueball in hand behind the head string.
In-off
– падение битка в лузу. См. также Scratch.
Inside english
– внутренний винт. См. также Check side
Insurance ball
– шар для подстраховки. См. также Key ball, Break ball.
In the rack
– («Стрейт пул») шар, который мешает установке пирамиды.
Jaw
– губа лузы.
Jawed ball
– шар, который забившись между губами не упал в лузу.
Joint –
стык разборного кия.
Jump shot
– перескок.
Jumped ball
– выскочивший шар.
Key ball
– ключевой шар. См. также Insurance ball, Break ball.
Kick shot
– абриколь.
Kill shot
– то же, что и Dead ball shot
Kiss
– соударение между шарами. Каромболь. См. также Kiss shot
Kiss shot
– удар карамболем.
Kiss-out
– нежелательное соударение шаров, которое привело к промаху.
Kitchen
– жаргонное название области дома.
Lag
– удар, при котором биток отражается от трех и более бортов прежде чем коснуться прицельных шаров.
Lag for break
– розыгрыш начального удара.
Leave
– расположение шаров после удара игрока.
Legal object ball
– очередной шар.
Long
– термин, который обычно используется применительно к шару (Long ball), что бы показать что его пройденный путь удлинняется из-за бегущего винта.
Long string
– линия выставления шаров.
Loop bridge
– закрытый упор.
Losing hazard
– падение битка в лузу после контакта с прицельным шаром. Результативный удар («свояк») в английском бильярде.
Lot –
жребий.
Manufacture
– наигрыш.
Masse shot
– массе.
Match
– матч, сет.
Mechanical bridge
– машинка.
Miscue
– кикс.
Miss
– промах.
Miss
– ситуация в снукере, в которой, по мнению судьи, игрок намеренно промахнулся по очередному шару. При этом судья объявляет фол.
Natural
– удар, который просто представить, расчитать и выполнить.
Natural english
– естественный бегущий винт.Небольшой винт, который компенсирует потерю скорости и сужение угла отражения битка после контакта с бортом.
Natural roll
– естественное качение шара.
Nip draw
– короткий резкий удар оттяжкой. Такая техника используется для того чтобы избежать повторного контакта битка с наклейкой кия, и как следствие к фола (в ситуации с близкостоящими битком и прицельным шаром.)
Nurses –
кормушка.
Object ball
– прицельный шар.
On ball
– то же, что и Ball on.
Open break
– открытое разбитие пирамиды.
Opening break shot
– начальный удар.
Open bridge
– открытый упор.
Open table
– («Восьмерка») открытый стол.
Outside english
– внешний винт.
Peas
– маленькие шары, пронумерованные от 1 до 15 или 16. Используются в некоторых играх.
Pills
– то же, что и Peas.
Plant
– позиция из двух или нескольких красных шаров, позволяющая выполнить комбинационный удар.
Pocket
– луза. Забивать прицельный шар в лузу.
Position
– выход, делать выход.
Pot
– забивать прицельный шар лузу.
Powder
– тальк или мягкий мел.
Power draw shot
– то же, что и Force draw.
Push shot
– пропих.
Push-out
– («Девятка») выкат.
Pyramid –
пирамида шаров.
Pyramid spot
– отметка, на которой размещается вершинный шар пирамиды.
Race
– матч, сет.
Rack
– пирамида. Ставить пирамиду.
Rail –
поручень.
Rail shot
– то же, что и Bank shot
Red ball
– прицельный шар.
Rest
– машинка.
Reverse english
– обратный винт.
Round robin
– условия проведения турнира, при которых каждый участник играет с каждым один раз.
Running english
– бегущий винт.
Running side
– бегущий винт.
Run
– серия.
Run-out
– последний (победный) игровой подход, серия.
Safety –
отыгрыш.
Scratch
– заработать очко по фуксу.
Scratch
– падение битка в лузу.
Screw
– оттяжка.
Seeding –
размещение игроков в заранее определенных местах турнирной сетки - посев, сеянье.
Set
– матч, сет.
Shaft
– шафт.
Short
– термин, который обычно используется применительно к шару (Short ball), что бы показать что его пройденный путь укорачивается из-за обратного винта.
Short-rack
– обобщающее название игр, в которых используется неполная пирамида (девятка, десятка и т.д.)
Shot
– удар.
Shot making ability
– кладка.
Side
– винт, боковик.
Single elimination
– условия проведения турнира, при которых участник выбывает после одного поражения (олимпийская система).
Skid shot
– ползунок
Snooker
– маска.
Snookered
– быть замаскированным другими шарами (применительно к битку).
Speed
– размер удара.
Split hit
– удар, при котором невозможно определить какого из двух шаров биток коснулся первым.
Spot
– отметка.
Spot –
фора, гандикап.
Spot ball
– один из битков помеченный черной точкой.
Spot shot
– удар с руки из дома по прицельному шару находящемуся на задней отметке (см. поясняющую схему). В пуле такой удар считается средним по сложности и принят за некую точку отсчета.
Spotting balls
– выставление шаров.
Stalemated game
– патовая позиция.
Stance
– игровая стойка.
Stop shot
– остановка. Удар с остановкой битка.
Straight Rail Billiards
– игра Прямой карамболь.
Striker
– игрок, выполняющий удар.
Stroke
– удар.
Stun shot
– удар на небольшой резке, при котором биток после контакта с прицельным шаром немного смещается по тангенсной линии.
Successive fouls
– несколько последовательных фолов.
Table in position
– ситуация, когда положение прицельных шаров во время удара не меняется.
Tester –
технически сложный удар.
Three cushion
– трехбортный каромболь.
Throw
– отброс прицельного шара.
Throw
shot
– удар с отбросом прицельного шара.
Time shot
– удар с динамическим наигрышем.
Top cushion
– задний борт.
TPA
- величина обратная количеству ошибок, допущенных игроком.
Triangle
– треугольник.
V-bridge
– то же что и Open bridge.
Weight
– уровень игры (жаргон).
Wrap
– обмотка турника кия.
А
Б
- Бито́к (общ.) - шар (в пуле и снукере - белого цвета, в пирамиде - различных оттенков жёлтого, красного или коричневого цвета), которым выполняется удар по прицельному шару. Исключение при использовании битка встречается в Пирамиде Свободной (прежнее название - Американка), где битком может выступать любой из шаров на столе, и в некоторых видах карамболя и в английском бильярде, где каждый из игроков использует в качестве битка исключительно один и тот же шар (из двух светлых шаров, присутствующих на карамбольном столе - то есть белый шар с точками (или светло-желтый) является битком для одного игрока, а чисто белый шар - битком другого игрока. Удар кием по чужому битку при этом является фолом).
- Бо́лкерная линия (в снукере) - линия, прочерченная ближе к концу игрового стола; площадь, обозначенная ей, занимает ровно ¼ от всей длины стола; болкерная линия не несёт какого-либо определённого значения для основного варианта снукера, однако существенно влияет на игру в его разновидности, именуемой Power Snooker . Область за болкерной линией в данном варианте игры называется «PowerZone». Если биток находится в пределах «PowerZone», и игрок забивает любой шар, то сумма полученных очков удваивается.
- Брейк (англ. break ) (в снукере) - см. Серия
В
- Винт (общ.) - вращательное движение шара в результате удара. Существует четыре основных вида винтов - левый, правый, верхний («накат»), нижний («оттяжка»), а также их комбинации.
- Выход (общ.) - удар, в результате которого биток откатывается («выходит») к месту, откуда игрок предполагает сыграть следующий шар.
Г
- Губа́ (общ., кроме карамболя и его разновидностей) - скошенная часть упругого борта, расположенная в створе лузы.
Д
- Дабл (англ. double ) (в снукере) - ситуация, при которой шар попадает в лузу не от прямого удара, а после рикошета от борта.
- Дабл-кисс (англ. double kiss ) (в снукере) - двойное взаимное столкновение прицельного шара и битка.
- Дупле́т (или Дабл ) (общ.) - удар, при котором прицельный шар сначала ударяется в борт, а затем идёт в сторону лузы.
- «Дурак» (в русском бильярде; в снукере - флюк ) - случайное попадание шара в лузу.
- Дом (в русском бильярде и некоторых других разновидностях) - площадь на игровом столе (занимает 1/4 от всей поверхности стола), откуда может выполняться игра с руки .
Ж
- Жёлтая луза (в снукере) - условное понятие, которое внедрилось в снукер с 80-х годов . Означает дальнюю левую лузу.
З
- Зелёная луза (в снукере) - условное понятие, которое внедрилось в снукер с 1980-х годов. Означает дальнюю правую лузу.
- Зайцы (в русском бильярде) - два прицельных шара, расположенные вплотную друг к другу (см. Плант ).
И
- Игра с руки (общ.) - право одного из игроков выполнить удар из любого места (в некоторых видах бильярда - из специально отведённых для этого зон).
К
- Камбэ́к (англ. comeback - возвращение) - ситуация, при которой игрок, значительно отстающий в счёте, сравнивает его или выигрывает матч в целом.
- Карамбо́ль - вид бильярдной игры, насчитывающий около десяти разновидностей, общим для которых является использование трех шаров диаметром 60 мм, окрашенных или размеченных точками, и стола без луз длиной 10 футов, иногда к ним добавляется 5 деревянных фишек (миниатюрных кеглей) выставляемых в центре стола. Также: общее для всех игр название ситуации случайных или преднамеренных соударений играемых шаров (прицельного шара или, реже, битка) с прочими шарами, присутствующими на столе.
- Кий (общ.) - бильярдная принадлежность, предназначенная для нанесения ударов по битку. Кии для русского бильярда , пула и снукера различаются по размерам и весу.
- Кикс (англ. kicks ) (термин употребляется преимущественно в русском бильярде) - удар, при котором наклейка кия проскальзывает по поверхности битка.
- Кладка - попадание шара в лузу; другое значение - умение игрока забивать шары.
- Кла́стер (общ.) - скопление двух и более шаров, расположенных очень близко один к одному.
- Клапшто́с (нем. klapp stoß ) (в русском бильярде) - удар, при котором свой шар (биток) после соударения с прицельным шаром остается на месте.
- Кли́ренс
(англ. clearance
) (преимущественно в снукере; в русском бильярде - зачистка стола
) - забивание всех оставшихся прицельных шаров в лузы в течение одной серии.
- То́тал кли́ренс (англ. total clearance ) (в снукере) - забивание всех (от первого до последнего) прицельных шаров в лузы в течение одной серии.
- Контрту́ш (в русском бильярде) или дабл-кисс - повторный удар по битку отражённого от борта или других шаров прицельного шара.
- Кросс-дабл (англ. cross double ) (или прост. оборо́тня ) - пересечение траекторий битка и прицельного шара.
- Кэ́ннон (англ. cannon ) (в снукере) - непредвиденное либо намеренное столкновение битка с другими шарами.
Л
- Лу́за (общ., кроме карамболя и его разновидностей) - специальное отверстие на игровом столе, куда забиваются шары.
М
Н
О
- Оття́жка (общ.) - удар ниже центра шара, в результате которого биток, чаще всего после соударения с прицельным шаром, откатывается назад.
- О́тыгрыш (или позицио́нный удар ) (общ., кроме карамболя и его разновидностей) - удар с целью увода шара, чаще всего битка, в сложное для соперника положение. Также: при игре в пул-8 и в стрейт-пул (разновидности пула) - предусмотренная правилами ситуация, когда игрок, выполняющий очередной удар, предварительно объявляет о том, что он намерен передать совершение следующего удара своему противнику, вне зависимости от результата исполняемого своего удара (попадания или непопадания объявленного шара в лузу). Объявление Отыгрыш или Safe должно производиться вслух, до удара, так чтобы противник и судья его услышали и однозначно поняли.
П
- Партия (общ.) или фрейм (в снукере) - временной отрезок в матче, который начинается с начального удара и заканчивается, как правило, забитием победного для одного из игроков шара, либо окончанием победной серии, либо признанием одного из игроков своего поражения.
- Патовая ситуация (в снукере) - ситуация, при которой дальнейшее развитие фрейма крайне затруднительно или практически невозможно. В этом случае назначается переигровка фрейма, а все результаты недоигранной партии аннулируются.
- Переигровка в чёрном (англ. re-spot black ) (в снукере) - ситуация, при которой после забития последнего шара счёт во фрейме становится равным. В этом случае чёрный шар выставляется на свою отметку, а затем проводится жребий, по результатам которого один из игроков получает право первого удара. Тот, кто забьёт чёрный, выигрывает фрейм.
- Перескок (общ.) или джамп (англ. jump ) в снукере и пуле) - удар, при котором биток перескакивает маскирующий шар. В пуле выполняется укороченным кием - джампером.
- Пирамида (общ., кроме карамболя и его разновидностей) - начальная расстановка прицельных шаров в форме равностороннего треугольника. (Прим. В некоторых видах бильярда - например, в Пуле-9 пирамида из 9 шаров расставляется в виде ромба).
- Пирами́да - официальное название вида бильярдных игр, ранее известных как «Русский бильярд» («Американка », «Сибирка», «Невская», «71 очко» и др., всего около 20 разновидностей). Общим для них является использование комплекта из 15 пронумерованных белых и одного цветного шара диаметром 68 мм и стола длиной 12 футов с узкими лузами, практически не имеющими закруглений. Название Пирамида взамен названия Русский бильярд введено для соответствия международным принципам именования спортивных игр, согласно которым не следует использовать национальные или географические корни. По этой же причине пул официально прекратили называть американским пулом.
Р
Снукерные ресты. «Лебединая шейка», спайдер, кросс.
- Разбо́й (общ.) - начальный удар в партии, производится битком по шарам, стоящим в пирамиде; иногда употребляется термин «разбивка».
- Ре-рэк (англ. re-rack ) (в снукере) - переигровка фрейма (например, в случае возникновения патовой ситуации в игре).
- Ре́зка (общ.) - угол, под которым биток ударяется в прицельный шар.
- Результативный удар (общ.) - удар, завершающийся падением шара в лузу (в карамболе - соответствующий правилам игры по количеству касаний бортов и шаров), после которого игрок имеет право на продолжение игры.
- Рест (англ. rest ) (в снукере) - приспособление для установки кия (применяется в случае, если игра с руки невозможна или крайне затруднительна). Ресты бывают разных видов (например, спайдер-рест, рест «лебединая шейка» и т. д.).
- Розыгрыш (общ.) - процедура определения очерёдности участников игры.
- Русский бильярд - разновидность лузного бильярда (см. Пирамида )
С
- Свободный шар (англ. Free ball ) (в снукере) - ситуация, при которой игрок, в результате неудачной попытки выхода из снукера другого игрока, не может ударить по определённому прицельному шару. В этом случае игрок имеет право заказать любой другой прицельный шар (по цене красного) с последующим забитием цветного.
- Свой (прост. свояк ) (в русском бильярде) - биток, по которому игрок наносит удар.
- Свояк (в пирамиде) - удар, целью которого является направить в лузу биток. В правилах различных пирамидных игр по разному определяется возможность выполнения и результат такого удара. Например в Пирамиде Классической (71 очко) он приводит к фолу, в Пирамиде Свободной (Американка) он ничем не отличается от других ударов, в Пирамиде Динамичной и Пирамиде Комбинации (Невская и Сибирка соответственно) продолжение игры после результативного свояка и результативного «чужого» различается.
- Сектор D (в снукере) - специально помеченная зона на игровом столе, откуда игрок выполняет разбой или удар с руки.
- Сет (англ. set ) (в карамболе) - временной отрезок в матче, по своему значению практически аналогичен понятию «партия».
- Сенчури-брейк (англ. Century break ) (в снукере) - серия игрока в 100 и более очков.
- Серия (общ.) - последовательность результативных атакующих ударов одного из игроков (в карамболе у этого термина несколько другой смысл).
Спайдер-рест
- Спайдер также спайдер-рест (англ. spider rest ) (в снукере) - приспособление для установки кия. См. рест .
- Сплит