Масштаб. Измерения расстояний по планам, картам небольших территорий
Мы ответим на следующие вопросы.
1. Что нужно сделать, чтобы определить расстояние между географическими объектами на глобусе?
2. Как определяют кратчайшее расстояние по глобусу?
3. Какими способами изображают рельеф на глобусе?
Мы научимся измерять расстояния и высоты (глубины) по глобусу, создадим объемную модель материка Африка.
1. Определение расстояний по глобусу.
- Прочитайте текст учебника (с. 83) и запишите последовательность действий (алгоритм) определения расстояний по меридиану:
1) определить значения координат двух точек меридиана, расстояние между которыми необходимо рассчитать;
2) определить расстояние между двумя точками меридиана в градусной мере;
3) умножить полученное расстояние в градусной мере на 111,13 км (средняя длина дуги меридиана в 1’).
1) 8*111,13 = 889,04 км.
- Прочитайте текст учебника (с. 84) и запишите последовательность действий (алгоритм) определения расстояний по параллели:
2) определить расстояние между двумя точками параллели в градусной мере;
3) умножить полученное расстояние в градусной мере на 111,13 км (средняя длина дуги данной параллели в 1 градус).
- Используя способ определения расстояний по параллели, определите расстояние между Смоленском и Челябинском (рис. 2) с запада на восток по параллели 55 градусов с.ш.
2) 29 *111,13 = 3222,77 км
2. Изображение рельефа на глобусе. Шкала высот и глубин
Изогипсы – это горизонтали, проведенные не через равные ступени высот, а в соответствие с теми значениями, которые указаны на горизонтальном и вертикальном масштабах.
На глобусе изогипсы (горизонтали) проводят линией послойной окраски цвета.
Для изображения рельефа способом послойной окраски глобуса используют следующие цвета:
Низменности (с абсолютной высотой от 0 до 200 м) окрашивают зеленым цветом;
Возвышенности (с абсолютной высотой от 200 до 500 м) окрашивают светло-коричневым цветом;
Низкие горы (с абсолютной высотой от 500 до 1000 м) окрашивают светло коричневым цветом;
Средневысотные горы (с абсолютной высотой от 1000 до 2000 м) окрашивают коричневым цветом;
Высокие горы (с абсолютной высотой от 2000 до 5000 м и выше) окрашивают более насыщенными оттенками коричневого цвета.
- Укажите достоинства и недостатки различных способов изображения рельефа земной поверхности на глобусе. Заполните пропуски в схеме.
Школа географа-следопыта
- Проведите измерения по глобусу. Занесите в таблицу полученные во время расчетов и измерений значения расстояний (протяженности).
Сравните результаты, полученные разными способами.
Если известны значения широт двух пунктов, то можно узнать расстояние между ними либо в градусной мере, либо в километрах при помощи глобуса или линейки.
- Используя рисунок (цветная вкладка, с. 1), сделайте рельефную карту Африки.
Наиболее высокая часть Африки Северная, наиболее низкая – центральная и южная.
Вопросы перед параграфом
1. Почему ось школьного глобуса наклонена к горизонтальной подставке под углом 66,5 градусов?
Глобус Земли является точной моделью планеты. На глобусе изображены все географические объекты. Ось глобуса имеет наклон к его горизонтальной подставке в 66,5 град в связи с тем, что земная ось также имеет наклон на тот же угол. Таким образом, глобус не только дает представление о том, как выглядит планета, но и дает представление о ее расположении в целом в космическом пространстве.
2. Как ориентирована земная ось? На какую звезду она направлена?
Земная ось наклонена по отношению к прямой линии. То, что ось Земли не строго вертикальна, имеет очень большое значение для планеты. Достоверно известно, что своим северным полюсом наша планета направлена на Полярную звезду. Именно поэтому по ней люди и определяют северное направление в ночное время суток.
3. Какие способы применяют картографы для изображения рельефа земной поверхности на глобусе и картах?
На глобусе формы рельефа изображают изогипсами. Если горизонтали проводятся через равное расстояние, то изогипсы в соответствии со шкалой: 200, 500, 1000,1500, 2000, 3000 и далее через 1000 м. изображения рельефа дополняется послойной окраской. Характеризовать рельеф суши и морского дна на глобусе помогает шкала высот и глубин. Шкала разделена на ступени высот и глубин. По шкале высот и глубин можно более точно определить высоту или глубину в метрах. Возвышенные участки суши окрашивают коричневым цветом. Насыщенность красок с увеличением высоты. В отличии от топографических карт, зеленый цвет на глобусе используют для показа равнин, а не растительного покрова.
Подводный рельеф и глубины различных участков океанов и морей обозначают на глобусе изобатами. Изобаты – это линии, соединяющие точки дна с одинаковой глубиной. Для послойной окраски глубин используются различные оттенки синего цвета: чем глубже, тем темнее.
Вопросы и задания
1. По глобусу определите, какой ступени шкалы высот соответствует рельеф вашей местности.
Шкала высот представляет собой шкалу различных цветовых гамм. Так называемая высотная ступень имеет свой цвет. Как правило низменные участки имеют зеленый цвет (0 - 200м). Ступени выше (200м и выше) красят в желтый, затем в коричневый. Чем выше точка, тем темнее цвета. Бывает и наоборот. Горы - светло желтые, а морские впадины - темно синие. Обычно шкалу высот применяют на географических картах, а также гипсометрических и физических. На полях карты помещают шкалу высот.
Рельеф Южного Урала отличается большим разнообразием. Он формировался на протяжении миллионов лет. В пределах Челябинской области имеются различные формы рельефа - от низменностей и холмистых равнин до хребтов, вершины которых превышают 1000 м.
Западно-Сибирская низменность ограничена с запада горизонталью (отметка 190 м над уровнем моря), что проходит через села Багаряк, Кунашак и далее через Челябинск - на юг. Низменность слабо наклонена на северо-восток, понижаясь до 130 м у восточной границы области.
2. Используя гибкую линейку, определите расстояние от вашего населенного пункта до крупнейших городов мира, например Мехико, Нью-Йорка, Токио, Рио-де-Жанейро.
Расстояние от Челябинска до Рио-де Жанейро - 13000; Мехико – 11500; Нью-Йорк – 8500; Токио – 6100 километров.
3. Определите протяженность территории России с запада на восток вдоль Северного полярного круга.
Известно, что длина одного градуса равна 44,5 км и Полярный круг пересекает границы России примерно на долготе 29гр. на западе и 171гр. на востоке (180 - 29) + 9 = 160гр, 160 *44,5км=7120 км.
Кратчайшее расстояние от западной границы с США в Беринговом проливе.
Западная точка на границе с Финляндией имеет координаты-67*с. ш. и 32 * в. д.. Расстояние до Гринвичского меридиана =180*-32*=148*,да еще прибавить 11* до 169* з. д, до границы с Америкой и получим всего расстояние в градусах=148+11=159 *. Каждый градус на 67 параллели=52 км, значит самое краткое расстояние по 67 параллели будет 52км*161*=8372 км. (примерное значение)
4. Определите протяженность территории России с севера на юг вдоль меридиана 45 градусов в.д.
Чтобы найти протяженность России с севера на юг, смотрим координаты севера и юга по 45 * меридиану. Северная точка лежит на 68* с.ш,а на юге на 40*с.ш. Находим разность 68*-40*=28*, 111,1*28= 3110 км
Министерство образования и науки Российской Федерации Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова Кафедра экологии и зоологии
Методические указания
Ярославль 2004
ББК Д 82я 73
Составитель О.А. Гусева
Рецензент – кафедра экологии и зоологии ЯрГУ.
Лабораторные занятия по географии: Метод. указания / Сост.
О.А. Гусева; Яросл. гос. ун-т. Ярославль, 2004. 36 с.
Данные методические указания являются дополнением к основному лекционному курсу и руководством для выполнения практических заданий по географии.
Предназначены для студентов, обучающихся по специальности 013100 Экология и направлению 511100 Экология и природопользование (дисц. "География", блок ЕН), очной формы обучения.
Ярославский государственный университет, 2004
О.А. Гусева, 2004
Введение
Лабораторные занятия по курсу «География» ставят целью научить студентов основам работы с географическими картами и закрепляют знания, полученные ими при изучении теоретического курса.
Любая географическая карта является самостоятельным научным произведением, несущим большой объем информации. Но прочитать эту информацию может только специалист, обладающий определенными навыками и методикой работы с картами.
Основными задачами при проведении практических занятий являются:
1) ознакомление студентов с основными правилами построения карт (масштаб, картографическая сетка, условные обозначения) и использование их при определении местоположения географических объектов;
2) использование методов сравнительно-географического анализа для составления всесторонней характеристики географических объектов;
3) развитие навыков анализа картографического материала для получения новой информации об изучаемом объекте или явлении.
В процессе обучения студенты получают пространственное представление о строении географической оболочки, об основных закономерностях в расположении компонентов геосистем, об их взаимосвязи и взаимозависимости.
Занятие 1. Общие сведения о географических картах. Определение
географических координат точек и расстояния между двумя точками на глобусе
Термин «карта» происходит от греческого слова chartes, которое означало лист папируса или письма.
Карта – уменьшенное, обобщенное изображение поверхности Земли и относящихся к ней объектов и явлений на плоскости в той или иной картографической проекции и системе условных обозначений.
К числу основных картографических произведений относятся также глобусы – объемные шарообразные модели Земли иатласы – систематические, целостные собрания карт, созданные по единой программе.
Существующие в настоящее время географические карты весьма разнообразны. Основными признаками для их классификации являются следующие:
- охват территории;
Содержание;
Масштаб.
По охвату территории все географические карты делятся на четыре группы:
а) карты всей земной поверхности, называемые мировыми или картами мира;
б) карты полушарий, их часто составляют парными (восточное и западное, полушарие океаническое и полушарие суши);
в) карты отдельных материков и их крупных частей, к этой же группе относятся карты океанов и больших морей;
г) карты государств и их частей, выделяемые по политикоадминистративному признаку, экономическому или физикогеографическому делению (карты отдельных государств, республик, областей, экономических районов).
На общегеографических картах изображается внешний облик земной поверхности, наносятся и характеризуются, главным образом, элементы местности – реки, озера, леса, дороги, города, селения и т.п. При этом ни один из них не является основной темой карты и подробность изображения каждого элемента зависит лишь от особенностей изображаемой территории. К общегеографическим относятся, в частности, все топографические карты. Мелкомасштабные общегеографические карты называют также обзорными.
Тематические карты посвящены лишь более или менее узкой группе объектов или явлений. Так, на физических картах предметом (темой) изображения является рельеф и гидрографическая сеть; на картах путей сообщения – различные дороги, водные пути и воздушные линии; на экономических картах – промышленность, сельское хозяйство и т.д. Содержание тематической карты условно делится на две части. К первой – основной части относят изображение того явления, которое составляет тему данной карты. Это –специальное содержание карты. На карте средних температур января и июля в «Атласе для учителей средних школ» (1982) специальное содержание составляют изотермы и фоновая окраска между ними. Все остальное содержание тематической карты, не выражающее непосредственно ее тему, относят кгеографической основе . На упомянутой выше метеорологической карте географическую основу образует изображение береговой линии океанов, морей, озер, а также изображение рек, пунсонов населенных пунктов с их названиями, линии параллелей и меридианов. Географическая основа тематической карты нужна прежде всего для ориентировки в размещении объектов и явлений, относящихся к специальному содержанию.
На отдельных картах часто показаны связи двух, трех и большего числа элементов. По степени обобщенности характеризуемых явлений тематические карты могут быть аналитические и синтетические.
К аналитическим относят карты, на которых величина явления показана на основе конкретного измерения (карты отдельных метеорологических элементов).
На основе нескольких аналитических карт строят карты синтетические , на которых явление характеризуется как единое целое на
основе соединения и обобщения ряда показателей. Примером могут служить карты климатических областей.
По масштабу географические карты делятся накрупномасштабные , построенные в масштабе 1: 200 000 и крупнее,среднемасштабные , имеющие масштаб от 1: 200 000 до 1: 1 000 000 и
мелкомасштабные – мельче 1: 1 000 000.
Под масштабом понимают отношение длины линии на карте к длине соответствующей линии на земном шаре.
Численный масштаб выражается дробью, где в числителе 1, а в знаменателе число m, показывающее степень уменьшения:
Иногда на картах вместо численного соотношения словами пишут, какому расстоянию на местности соответствует 1 см на карте: в 1 см 1 км. Такой вид имеет именованный масштаб.
Для определения по картам длин линий на местности служит линейный масштаб, который представляет собой прямую, разделенную на равные отрезки. Масштаб длин на карте в тех местах, где нет искажений длин, называетсяглавным масштабом. Масштабы в других местах карты, в отличие от главного, называютчастными масштабами.
Любая карта построена с помощью той или иной картографической проекции, т.е. способа изображения поверхности земного шара на плоскости.
Наиболее распространены проекции цилиндрические , когда проектирование с шара ведется как бы на поверхность цилиндра,конические иполиконические , когда вспомогательными поверхностями служат один или несколько конусов, и азимутальные, когда проектирование ведется на плоскость. Кроме того, существует большой класс условных проекций, при построении которых не пользуются геометрическими аналогиями, а лишь математическими уравнениями.
На мелкомасштабных картах главный масштаб (тот, который указан на карте) сохраняется только на линиях и в точках нулевых искажений, там, где вспомогательная поверхность касается или сечет шар. Во всех остальных частях карты масштаб несколько преувеличен или приуменьшен. Естественно, что, подбирая картографическую проекцию для карты, линии или точки нулевых искажений располагают в средней части изображаемой территории, например, в азимутальных
проекциях точку касания берут примерно в ее центре. Величина искажений на картах зависит от их масштаба: чем мельче масштаб карты, тем больше искажения. Искажений не удается избежать даже на крупномасштабных картах.
При построении топографических карт в нашей стране применяется поперечная цилиндрическая проекция Гаусса-Крюгера. При построении карт в данной проекции используется касательный к земному шару (эллипсоиду) цилиндр, ось которого перпендикулярна земной оси. Линия касания цилиндра проходит по меридиану земного шара и является, следовательно, общей для цилиндра и эллипсоида; вследствие этого длина меридиана касания не изменится при переходе на боковую поверхность цилиндра. Если перенести на ту же поверхность другие меридианы, длина их увеличится. При этом, чем дальше от линии касания они будут находиться, тем больше будут искажены. Очевидно, что для переноса на боковую поверхность, надо брать с эллипсоида узкую полосу. В результате исследований этого вопроса было предложено переносить на боковую поверхность сфероидический двуугольник, ограниченный меридианами с разностью
долгот 6° (зона Гаусса-Крюгера). Каждая зона строится на отдельном касательном цилиндре так, что линия касания проходит по среднему меридиану зоны, который называется осевым. Осевой меридиан зоны и экватор изображаются прямыми взаимно перпендикулярными линиями. Все остальные меридианы и параллели – кривые (фрагмент зоны Гаусса-Крюгера показан на рис. 4).
Положение любой точки на географической карте можно определить с помощью географических координат – угловых величин, показывающих положение данной точки относительно экватора и нулевого меридиана (рис. 1).
Широта – угол между плоскостью экватора и отвесной линией в данной точке. Широту обозначают греческой буквойφ и отсчитыв а- ют по дуге меридиана в обе стороны от экватора, начиная от 0o до 90o . Широты, отсчитываемые от экватора к северу, называются северными (подписываются – с.ш.), к югу – южными (ю.ш.).
Долгота – угол между плоскостью начального меридиана и плоскостью меридиана, проходящего через данную точку. Долгота обозначается греческой буквойλ, отсчитывается вдоль экватора (или по другой параллели) по обе стороны от нулевого меридиана. Географическая долгота может принимать значения от 0o до 180o . Долгота к
Цель урока: Формирование навыка определения расстояний и географических координат по глобусу с помощью гибкой и широтной линеек, усвоение алгоритма действий при определении географических координат объекта и определении объекта по заданным координатам.
- образовательные:
Тип урока: урок решения частных задач.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование : ПК, мультимедийный проектор, экран, глобусы, гибкие линейки и широтные линейки (изготовлены из плотной бумаги самими учащимися), учебники, листы самооценки, взаимной оценки..
Структура и ход урока
№ | Этап урока | Название используемых ресурсов | Деятельность учителя (с указанием действий С ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
Мотивационно-ориентированный компонент |
|||||
1 | Организационный этап. | Обеспечивает комфортную психологическую обстановку и настраивает на продуктивную работу. | Настраиваются на работу. | ||
2 | – Актуализация опорных знаний, анализ
условий, еобходимых для отработки навыков определения расстояний и
координат на глобусе. – Самооценка в листе самооценки. |
ОМС из ФЦИОР “Глобус и географические координаты”. |
Учитель в беседе с учащимися выясняет, чем они занимались на предыдущем уроке. Проверяет их, включая ОМС с голосом диктора. | – Учащиеся вспоминают определения
градусной сетки, координат, параллелей и миридианов, широты и долготы,
показывают их на глобусе.
– Выставляют себе оценку в листе самооценки. |
5–7 |
3 | Этап определения темы и совместной цели урока. | 1. Учитель, в беседе с учащимися
подводит их к мысли о том, что необходимо предлагает сформулировать тему
и цель урока;
2. Уточняет формулировки темы и цели урока, высказанные учениками. |
1. Предполагается, что учащиеся назовут тему урока – определение расстояний и географических координат, цель – отработка навыков определения расстояний и координат по глобусу. | ||
Операционно-исполнительный компонент |
|||||
Отработка навыков определения расстояний и координат по глобусу. | Глобусы, гибкая линейка, широтная линейка. | Организует работу учащихся группах. | 1. Работают в группах по полученным заданиям. | 15–20 | |
Рефлексивно-оценочный компонент |
|||||
5 | Подведение итогов, рефлексия. | Листы взаимооценки и самооценки. | Предлагает учащимся сделать выводы об успешности своей деятельности на уроке. | Делают выводы о том, что удалось, что не удалось. | 5–7 |
7 | Подача домашнего задания. | Объявляет домашнее задание с учётом затруднений учащихся. | Записывают домашнее задание с учётом личных затруднений,задают вопросы. |
Группа № 1.
1. Гибкой линейкой измерьте расстояние между Москвой и Владивостоком. С помощью масштаба глобуса определите реальное расстояние между этими городами. Запишите результаты в таблицу.
3. Определите географические координаты г. Москва.
4. Какой объект находится в точке с координатами 33°юш. 151°в.д.?
Примечание.
Листе взаимооценки
Листе самооценки
Группа № 2.
1. Гибкой линейкой измерьте расстояние между Москвой и Читой. С помощью масштаба глобуса определите реальное расстояние между этими городами. Запишите результаты в таблицу.
3. Определите географические координаты г. Чита.
4. Какой объект находится в точке с координатами 48° с.ш. 3° в.д.?
5.* Составьте задачу на определение объекта по заданным координатам. Пропишите алгоритм действий.
Примечание.
1. 1–4 задания могут выполняться сообща.
2. Задание 5* выполняется индивидуально по желанию на отдельном листочке.
3. Совместная работа оценивается в Листе взаимооценки – каждый участник группы проставляет всем другим участникам оценку за совместную работу.
4. После выполнения и проверки всех заданий каждый участник группы оценивает свою работу в Листе самооценки.
Группа № 3.
1. Гибкой линейкой измерьте расстояние между городами Чита и Владивосток. С помощью масштаба глобуса определите реальное расстояние между этими городами. Запишите результаты в таблицу.
2. По широтной линейке прочитайте значение географической широты ближайшей к Северному полюсу параллели, обозначенной пунктирной линией. Как она называется? В каком направлении от Северного полюса находится? Полученные данные запишите в таблицу.
3. Определите географические координаты г. Владивосток.
4. Какой объект находится в точке с координатами 35°ю.ш. 149° в.д.?
5.* Составьте задачу на определение объекта по заданным координатам. Пропишите алгоритм действий.
Примечание.
1. 1–4 задания могут выполняться сообща.
2. Задание 5* выполняется индивидуально по желанию на отдельном листочке.
3. Совместная работа оценивается в Листе взаимооценки – каждый участник группы проставляет всем другим участникам оценку за совместную работу.
4. После выполнения и проверки всех заданий каждый участник группы оценивает свою работу в Листе самооценки . Если при выполнении заданий были затруднения, оценка снижается.
Группа № 4.
1. Гибкой линейкой измерьте расстояние между городами Чита и Якутск. С помощью масштаба глобуса определите реальное расстояние между этими городами. Запишите результаты в таблицу.
2. По широтной линейке прочитайте значение географической широты ближайшей к Южному полюсу параллели, обозначенной пунктирной линией. Как она называется? В каком направлении от Южного полюса находится? Полученные данные запишите в таблицу.
3. Определите географические координаты г. Якутск.
4. Какой объект находится в точке с координатами 41° с.ш. 74° з.д.?
5.* Составьте задачу на определение объекта по заданным координатам. Пропишите алгоритм действий.
Примечание.
1. 1–4 задания могут выполняться сообща.
2. Задание 5* выполняется индивидуально по желанию на отдельном листочке.
3. Совместная работа оценивается в Листе взаимооценки – каждый участник группы проставляет всем другим участникам оценку за совместную работу.
4. После выполнения и проверки всех заданий каждый участник группы оценивает свою работу в Листе самооценки. Если при выполнении заданий были затруднения, оценка снижается.
Группа № 5.
1. Гибкой линейкой измерьте расстояние между городами Якутск и Москва. С помощью масштаба глобуса определите реальное расстояние между этими городами. Запишите результаты в таблицу.
2. По широтной линейке прочитайте значение географической широты ближайшей к экватору параллели, обозначенной пунктирной линией и находящейся к северу от экватора. Как она называется? Полученные данные запишите в таблицу.
3. Определите географические координаты г. Рио-де-Жанейро.
4. Какой объект находится в точке с координатами 54° с.ш. 83° в.д.?
5.* Составьте задачу на определение объекта по заданным координатам. Пропишите алгоритм действий.
Примечание.
1. 1–4 задания могут выполняться сообща.
2. Задание 5* выполняется индивидуально по желанию на отдельном листочке.
3. Совместная работа оценивается в Листе взаимооценки – каждый участник группы проставляет всем другим участникам оценку за совместную работу.
4. После выполнения и проверки всех заданий каждый участник группы оценивает свою работу в Листе самооценки. Если при выполнении заданий были затруднения, оценка снижается.
Группа № 6.
1. Гибкой линейкой измерьте расстояние между Москвой и Лондоном. С помощью масштаба глобуса определите реальное расстояние между этими городами. Запишите результаты в таблицу.
2. По широтной линейке прочитайте значение географической широты ближайшей к экватору параллели, обозначенной пунктирной линией и находящейся к югу от экватора. Как она называется? Полученные данные запишите в таблицу.
3. Определите географические координаты г. Лондон.
4. Какой объект находится в точке с координатами 30° с.ш. 32° в.д.?
5.* Составьте задачу на определение объекта по заданным координатам. Пропишите алгоритм действий.
Примечание.
1. 1–4 задания могут выполняться сообща.
2. Задание 5* выполняется индивидуально по желанию на отдельном листочке.
3. Совместная работа оценивается в Листе взаимооценки – каждый участник группы проставляет всем другим участникам оценку за совместную работу.
4. После выполнения и проверки всех заданий каждый участник группы оценивает свою работу в Листе самооценки . Если при выполнении заданий были затруднения, оценка снижается.
Составлен в соотвествии ФГОС ООО по учебнику А.А. Летягина издательства "Вентана-Граф", в урок включены практические задания работы по карте и глобусу с пояснениями и решениями более сложных географических задач
Просмотр содержимого документа
«дом_зад_измерение_расстояний_на_карте»
1 вариант
1) Какому направлению соответствует направление А - В на фрагменте карты России? (подчеркните)
а) Север
б) С-В
в) С-З
г) восток
2) Какая стрелка на фрагменте карты мира соответствует направлению на север?
ответ________________
3)Работа по карте. Что севернее: вулкан Котопахи или вулкан Аконкагуа? (подчеркните)
4) Работа по карте. Какова высота в районе города Парижа?_________
5)Определите длину Австралии по меридиану 130 в.д.
Домашнее задание. Г- 6 класс. Измерение расстояний по глобусу и карте
2 вариант
1) Какому направлению соответствует направление А - В на фрагменте карты Се6врной Америки? (подчеркните)
а) север
б) С-В
в) С-З
г) восток
2) Какая стрелка на фрагменте карты России соответствует направлению на запад?
ответ________
3)Работа по карте. Что южнее: горы Альпы или горы Атлас (подчеркните)
4) Работа по карте. Какова высота в районе города Дели?______________
5) Определите длину Южной Америки по меридиану 50 з.д.
Решение___________________________________ Ответ________
Просмотр содержимого презентации
«опред_высот_глубин_по_глобусу»
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/7/a/6/7a6ebb7460749db9d79aa0231af5b21f3ca45560/img_phpMcv4V3_opredelenie-rasstoyanij-i-vysot-po-globusu_1_1.jpg)
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/7/a/6/7a6ebb7460749db9d79aa0231af5b21f3ca45560/img_phpMcv4V3_opredelenie-rasstoyanij-i-vysot-po-globusu_1_2.jpg)
- Познакомиться с понятиями …
- Научиться …….
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/7/a/6/7a6ebb7460749db9d79aa0231af5b21f3ca45560/img_phpMcv4V3_opredelenie-rasstoyanij-i-vysot-po-globusu_1_3.jpg)
- Определим протяженность Уральских гор:
- Длина 1 градуса= 111,13 км
- 1) Определим протяженность части Уральских гор вдоль меридиана 60 в.д. между горой Магнитная(53,5 с.ш.) и горой Народная (65 с.ш.)
- 2)Найти разницу между параллелями
- 3)Найти длину дуги меридиана
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/7/a/6/7a6ebb7460749db9d79aa0231af5b21f3ca45560/img_phpMcv4V3_opredelenie-rasstoyanij-i-vysot-po-globusu_1_4.jpg)
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/7/a/6/7a6ebb7460749db9d79aa0231af5b21f3ca45560/img_phpMcv4V3_opredelenie-rasstoyanij-i-vysot-po-globusu_1_5.jpg)
- Длина 1 градуса меридиана= 111,13 км
- Северная оконечность материка Африка = 30 с.ш., а южная оконечность -35 ю.ш.
- Находим разницу = 30 +35 = 65 градусов
- Теперь находим протяженность: 65 умножить на 111,13 (длина градуса меридиана) =7223,45 км
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/7/a/6/7a6ebb7460749db9d79aa0231af5b21f3ca45560/img_phpMcv4V3_opredelenie-rasstoyanij-i-vysot-po-globusu_1_6.jpg)
- Определить расстояние в градусах и километрах между двумя вулканами Камерун и Этна
- Камерун 9 в.д.
- Этна 14 в.д.
- 14-9=5 градусов
- 5 х 111(длина дуги мередиана)=555 км
- Можно по карте линейкой!
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/7/a/6/7a6ebb7460749db9d79aa0231af5b21f3ca45560/img_phpMcv4V3_opredelenie-rasstoyanij-i-vysot-po-globusu_1_7.jpg)
- Определить протяженность Африки по Северному тропику
- Длина 1 градуса тропика =101,7 км
- Находим меридианы, по которым начинается и заканчивается территория Африки по параллели тропика (23,5 с.ш.)
- Затем находим протяженность Африки по Северному тропику.
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/7/a/6/7a6ebb7460749db9d79aa0231af5b21f3ca45560/img_phpMcv4V3_opredelenie-rasstoyanij-i-vysot-po-globusu_1_8.jpg)
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/7/a/6/7a6ebb7460749db9d79aa0231af5b21f3ca45560/img_phpMcv4V3_opredelenie-rasstoyanij-i-vysot-po-globusu_1_9.jpg)
- В каком заливе – Гудзоновым или Мексиканском- объем воды больше?
- Какое море имеет больший объем воды- Карское или Охотское?
- Какой залив глубже – Бенгальский или Большой Австралийский залив?
- Какова наибольшая глубина Атлантического океана?
- Какова высота земной поверхности в районе г. Бразилиа, средняя высота г. Атлас?
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/7/a/6/7a6ebb7460749db9d79aa0231af5b21f3ca45560/img_phpMcv4V3_opredelenie-rasstoyanij-i-vysot-po-globusu_1_10.jpg)
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/7/a/6/7a6ebb7460749db9d79aa0231af5b21f3ca45560/img_phpMcv4V3_opredelenie-rasstoyanij-i-vysot-po-globusu_1_11.jpg)
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/7/a/6/7a6ebb7460749db9d79aa0231af5b21f3ca45560/img_phpMcv4V3_opredelenie-rasstoyanij-i-vysot-po-globusu_1_12.jpg)
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/7/a/6/7a6ebb7460749db9d79aa0231af5b21f3ca45560/img_phpMcv4V3_opredelenie-rasstoyanij-i-vysot-po-globusu_1_13.jpg)
- Что южнее: Гималаи или Тянь-Шань?
- Что севернее: Мексиканский залив или Гудзонов?
- Что восточнее: вулкан Камерун или вулкан Килиманджаро?
- Что западнее: город Париж или Москва?
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/7/a/6/7a6ebb7460749db9d79aa0231af5b21f3ca45560/img_phpMcv4V3_opredelenie-rasstoyanij-i-vysot-po-globusu_1_14.jpg)
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/7/a/6/7a6ebb7460749db9d79aa0231af5b21f3ca45560/img_phpMcv4V3_opredelenie-rasstoyanij-i-vysot-po-globusu_1_15.jpg)
- П.16,прочитать знать длину дуги меридиана и параллелей, изобаты, изогипсы.
- выучить номенклатуру по теме «Литосфера»
![Bookmark and Share](http://s7.addthis.com/static/btn/v2/lg-share-en.gif)