Современные гоночные автомобили. Словарь гоночных терминов
Классифицировать виды автомобильных соревнований можно по типам трасс, на которых проводятся состязания, по особенностям гоночной техники, по особенностям спортивного регламента и т. д. Ниже указаны (без классификации по какому-то признаку) некоторые разновидности автоспорта.
Кольцевые автогонки.
Соревнования проходят по замкнутой асфальтированной трассе, по которой гонщики проезжают определённое количество кругов. К этому виду относятся:
1. NASCAR - гонки на кузовных автомобилях, проводящиеся в США.
2. Формула-1 - гонки на автомобилях с открытыми колёсами и 2,4-литровым двигателем. Машины Формулы-1 ошибочно считаются самыми быстрыми гоночными автомобилями. Хотя средняя скорость на некоторых этапах превышает 250 км/ч, а максимальная - 350 км/ч, есть и более быстрые классы. Козырями этого класса являются эффективные тормоза и аэродинамика. Из всех классов автогонок Формула-1 является самым затратным; бюджеты лидирующих команд составляют несколько сотен миллионов долларов США ().3. DTM - немецкий чемпионат по гонкам на кузовных автомобилях.
4. Champ Car - американские гонки на автомобилях с открытыми колёсами.
5. А1 Гран-при - «соревнование наций», сделанное в противовес Формуле-1. В отличие от Формулы-1, это монокласс: допускается только автомобиль одной марки. Рассчитан на меньшие финансовые затраты команд, меньшую длительность гонки и бо&769;льшую зрелищность, чем Формула-1.
6. Формула Русь - Российский класс кольцевых автогонок на болидах Формула РУСЬ. Это монокласс: допускается только автомобиль одной марки. В отличие от многих других моноклассов, в чемпионате Формула Русь обслуживание и ремонт машин производится только организатором, у всех пилотов настройки болида на гонку идентичны.
Ралли.
Соревнования по незамкнутым трассам, часто по дорогам общего пользования или по внедорожью. К этому виду относятся, например, Чемпионат мира по классическому ралли (WRC) и разнообразные ралли-рейды и бахи (Яркий пример ралли-рейда - Ралли Дакар). Автомобили выпускаются по одному, победителем становится тот, кто пройдёт дистанцию за меньшее время. На Украине наиболее популярным соревнованием является Кубок Клубного Ралли [источник?].
Трофи.
Соревнования по преодолению бездорожья. К этому виду относятся, например, трофи-рейды В основном, все соревнования состоят, как и в других дисциплинах, из нескольких спецучастков (СУ), автомобили выпускаются по одному, победителем становится тот, кто пройдёт дистанцию за меньшее время. Спецучастки бывают линейные и навигационные(проводятся в виде ориентирования. В навигационных участах часто бывает общий старт всех участников.
Автокросс.
Гонки на грунтовой кольцевой трассе. Популярны в бывшем СССР, так как для участия достаточно модифицированного дорожного автомобиля, и эти гонки достаточно зрелищны:
зрителям видна бо&769;льшая часть трассы;
гонщики соревнуются непосредственно друг с другом, а не на время;
нередко происходят касания между автомобилями;
неровности поверхности, ямы, трамплины, спуски и подъёмы добавляют привлекательности.
Автокросс устраивают на обычных автомобилях и на багги - одноместных автомобилях с наружными колесами и рамной конструкцией, сделанных специально для таких гонок.
Автослалом.
Автослалом («фигурное вождение», «скоростное маневрирование») - гонки на время по размеченной стойками (конусами, покрышками) территории со сложной трассой (крутые повороты, змейки, развороты на 180 градусов задним и передним ходом, и т. п.). Водителю необходимо хорошо чуствовать габариты своего автомобиля, уметь маневрировать задним ходом, точно дозировать тягу на ведущих колесах, выбирать самую лучшую траекторию движения, владеть приёмами стабилизации и скоростных разворотов. В любой момент времени на трассе находится только один автомобиль, что исключает возможность контакта между участниками. Благодаря низким скоростям и отсутствию твёрдых препятствий автослалом в основном проводится на серийных автомобилях (без каркасов безопасности), гонщик пристёгнут обычным трехточечным ремнём, иногда обязательным является наличие шлема. В бывшем Советском Союзе его придумали для профессиональных гражданских водителей, чтобы стимулировать повышение навыков управления автомобилем. Для участников, причем не только спортсменов, а и простых любителей, разработали несколько типовых «фигурок», например, «бокс», «дворик» или «колодки», которые фактически воспроизводили наиболее проблемные случаи, возникающие в обычных городских условиях.
Автотриал.
Соревнования на преодоление почти непроходимых, очень коротких, часто специально подготовленных трасс. Особенно зрелищен Трактриал (соревнование монстров-грузовиков).
Драгрэйсинг.
Соревнования на разгон по прямой.
Драгрэйсинг устраивают как на обычных машинах, так и на болидах, построенных специально для этого (драгстерах). Дорожная машина проходит дистанцию в четверть мили за 10 секунд, в то время как драгстер класса Top Fuel покрывает её менее чем за 5 с, развивая ускорение свыше 4 g.
Любительский драгрэйсинг набирает популярность в бывшем СССР. Во многих крупных городах периодически устраиваются соревнования. Крупнейшим соревнованием в России является Абсолютная Дрэг-Битва в середине России которая проходит в Красноярске.
Гонки на выживание.
Соревнование на кроссовом кольце со спортивным регламентом, позволяющим безнаказанно выталкивать соперников с трассы или своего пути.
Картинг.
Гонки на картах - небольших автомобилях, состоящих из рамы, мотоциклетного двигателя и сиденья. Карт стоит дешевле любого гоночного автомобиля, и сравнительно безопасен. Поэтому картинг является идеальным видом спорта для начинающих гонщиков - а также отдыхом для людей, не связанных с автогонками. Прогулочный карт имеет двигатель мощностью около 9 лошадиных сил и развивает скорость около 50 км/ч; спортивные могут развивать свыше 200 км/ч.
Благодаря чудесным стечениям обстоятельств, были сохранены среди заводских коллекций пара редких автомобилей, гоночного типа «Москвич – Г5». О подобном моменте истории завода известно не многим. Весь модельный ряд Москвич .
Начальным авто для гонок МЗМА, сокращенно Московский завод малолитражных автомобилей, был простой, популярный многим водителям Москвич-400, известный так же, как немец Опель Кадет. Как раз на подобных автомобилях, водители выехали на начало пробного соревнования СССР в далеком 51-ом году. Сегодня это может вызвать легкую ироничность, однако соперничали автогонщики весьма нешуточно.
Инженерный состав, располагающий не такой огромной казной и возможностями, старался произвести машины намного лучше. Не прошел и один год, как на Москвиче испытали инновационный двигатель, объема 1.19 литра и выдающим 34 л.с. Смешно? Возможно, однако, штатный мотор развивал лишь 23 лошадиных сил, а 401-ый, после легкой модернизации – 26. Москвич-400 с 34-ми лошадями разгонялся вплоть до 114.2 км/ч, в то время как штатное авто насилу доходило отметки 90 км/ч.
Уже в конце 40-ых годов, группа инженеров и художников МЗМФ вовсю занималась проектировкой измененного Московского автомобиля. Среди прочих концептов с разным внешним видом они спроектировали и пару двухместных авто. Такая идея пришла и вдохновила способного инженера и неутомимого организатора – И.А. Гладилина, который умел не лишь выдумать что-то свежее и заинтересовать своими идеями других, но и доставить именно эту идею до метала.
Было решено установить силовые агрегаты, объем которых равнялся 1.19 л, но с 37 лошадками под капотом. Все прочее решили оставить с Москвич-400. Гонщик, Ипатенко, смог завоевать на подобном транспорте серебро на чемпионате СССР. Признаться, его соперником был все тот же, 400-ый. Однако тяга создавать обновленные машины и соперничать на них с конкурентами и с неадаптированными для автогонок трассами, на каких в те времена проходили чемпионаты, от такого факта не сбавлялась.
Спустя три года, в 54-ом, на дорогу вышел Москвич-404 Спорт. На открытом авто, такой своего рода русский гран-туризмо, устанавливался в качестве эксперимента двигатель, спроектированный Окуневым, какой планировали внедрять на будущую серийную марку.
Проще сказать, как бы это ни звучало банально, однако российские спортивные машины 50 – 60 –ых годов, и вправду были полигоном для испытания и проверок новоиспеченных моторов, большинство каких ушли в серийное производство. Отчасти это можно было оправдать небольшим содержанием средств спортивного бюро, какие бы с энтузиазмом выпускали намного мощнее машины гоночного типа. Однако проблемы их вынуждали употреблять детали из серийной линии, только иногда и медленно внедряя в них новые.
В итоге двигатель с объемом 1.1 литр для Москвич-404 Спорт оборудовали 4-мя карбюраторами из мотоцикла ИЖ-49, из чего получилось увеличить мощность до 58 лошадей. На этом гоночном каре, скорость которого достигала отметки 147 км/ч, в первом официальном заезде шофер выиграл серебро, а спустя год – в 55-ом – бронзу. Титул чемпиона достался машине спустя два года.
Прошло еще четыре года и на тот же автомобиль установили свежий двигатель Москвич-407 в варианте форсированного мотора, развивающего 70 л.с. Разгонялся теперь Москвич до 156 км/ч. Спустя немного времени, была заменена устаревшая передняя подвеска Dubonnet со своего приемника Опель на насущную с треугольными рычагами от 407-ой модели, а колеса понизили с 15 до 13-ти дюймов.
Позже появилась похожая модель, Москвич-407 Купе, который увидел трассу в 1962-ом году. Главная цель, которую ставили себе проектировщики и инженеры – это максимально снизить массу серийных авто. На предприятии решились сделать пару двухдверок, забрав у них почти все, что реально было устранить, даже саму обшивку интерьера. Руководство понизило клиренс и прибавило к задней подвеске стабилизатор. Масса машины составляла лишь 860 кг. В силовом вопросе, установили 1.36-литровый, четырехкарбюраторный мотор, развивающий 75 лошадиных сил и разгоняющий спортивное авто до 150 км/ч.
1962-ой год, позволил завоевать на 407-ой марке бронзу соревнования. Спустя немного времени, на одну машину поставили новый двигатель, Москвич-408, с парой карбюраторов Weber, увеличив силу до 81 лошади. Автомобили выезжали на трассу вплоть до 65-ого года, однако знаковых побед водителям больше не приносили. Несмотря на это, производство Москвы уже не один год строило гоночные автомобили формульного подразделения.
Серьезные соревнования небольших машин
Во второй части 50-х годов, свое начало получил золотой век российского автопроизводства. Численность чемпионатов и любопытство, которое к ним постоянно росло, было оправдано. Немалое число собственных конструкторов, автомобильные базы, таксопарки создавали различные безвкусные и привлекательные автомобили. Производство малолитражек само собой не отставало.
Г1
Самый начальный Москвич-Г1, гоночного класса с колесами открытого типа сконструировали в 55-м. Машина, над которой трудились Гладилин и Окунев, представляла собой пространственную раму, с применением труб из стали, и покрытую панелями из алюминия. Авто было с задним расположением силового агрегата, хотя авторитетные модели тех времен склонялись больше к классическому расположению.
Подвеска и тормозная система от Москвич-401 на модели Г1 были штатными, однако в первый раз в Советском Союзе решили создать пару независимых тормозных контура для передней и задней оси. Испытательный 1.09л четырехкарбюраторный двигатель выдавал изначально 70, а позже 75 лошадиных силы. Максимальная скорость составляла огромное по тем временам число – 200 км/ч.
В 56-ом году, было принято решение создать кузов с прикрытыми колесами, а спустя два года, завод вновь вернулся к обычному виду. По правде сказать, огромного успеха в соревнованиях Москвич-Г1 не достиг. Только в 1960-ом году, Веретов, на модели с 70 л.с. Москвич-407 занял 4-ое место в гонке за чемпионство.
Г2
Однако в 56-ом, спроектировали рекордно-гоночную машину – Москвич-Г2. Этот вариант, был близок к строению младшего брата – Г1 с обтекаемой поверхностью и прикрытыми колесами, а также с мотором в 75 л.с. и объемом 1.09 литра. Масса составляла всего 585 кг. Когда автомобиль использовали для рекордов, то на него устанавливали колпак который закрывал голову водителя. Например, Чвиров поставил рекорд на Г2 со старта с места. Он разогнал модель до 223 км/ч.
Г3
Прошло еще три года и на эту марку установили агрегат Москвич-407. На ней, Веретов смог выиграть важное соревнование года, но к сожалению, тогда она не приобрела статус чемпиона. Весной, 61-ого года на трассу первый раз вывезли дебютный и уникальный Москвич формульного типа, с передним расположением силового агрегата. Марка называлась –Г3 и трудились над ее созданием Гладилин и Шугуров. С целью понизить посадку водителя, мотор склонили ниже и опустили находящийся справа от кресла кардан. Было подготовлено три пространственные рамы, однако выпустили лишь один экземпляр. Уже в следующем году под капот поставили движок с 76 л.с., а колеса вмонтировали 13-ти дюймовые. Гоночное авто достигало 170 км/ч и на нем Чвиров занял первое место в соревновании СССР, а в 62-ом получил серебро.
Стоить заметить, что соперничество на российских гоночных трассах в то время было нешуточным. В 63-ем, инженерный состав МЗМА вернулся к расположению силового агрегата сзади и выпустили третье поколение Москвич-Г4, который по документам проходил как Юниор. Это была дебютная марка с независимой подвеской и где применили реечное управление рулем.
Г4
На первом Г4 стоял уже известный 76-сильный двигатель. 65-ый год стал знаменателен выпускам нового движка 408 с парой карбюраторов Weber, где был изменен распределительный вал и выпускная система. Теперь мощность составляла 81 лошадок. Новинка приобрела имя Г4А. Более того, в следующем году вышел Г5М – усовершенствованный мотор Москвича-412 , который был уже форсирован до 92 лошадей. 69 год подарил целых 100 л.с., и новое наименование мотора – 412-2В с парой распределительных валов и пятискоростной КПП, которая проходила активные испытания. На подобных авто, 4-ой генерации, гонщики завоевали 3 золота, 3 серебра и пару бронзовых медали соревнований СССР.
В конце концов, благодаря развитию 4-ого поколения были выпущены пара Москвичей-Г5, которые по конструкции были похожи на Г4, однако усовершенствованные, в отдельности по коробке передач, какие сместились за задней осью и установкой дисковых тормозов на все колеса. Начиная 68 и заканчивая 75 годом, Г5 комплектовали силовыми агрегатами от 92 до 124 л.с., объемом 1.7 и 1.84 литра. Московская новинка разгонялась до 210 км/ч. В 74-ом, оба автомобиля обрели стеклопластиковый кузов, взамен алюминия. Г5 весил 580 кг, а прошлые, с применением алюминия 600 – 610 кг. С помощью нового гоночного транспорта было выиграно 3 чемпионских медали СССР, одну серебряную медаль и пару бронз.
Но с наступлением седьмого десятка двадцатого века, желание работать с машинами гоночного класса постепенно угашалось, ведь это отвлекало от осуществления планов и трудной разработки концептов. Исходя из подобного, гоночный Москвич 5-ой генерации стал завершающими формулами с маркой завода Москвы.
Последние шансы на выживание
К сожалению, Москвич гоночного типа ни разу не появлялся на международных соревнованиях. На Кубке Дружбы соцстран, его также не видели. В 65-ом, когда двигателем занимались известные Гладилин и Шугуров. Ими было принято решение о проектировке гоночного агрегата Москвич-ГД1 с восемью V-образными цилиндрами и объемом 1.6 литра.
Его изготавливали из 4-ех моторов из мотоцикла Восток-С360, объем каких каждый составлял 0.35 литра и выдавал по 51 л.с. По предположениям суммарная мощность четырехкарбюраторного двигателя должна была равняться 200 лошадям. Это индекс равнялся с другими агрегатами ведущих европейских стран и был конкурентоспособен. Сотрудничал с ними серпуховский мотоциклетный ЦКБ. Были привлечены зарубежные свечи, карбюраторы Weber 280 DKB и прочие элементы. Для синхронизации создавали уникальную 5-ти скоростную КПП.
Стоя на стенде, мотор, закрывая глаза на его протекание масла и остальные вечные проблемы выжимал 162 лошадки. Было место для улучшения. Для него специально приступили к подготовке одного из Москвич-Г5. Однако на данном этапе требовалась материальная поддержка, которые инженеры не заполучили. На таком печальном конце все и завершилось. Авто 1-ой формулы начали поставлять с 3.0 л моторами.
Последние воспоминания, связанные с АЗЛК и соревнованиями были под конец 80-ых годов. Учитывая перестройку некоторых немецких компаний, вместе с АЗЛК приступили к постройке авто Формулы 3. В результате ее, под названием TARK-Aleko с символом завода Москвы, звездой с 5-ью концами, знаменитым серпом и молотом, на передовой продемонстрировали на выставочном центре в Essen.
Однако совсем скоро этому пришел конец. Отчасти в протоколе европейской Формулы 3 89-го года, увидеть ее можно было, но к столичному предприятию она не имела никакого отношения. В Союзе некогда было думать о гоночном автоспорте и его конструировании, ведь существование самого СССР скоро прекратилось.
Street Racing
Стрит рэйсинг — уличные гонки.
Многие думают что стрит рэйсинг- это дрэгрэйсинг, на самом деле, это общее название нелегальных гонок, которые делятся на разные виды
Ниже Вы сможете прочитать об основных видах уличных гонок.
Большинство дисциплин проводится как легально(различные чемпионаты на высоком мировом уровне), так и нелегально-уровень дворовых гонок (безопасность оставляет желать лучшего)
Drag Racing
Дрэг рейсинг - чисто американское изобретение. Он представляет из себя гонку на максимальное ускорение по прямому участку трассы с тв?рдым покрытием на 1/2 или 1/4 мили (804 или 402 метра). В каждом заезде принимают участие только два автомобиля или мотоцикла. Для того, чтобы уравнять начальные шансы участников, установлена классификация по типам конструкции, весу и объ?му двигателя. Победитель в каждом классе определяется по олимпийской системе.
Фиксированная дистанция отличает дрэг-рейсинг от стрит-рейсинга, в котором основная задача - прийти к заранее оговоренному финишу любым маршрутом. В отличие от последнего, дрэг-рейсинг безопасен для остальных участников дорожного движения, так как соревнования проходят на специальных трассах по ч?тко установленным правилам; поэтому за рубежом эти гонки имеют статус международных соревнований, признанных FIA.
Многие говорят, что дрэг произошел от обычных светофорных покатушек, желание уехать первым со светофора знакомо каждому, а расстояние как раз в америке между светофорами 402 метра.
Drift
Дрифт, он же дрифтинг, он же, согласно словарю, «особая техника выполнения поворота», англо-русский словарь гласит, что дословно «дрифтинг» переводится как «дрейф» или «занос».
Дрифтинг – это высокотехничный вид автоспорта, в котором водитель управляет машиной большой мощности в 450 лошадиных сил, когда она проходит в заносе из стороны в сторону на большой скорости (приблизительно 100 – 150 км/ч) по определенной трассе. Он схож с раллийными гонками на ледяном треке, но выполняется на термакадаме (мощеная трасса), оцениваются скорость, угол атаки, исполнение и стиль, а не просто тот факт, кто первым финиширует. Машины для дрифтинга обычно компактные или среднего размера, заднеприводные. Целью является подать достаточно мощности на задние колеса для того, чтобы нарушить сцепление колес с дорогой и начать скольжение, или занос, при разгоне машины. Как только начинается занос, его нужно поддерживать на повороте при использовании почти полной мощности, сочетания торможения и точного противодействия уводу машины. Дрифтинг берет все захватывающие моменты традиционных видов автоспорта и соединяет их в соревновании в режиме нон-стоп.
Целью в дрифтинге является прохождение поворотов на максимально возможной скорости в управляемом заносе. Такие соревнования обычно проводятся на специально подготовленных трассах. Победителем считается тот, кто затратил на прохождение дистанции наименьшее время, продемонстрировав при этом филигранную технику вождения. Задача водителя в том, чтобы, грубо говоря, контролировать угол скольжения, задавая нужную ему траекторию, движения самой машины.
Burn Out
Берн аут или сжигание резины
Некое шоу -много дыма, свиста и запаха жженой резины
Смысл практически стоя на месте сжигать резину об асфальт, буксуя.
Streetchallenge
Стритчелендж — это новое направление городского нелегального уличного спорта- нелегальная уличная гонка преследования. В отличие от дрэгрейсинга, традиционно проходящего на закрытых трассах, стритчелендж представляет из себя гонку по проезжей части дорог общего назначения. При этом, соблюдение правил дорожного движения остается полностью на участниках гонки.
По схеме проведения стритчелендж близок к ралли. Участникам требуется объехать несколько различных контрольных точек. Старт участников одновременный. Прохождение контрольной точки фиксируется получением контрольного пакета. Собравший пакеты быстрее всех и вернувшийся назад объявляется победителем. Порядок прохождения контрольных точек и маршрут между ними обычно является произвольным, что требует от водителя или штурмана (в случае если экипах состоит из более чем 2 человек) хорошего знания особенностей организации движения в районе проведения состязаний. Традиционно, экипаж состоит из 2 человек — пилота и штурмана.
Участие в таких соревнованиях представляет опасность как для участников так и для окружающих их участников движения. Частые нарушения скоростного режима, указаний линий разметки приводят к тяжелым авариям. В данный момент не существует способа, при помощи которого данный вид состязаний мог бы быть приведен в русло автоспорта, обеспечивающего безопасность для участников и зрителей.
Dyno challenge
Дино челлендж
Хозяева тюнинг-каров частенько преувеличивают мощность своих машин. Скажут «пятьсот сил», а под капотом всего пятьдесят. Хочешь доказать всем, что твоим словам можно верить? Или вывести соперника на чистую воду? Или сам толком не знаешь, какую мощность, развивает твой движок, но очень хочешь узнать?
На площадке развернут роликовый моноприводный мощностной стенд и каждый участник завозит на стенд свою тачку и начинает ехать, тачка стоит на месте потому что жестко закреплена, а колеса крутятся на специальных роликах, несколько секунд и аппаратура показывает мощьность Вашего автомобиля
.
Итак, интересует мощность своей (или чужой) машины? Прямая дорога на дино челлендж
Car Cramming
Соревнование по запихиванию в автомобиль.
За данное время каждая команда должна запихать в автомобиль как можно больше человек.
По окончании времени нужно, чтобы все двери окна и т.д. были закрыты, а автомобиль завелся и простоял заведенным 1 минуту.
Выигрывает соответственно тот, у кого больше человек влезло в автомобиль!
Stunt Riding
Стант райдинг — трюковое соревнование и шоу на мото и квадроциклах, а так же на скутерах.
Смысл соревнований -за данное время сделать как можно больше модных трюков.
Это и катание на заднем и передних колесах, запрыгивание во время движения на бензобак кручение пятаков и еще куча трюков.
Типы других автомобильных соревнований
Кольцевые автогонки - гонки на автомобилях по определенной замкнутой трассе в течении нескольких прохождений («кругов»). Старт и финиш обычно совпадают.
Круг гонки редко имеет форму круга или эллипса. Обычно это замкнутая трасса со сложными как левыми, так и правыми поворотами. Иногда трасса бывает «восьм?ркой», то есть траектория заездов пересекается в двумерном пространстве (на самом деле трасса не пересекается при помощи мостов или туннелей).
К этому виду относятся:
Формула-1 - «вершина автоспорта», гонки на автомобилях с открытыми кол?сами и 2,6-литровым двигателем. Машины Формулы-1 ошибочно считаются самыми быстрыми гоночными автомобилями. Хотя средняя скорость на некоторых этапах превышает 250 км/ч, а максимальная - 350 км/ч, есть и более быстрые классы. Козырями этого класса являются эффективные тормоза и аэродинамика. Из всех классов автогонок Формула-1 является самым затратным; бюджеты лидирующих команд составляют несколько сотен миллионов долларов США
DTM - немецкий чемпионат по гонкам на кузовных автомобилях.
NASCAR - гонки на кузовных автомобилях, проводящиеся в США.
ChampCar - американские гонки на автомобилях с открытыми кол?сами.
А1 Гран-при - «соревнование наций», сделанное в противовес Формуле-1. В отличие от Формулы-1, это монокласс: допускается только автомобиль одной марки. Рассчитан на меньшие финансовые затраты команд, меньшую длительность гонки и бо́льшую зрелищность, чем Формула-1.
Формула Русь - российские автогонки. Также монокласс. Объ?м двигателя 2,0 л, максимальная скорость около 200 км/ч. При проектировании автомобиля за цель ставилось создать над?жный и простой в управлении болид, на котором могут выступать даже малоопытные гонщики.
Формула 1600 - российские автогонки. Самый быстрый гоночный класс в России — максимальная скорость около 250 км/ч. Как и Формула 1 — конструкторский класс — команды сами строят и обслуживают автомобили. Большинство машин построены на базе шасси Dallara Европейской Формулы 3. Двигатель — сверхфорсированный, на базе блока цилиндров отечественного производства (ВАЗ), имеет объем 1,6 л, мощность до 180 л.с.
Ралли
Соревнования по незамкнутым трассам, часто по дорогам общего пользования или по внедорожью. К этому виду относятся, например, Чемпионат мира по классическому ралли (WRC) и разнообразные ралли- и трофи-рейды. Автомобили выпускаются по одному, победителем становится тот, кто пройд?т дистанцию за меньшее время.
К участию в ралли допускаются обычные автомобили с существенными доработками в области безопасности (каркас безопасности, система пожаротушения и т.д.). Правда, команды помимо этого значительно переделывают двигатель и ходовую часть автомобилей с целью повышения мощности и прочности подвески.
Трассы прокладываются по дорогам общего пользования, причем очень часто по грунтовым. Экипажи должны проехать трассу по заранее выдаваемой легенде, в которой точно прописаны все повороты, уклоны и многое другое.
Помимо классического ралли существуют ралли-марафоны (ралли-рейды) , являющиеся самостоятельным видом соревнований. К участию в них допускаются, как правило, полноприводные легковые, грузовые и специальные автомобили, а также мотоциклы. Трассы зачастую прокладываются по заранее разведанным маршрутам по территориям нескольких регионов, стран и даже континентов. Но в отличие от классического ралли экипажи не получают подробные маршрутные документы, а должны самостоятельно искать дорогу, используя спутниковое навигационное оборудование (например, ралли «Париж — Дакар»)
Какие бывают автогонки?
В автогоночных терминах слово "формула" применяется для обозначения истинно гоночного автомобиля: одноместного, с открытыми колёсами. Этот формат невообразимо далёк от обыкновенных дорожных автомобилей, да и по виду болиды Ф1 напоминают, скорее, авиационную технику. Термин "Формула 1" подразумевает под собой, что эти автомобили принадлежат к элите формульных гонок. Это вершина автоспорта. Но существуют и другие "формулы". А гонки не ограничиваются заездами на автомобилях с открытыми колёсами.
Формула 1: откуда такое название
Причина названия Формулы 1 именно Формулой 1 зарыта в дебрях истории. Изначально автомобильные гонки не разделялись по размеру или мощности участвующих машин. Однако благодаря техническому прогрессу этот формат "участвуют все желающие" быстро стал опасным - в особенности ещё и потому, что первые гонки проводились на обычных дорогах. В результате организация, управляющая автомобильным спортом, решила разделить гоночные автомобили по классам в зависимости от размера, мощности и массы машин.
Но международная организация по проведению автогонок смогла перелопатить лишь "формульные" автомобили, иначе - болиды класса "Гран-при". Правила проведения Гран-при время от времени адаптировались под всё возрастающие мощности и скорости. Технические характеристики, принятые вскоре после Второй Мировой, получили название "Формула 1" - с тех пор так и повелось называть вершину автоспорта.
Вскоре была придумана и "Формула 2" - задумка организаторов состояла в том, чтобы создать младшую гоночную категорию с менее мощными двигателями. Спустя совсем немного времени свет увидела и "Формула 3" с ещё более слабыми моторами. В середине 80х годов XXвека Формула 2 ушла в небытие (хотя в 2009-2012 годах чемпионат был временно воссоздан вновь). Вместо Ф2 главной гоночной серией для молодых пилотов стала Формула 3000. Число "3000" в названии этой формулы отображает объём моторов в кубических сантиметрах. Формула 3 не исчезла никуда, и в наши дни эти гонки остаются популярными во многих странах мира.
Многое в названиях формульных гонок выглядит нелогичным. Но стоит лишь преодолеть кажущиеся сложности с пониманием, как перед болельщиком открывается чарующий мир высоких скоростей и адреналина.
Высшая автогоночная лига в мире
Формула 1 остаётся вершиной автоспорта. А ещё это богатейшая, наиболее сложная и трудная, политически зависимая и максимально международная гоночная дисциплина в мире. Большинство сильнейших гонщиков планеты либо уже там, либо мечтают перейти в Ф1. Это же относится и к лучшим конструкторам, моторостроителям, инженерам и так далее. В этом спорте не берут в плен: с аутсайдерами расправляются безжалостно, а их карьера редко бывает долгой. Формула 1 крайне ревностно относится к своему положению в иерархии автоспорта.
Возможно, Формула 1 ещё и наиболее древняя автоспортивная дисциплина в мире, хотя это и очень спорно. Первые гонки на примитивной автотехнике, проходившие в конце XIXвека, когда трассами служили общественные дороги, проходили именно на автомобилях, давших рождение формульным болидам. Все остальные гоночные чемпионаты берут своё начало от тех железных "предков".
В отличие от большинства других гоночных категорий, в Формуле 1 не всё завязано на соперничестве между пилотами. Серьёзнейшая конкуренция происходит, прежде всего, между машинами (командами). Технологическая битва команд - никогда не прекращающееся сражение в мире Формулы 1.
Сравнение Формулы 1 и других форм автомобильных гонок
Гонки в Америке серьёзно отличаются от европейских заездов. Наиболее популярный формат за океаном - заезды болидов по овальным трассам. Аналог Формулы 1 в США - серия IndyCar. Эти болиды очень похожи на автомобили Ф1 для неискушённого наблюдателя. В то же время, машина Формулы 1 легче, более резвые и мощные. Другое различие в том, что заезды Формулы 1 в наше время никогда не проходят на овалах; вместо округлых трасс используются специально построенные автодромы дорожного типа, или (реже) городские трассы, проложенные по обычным улицам - Монако, Сингапур, Валенсия. Более того, каждая команда в Формуле 1 не покупает болиды, а проектирует, тестирует и строит их самостоятельно. В Индикаре, как правило, болиды поставляются единым производителем, а команды лишь меняют настройки.
Кузовные гонки: НАСКАР, ДТМ и туринговые заезды
Автомобили не-формульного типа, основанные на серийных машинах, широко популярны в форме гонок НАСКАР в Америке и туринговых соревнований в других странах мира. Оба типа напоминают обычные мощные автомобили "гражданского" класса, однако изнутри они, скорее, похожи на Ф1, чем на обычные машины. Гонки NASCARпочти полностью проходят на овальных трассах. Туринговые чемпионаты типа немецкой DTMи австралийской V8 - на специальных трассах с большим количеством левых и правых поворотов, как в Формуле 1.
Младшие и молодёжные "формулы"
Перед переходом в высшую гоночную категорию любого класса, пилоты, инженеры и конструкторы должны оттачивать своё мастерство в менее престижных чемпионатах. В иерархии Формулы 1 таких серий несколько: безумно дорогие для участия GP2 и GP3, менее престижные, но не менее мощные AutoGPи Формула Рено 3,5, многочисленные национальные Формулы 3. Недавно было ещё несколько классов, типа Формулы 2, Суперлиги-Формулы и так далее. Названия и престижности серий меняются год от года, однако Формула 1 была, есть и будет высшей ступенью в классификации. Структура и иерархия в автоспорте невероятно сложны и далеко не всегда логичны. Всё, что на самом деле нужно знать - выше Формулы 1 нет ничего и нигде. Это вершина пирамиды.