Подвижные игры в ст гр на прогулке. «Организация и проведение подвижных игр в детском саду
Игры для развития координации движений и фиксации положения тела в пространстве
Чайки
В небе чистом над рекой
Стая птиц кружится
(Дети свободно двигаются по площадке, изображая полет птиц.)
И под радугой-дугой
На воду ложится.
(Приседают, замирают.)
Вот взлетела стая в небо,
Так летать хотелось мне бы.
(Вновь бегут по площадке, изображая полет.)
Раз, два, три,
В полете замри!
Педагог выбирает самую красивую «ласточку».
Муравьи
Муравьишки строят дом,
(Дети двигаются по площадке друг за другом «змейкой».)
Тащат ветку всемером.
Дружно по лесу бредут,
(Медленно идут.)
То поскачут, то идут.
(Двигаются, совершая поскоки. Снова идут.)
То вприпрыжку, то бочком,
(Совершают поскоки. Двигаются боком.)
То с горы бегут бегом.
Раз, два, три,
Муравей, замри!
(На слово «замри» замирают в разных позах.)
Педагог выбирает самого похожего.
Молчанка
Топ-топ по дорожке,
(Дети идут по кругу с высоким подниманием колена.)
Топ-топ шагают ножки.
(В центре стоит ребенок в колпаке петрушки.)
Чок-чок каблучок.
Рот закрыли — и молчок.
(Встают лицом в круг. Делают упражнение «Носок—пятка» сначала левой, потом правой ногой. На слово «молчок» дети замолкают и замирают.)
Петрушка пытается рассмешить детей. Тот, кто отомрет первым и произнесет звук, становится новым Петрушкой.
Пушинки
Тополиный пух кружится,
(Дети свободно кружатся по площадке то в одну, то в другую сторону. Руки на поясе или в стороны.)
Тихо на асфальт ложится,
(Приседают.)
А потом взмывает ввысь.
Ты в пушинку превратись,
(Вновь встают и кружатся, подняв руки вверх.)
Оторвавшись от земли,
(Высоко подпрыгивают на носочках.)
В летнем воздухе замри.
(На слово «замри» замирают.)
Игры для развития быстроты реакции
Разноцветные домики
Мы сегодня не ребята —
Мы веселые зверята.
На лесной лужайке
Прыгаем, как зайки.
(Дети свободно двигаются по площадке, в центре которой лежат обручи — их на один меньше, чем детей.)
Только кончилась игра,
Нам домой бежать пора.
Раз, два, три, четыре, пять,
Быстро домики занять!
(На слово «занять» дети занимают обручи. Ребенок, которому не хватило обруча, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не будет выявлен победитель. Для этого на каждом новом этапе педагог убирает один обруч, чтобы обручей было на один меньше, чем детей.)
Зонтики
На полянке мы гуляем,
Землянику собираем.
Только туча набежала,
Вдруг темно и страшно стало.
(Дети свободно двигаются по площадке, в центре которой лежат зонтики — на один меньше, чем детей.)
Начал крупный дождик капать,
Над лесной полянкой плакать.
(Последние две строки произносит педагог.)
Раз, два, три, четыре, пять,
Нужно быстро зонтик взять.
(На слово «взять» дети берут зонтики. Ребенок, которому не хватило зонтика, выбывает из игры.)
Игра продолжается до тех пор, пока не будет выявлен победитель. Для этого на каждом новом этапе педагог убирает один зонтик, чтобы зонтиков было на один меньше, чем детей.
Зайцы
На лесной опушке, на лесной лужайке
Скачут папы-зайцы, скачут мамы-зайки,
(Дети свободно двигаются по площадке, в центре которой стоят резиновые зайчики — их на одного меньше, чем детей.)
По зеленой травке, по зеленым кочкам
Скачут их сынишки и малышки-дочки.
Вдруг из леса вышел волк,
Он в зайчатах знает толк.
(Педагог надевает маску волка и произносит последние две строки.)
Быстро зайчиков спасайте
(На слово «хватайте» дети берут зайчиков.)
И за ушки их хватайте.
(Ребенок, которому не хватило зайчика, выбывает из игры.)
Игра продолжается до тех пор, пока не будет выявлен победитель. Для этого на каждом новом этапе педагог убирает одного зайчика, чтобы зайчиков было на одного меньше, чем детей.
(по мотивам русской народной игры «Прянишна»)
Закружилася юла
(Дети образуют круг и бегут по часовой стрелке, взявшись за руки.)
И пошла, пошла, пошла.
(Вне круга против часовой стрелки бежит водящий с платочком в руке.)
Только раз — и встала, Начинай сначала.
(На слово «сначала» водящий бросает платок на плечо одного из детей. Водящий продолжает движение против часовой стрелки. Ребенок с платком на плече бежит по часовой стрелке. Побеждает тот, кто займет освободившееся в круге место. Проигравший становится водящим и берет в руки платок.)
Жмурки
Жмурки с колокольчиком
Дружно встали дети в круг -
Слева друг и справа друг.
Колокольчик друг от друга
Принимаем мы по кругу.
(Дети произносят текст и передают колокольчик по кругу, звеня им.)
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинай его искать!
(На слово «искать» водящий должен показать, у кого из детей колокольчик. Это и будет новый водящий.)
Жмурки с погремушкой
Раз, два, три, четыре, пять!
В жмурки будем мы играть,
(Дети образуют круг. В центре круга стоит водящий с завязанными глазами.)
С погремушкою ходить.
(Дети произносят текст и передают погремушку по кругу, гремя ею.)
А тебе пора водить!
Жмурки со звучащим мячиком
Раз, два, три, четыре, пять!
В жмурки будем мы играть,
(Дети образуют круг. В центре круга стоит водящий с завязанными глазами.)
Мяч бросать, потом ловить.
(Дети произносят текст и бросают мяч друг другу по кругу.)
А тебе пора водить!
(На слово «водить» водящий должен показать, у кого из детей погремушка. Это и будет новый водящий.)
Жмурки с игрушкой-пищалкой
Раз, два, три, четыре, пять!
В жмурки будем мы играть,
(Дети образуют круг. В центре круга стоит водящий с завязанными глазами.)
Чебурашкою пищать,
(Дети произносят текст и передают игрушку по кругу, пища ею.)
Раз, два, три, четыре, пять!
(На слово «пять» водящий должен показать, у кого из детей игрушка. Это и будет новый водящий.)
Игры для развития навыков ориентировки в пространстве
На прогулке
Дети совершают описанные в упражнении действия. Педагог может изменить текст в соответствии с тем, как расположены указанные объекты на участке его группы.
По дорожке мы шагаем,
Раз, два. Раз, два.
Мы шагаем и гуляем,
Раз, два. Раз, два.
Мы направо повернули,
Раз, два. Раз, два.
И качели обогнули,
Раз, два. Раз, два.
Горку слева обойдем,
Раз, два. Раз, два.
Тропка влево нас ведет,
Раз, два. Раз, два.
Мы к песочнице пришли.
Раз, два. Раз, два.
Мы лопатки в ней нашли,
Раз, два. Раз, два.
Будем вместе строить дом,
Раз, два. Раз, два.
Будут жить игрушки в нем,
Раз, два. Раз, два.
Сороконожка
Вдоль забора по дорожке
Поползла сороконожка.
(Дети идут по прямой «паровозиком», положив руки друг другу на плечи, в быстром темпе с левой ноги.)
Быстро пары ног мелькают,
По прямой они шагают.
На углу у поворота
(Совершают поворот вправо, потом сразу же влево.)
Вдруг случилось с ними что-то:
(Шагают на месте.)
Перепутались, споткнулись,
Вправо, влево повернулись.
(Совершают поворот вправо, потом сразу влево.)
Очень трудная работа —
(Снова шагают на месте.)
Совершенье поворота.
Структурным компонентом каждой прогулки являются организованные взрослым подвижные игры и игровые упражнения. У детей младшего дошкольного возраста еще невелик опыт самостоятельной двигательной деятельности, многие движения находятся в стадии формирования, поэтому подвижные игры и игровые упражнения проводятся ежедневно с целью тренировки, закрепления двигательных навыков. С их помощью на прогулке успешно решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.
В игровых упражнениях преследуются цели прямого обучения детей основным движениям. Многие из предлагаемых упражнений имеют сюжетный характер («По мостку», «Через канавку») и с удовольствием принимаются детьми. При их выполнении каждый ребенок действует свободно и самостоятельно.
В условиях прогулки у педагога появляется возможность обратить внимание на качество выполнения движений одного, исправить ошибки другого, поддержать и поощрить третьего ребенка.
Дети с удовольствием упражняются в таких движениях, как ходьба, бег. Лазание, разнообразные действия с мячами и прыжки в самостоятельной деятельности выполняются реже, поэтому необходимо чаще включать их в игровые упражнения.
Навыки выполнения разнообразных движений формируются у детей при условии многократного повторения. Поэтому упражнения естественным образом вплетаются в канву самостоятельной деятельности детей, в течение прогулки повторяются несколько раз в зависимости от обстоятельств. Организовывать такую деятельность детей можно на опушке леса, в парке, на лугу, на площадке дошкольного учреждения. Для этого не нужно подбирать особый инвентарь, определенную атрибутику. Дополнительный материал всегда под рукой (мячи, веревочки, кегли, обручи и т.д.), а можно нарисовать те же круги на песке или на асфальте мелом. Задача педагога — предлагать игровые упражнения на выполнение основных движений (ходьба и бег, подскоки и прыжки, ползание и лазание, упражнения с мячами и обручами). Для их проведения используются естественные условия местности (пенечки, канавки, пригорки), природный материал (шишки, желуди, каштаны, камешки). В зимнее время широко используются постройки из снега. По пенечкам можно ходить (упражнение в равновесии), снежки, шишки, каштаны использовать при метании в цель (забрось в корзину, попади в пенек), вдаль (перебрось через куст), желуди и камешки выкладывать дорожкой и перешагивать, перепрыгивать через нее.
Активно включаясь в такие игровые упражнения, дети вносят в их выполнение элементы воображения, творчества: не просто идут по наклонной плоскости, а едут, как машины, стараясь не останавливаться. Упражнения проходят интересней, когда воспитатель предлагает всем прошагать, как солдаты, под дробь барабана или надеть платочки, как матрешки.
Старших детей желательно привлекать к совместным играм с малышами: оказывать помощь при выполнении движений, участвовать в качестве водящего, подсказывать правила выполнения действий.
В задачи взрослого также входит наблюдение за физическим состоянием играющих. Особое внимание следует уделять детям с отклонениями в развитии. Внешние признаки утомления (одышка, покраснение лица, усиленное потоотделение) служат сигналом для прекращения игры.
Для того чтобы у детей сохранилось бодрое, жизнерадостное настроение и были обеспечены благоприятные условия для успешного решения задач физического, умственного и нравственного развития, целесообразно чередовать игровые упражнения, закрепляя то одни, то другие двигательные навыки: разумно распределять их во время каждой прогулки.
Помимо игровых упражнений, на прогулке ежедневно проводится подвижная игра продолжительностью 3—4 минуты и планируемая заранее. Необходима предварительная подготовка к проведению такой игры: намечается место проведения, отбирается дополнительный материал, атрибутика. При планировании подвижной игры учитывается предыдущая деятельность детей. Если утром проводилось физкультурное занятие, то на прогулке можно ограничиться игровыми упражнениями. В летнее время, когда дети по собственной инициативе много и с удовольствием двигаются, планируется по одной подвижной игре во время утренней и вечерней прогулок. Зимой, чтобы создать у детей бодрое настроение, пребывание на свежем воздухе желательно начинать с организованной подвижной игры. Завершать прогулку может вторая подвижная игра. Быстрая утомляемость, характерная для детей данного возраста, в каждой из предлагаемых игр компенсируется сменой действий; предусматривается чередование их с кратковременным отдыхом.
При подборе подвижных игр учитывается, что объем знаний у детей пока еще незначителен, невелик кругозор, внимание непроизвольно и не устойчиво. Поэтому сюжет игры должен быть простым, доступным пониманию (мышки, птички боятся кошки), персонажи хорошо известны (кошки, зайчики, мячи). Характерным для игр является то, что дети выполняют одинаковые роли (цыплята, медвежата). Сами движения, как правило, однотипны, привычны (полетали, побежали, попрыгали, покружились), меняются лишь персонажи («У медведя во бору», «Кошка и птички», «Собачка и ворона»).
Дети с удовольствием включаются в игру, если для ее проведения специально подготовлена дополнительная атрибутика: шапочки, эмблемы птиц и животных, длинные ушки зайчика, цветочки или веночки, платочки, разноцветные ленточки. Часто в подвижных играх используются крупные мягкие игрушки.
В подвижной игре зачастую решается несколько задач: повышение эмоционального тонуса каждого ребенка, удовлетворение потребности в разнообразных активных движениях, уточнение знаний о различных объектах (птички летают, зайчик прыгает), развитие речи, развитие ориентировки в окружающем (побежали к песочнице, к веранде) и умения слушать взрослого, выполнять движения в соответствии с требованиями игры.
Необходимо ознакомить детей с содержанием игры, показать подобранные к ней атрибуты, предложить надеть их. Как только оживление ребятишек уляжется, познакомить с правилами игры. При этом желательно объяснения сочетать с показом некоторых движений: как правильно прыгать и приседать, куда бежать и где прятаться. Особое внимание уделяется сигналам, по которым надо менять движения, начинать или прекращать действия.
В игре участвуют все дети. Перевоплощаясь в персонажей игры, увлекаясь ею, дети многократно повторяют разнообразные движения, упражняясь и закрепляя правильность их выполнения. Малыши приучаются к согласованным коллективным действиям, элементарным ориентировкам в пространстве. Старшие осваивают умение находить свое место в колонне, в кругу. Нередко они по собственной инициативе увлекают малышей, ставят их в круг, помогают выполнять требуемое.
Младшим детям нравится повторение одной и той же игры. В этом случае дети имеют возможность закрепить новое умение, более осмысленным для них становится текст. Старшим детям хочется познать что-то новое. Создание вариантов возможно за счет изменения текстов, внесения дополнений в двигательные задания. Например, игра «Паровоз» в начале года может проводиться с использованием стихотворений Т. Волгиной или Э. Машковской про паровоз. Со временем игровые действия усложняются: паровоз двигается быстро или медленно, в разных направлениях (см. подвижную игру «Паровозик»).
Содержание игр постепенно обогащается. Понятный сюжет и смена движений, выполняемых одновременно всеми, создают у детей бодрое настроение. Они учатся диалоговой речи, когда не просто повторяют за взрослым, а отвечают ему («Гуси»). В процессе подвижной игры малыш получает удовлетворение и от дружеского общения со сверстниками, и от ярких атрибутов, которые взрослый вносит в игру. Музыкальное сопровождение, стихотворный текст повышают эмоциональный настрой ребенка.
В задачу воспитателя входит наблюдение за состоянием играющих: в зависимости от этого желательно увеличивать или уменьшать время подвижной игры, количество ее повторений, регулировать длительность перерывов между действиями, удлинять или сокращать дистанции перебежек, варьировать количество прыжков, подскоков. Поддерживая радостный настрой играющих, воспитатель внимательно следит за каждым ребенком: одного побуждает к более энергичным движениям, другого ограничивает, снимая излишнее возбуждение.
Взрослый — непременный организатор и участник игры. Дети испытывают особое удовольствие от такого близкого общения с ним. Эмоциональная выразительная речь, мимика и жесты педагога импонируют малышам. Видя доброе отношение воспитателя к окружающему, неподдельный интерес к происходящему, дети невольно подражают ему. Они учатся слышать речь, обращенную к ним, и адекватно реагировать; действовать по слову взрослого, а потом и отвечать ему. Обогащается словарный запас, тренируется память, внимание, формируется воображение детей.
На прогулке для малышей организуются праздники, развлечения. В теплое время года к ним в гости приезжают передвижной мини-цирк, артисты. Поэтическое слово, музыка, специальное декоративно-художественное оформление участка, дрессированные животные создают определенный эмоциональный настрой детей, что помогает эффективнее решать познавательные, нравственные и эстетические задачи. Спектакли кукольного театра, в основе которых лежит понятный сюжет и действуют знакомые персонажи, производят на ребенка неизгладимое впечатление. Поступки, действия, слова персонажей вызывают бурную реакцию малышей. Однако все эти развлечения должны предусматривать отдельные моменты включения детей в выполнение каких-либо активных действий в рамках общего сюжета. Такое участие повышает их двигательную и умственную активность.
В холодное время года малыши вместе со старшими воспитанниками детского сада водят хороводы у новогодней елки, участвуют в проводах зимы, в Масленице, во встрече весны. Игры, хороводы в условиях природы родного края помогают формировать нравственные и эстетические чувства детей, приобщают их к народным традициям.
Игры на прогулке в ДОУ. Младший дошкольный возраст
Летние игры на прогулке для детей дошкольников 2-4 лет «Цыплята и собачка» Цель: упражнять детей в выполнении различных действий; в лазании и подлезании под шнур. Материал: эмблемы цыплят, крупная игрушечная собачка, шнур. Ход игры Воспитатель раздает детям эмблемы цыплят. Закрепляет протянутый шнур на высоте 60—70 см от земли —это домик цыплят. На расстоянии 2 м от шнура домик собачки — будка.... Осенние игры на прогулке для детей дошкольников 2-4 лет «Листопад» Цель: закрепить знания детей о цвете, величине осенних листьев; учить детей передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме; конкретизировать понятие —листопад. Материал: осенние листья.... |
Подвижные игры для старшей группы
Игры с ходьбой и бегом
- Хитрая лиса
Цель: совершенствовать навыки бега врассыпную с ловлей и увёртыванием; развивать ловкость, быстроту реакции на сигнал.
Ход:
Играющие располагаются по кругу на расстоянии одного шага друг от друга.
Педагог предлагает играющим закрыть глаза и, обходя круг за спинами детей, дотрагивается до одного из играющих, который и становится «Хитрой лисой». Затем детям предлагается открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем-нибудь? Играющие 3 раза спрашивают хором сначала тихо, а потом громче: «Хитрая лиса, где ты?». Хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх и говорит: «Я здесь». Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. После того как лиса поймает 2-3 человек, педагог говорит: «В круг!». Дети снова образуют круг, и игра повторяется.
- Гуси-лебеди
Цель: совершенствовать навыки ходьбы и бега врассыпную, развивать навыки бега с ловлей и увёртыванием; приучать детей слушать текст и быстро реагировать на сигнал воспитателя.
Ход: Из числа играющих выбирается волк и пастух. Остальные дети – гуси. На одной стороне площадки проводится черта, за которой находятся гуси. Это их дом. Сбоку площадки очерчивается место – логово волка. «Пастух» выгоняет «гусей» пастись на луг. «Гуси» ходят, летают по лугу.
Пастух: Гуси, гуси» Гуси: (останавливаются и отвечают) Га-га-га!
Пастух: Есть хотите? Гуси: Да, да, да!
Пастух: Так летите вы домой! Гуси: Серый волк под горой не пускает нас домой.
Пастух: Так летите как хотите, только крылья берегите.
Гуси, расправив крылья, летят через луг домой, а волк, выбежав из логова, старается их поймать. Пойманные гуси идут в логово. После нескольких перебежек подсчитывается количество пойманных волком гусей. Затем выбирается новый волк и пастух.
- Мы весёлые ребята
Цель: продолжать учить детей действовать только по сигналу; закреплять навыки бега с ловлей и увёртыванием; развивать выдержку, быстроту, ловкость.
Ход: Дети стоят на одной стороне площадки или комнаты. Перед ними проводится черта. На противоположной стороне тоже проводится черта. Сбоку от детей, примерно на середине между двумя линиями, находится ловишка. Дети хором произносят текст:
Мы весёлые ребята,
Любим бегать и играть.
Ну, попробуй нас догнать:
Раз, два, три – лови!
После слова «лови!» дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет их. Тот, до кого ловишка дотронулся прежде, чем играющий пересёк черту, считается пойманным и садится возле ловишки. После 2-3 перебежек проводится подсчет пойманных и выбирается новый ловишка.
- Мышеловка
Цель: закреплять навыки бега врассыпную, не мешая друг другу; согласовывать свои движения с текстом стихотворения; развивать ловкость, быструю реакцию на сигнал.
Ход: Играющие делятся на две неравные группы. Меньшая группа образует круг – мышеловку. Остальные – мыши. Они находятся вне круга. Дети, изображающие мышеловку, берутся за руки и ходят по кругу то влево, то вправо, приговаривая:
Ах, как мыши надоели,
Всё погрызли, всё поели.
Берегитесь же, плутовки,
Доберёмся мы до вас.
Вот поставим мышеловки,
Переловим всех за раз!
По окончания стихотворения дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. Мыши вбегают в мышеловку и тут же выбегают с другой стороны. По слову воспитателя «хлоп!» дети, стоящие по кругу, опускают руки и приседают – мышеловка считается захлопнутой. Мыши, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Они тоже становятся в круг. Когда большая часть мышей поймана, дети меняются ролями и игра возобновляется.
- Караси и щука
Цель: продолжать учить бегать врассыпную по ограниченному пространству, не мешая друг другу; развивать умение быстро реагировать на сигнал.
Ход: Один ребёнок выбирается на роль щуки. Остальные играющие делятся на две группы: одна из них – камешки – образует круг, другая – караси, которые плавают внутри круга. Щука находится за кругом. По сигналу воспитателя «щука!» она быстро вбегает в круг, стараясь поймать карасей. Караси спешат занять место за кем-нибудь из играющих и присесть (прячутся за камешки). Щука ловит тех карасей, которые не успели спрятаться. Пойманные уходят за круг. Игра повторяется 3-4 раза, после чего подсчитывается число пойманных карасей. Затем выбирают новую щуку. Дети, стоящие в кругу и внутри его, меняются местами, и игра повторяется.
- Чьё звено скорее соберётся
Цель: совершенствовать умение ходить и бегать врассыпную, меняя ритм и темп движения; развивать ориентировку в пространстве, умение быстро реагировать на сигнал.
Ход: Дети делятся на 3-4 группы с одинаковым числом играющих: каждой группе даются флажки какого-либо одного цвета. В разных концах площадки ставятся на подставках 3-4 флажка тех же цветов. Каждая группа строится колонной перед флажком своего цвета. Воспитатель ударяет в бубен и дети начинают ходить, бегать по площадке в разных направлениях. Движения меняются в зависимости от ритма и темпа, который даёт воспитатель. По сигналу «на места!» дети бегут к своему флагу и строятся в колонну. Воспитатель отмечает, какая группа построилась первой.
Указания к игре. После 2-3 повторений игру можно усложнить. В тот момент, когда дети бегают, воспитатель меняет места флажков и говорит «на места!» Дети спешат построиться в колонну против своего флага. Воспитатель отмечает, какая колонна построилась первой.
- Пятнашки
Цель: закреплять умение бегать врассыпную по всей площадке, не мешая друг другу, увёртываясь от пятнашки; развивать быстроту, ловкость; учить правильно «пятнать» детей.
Ход: Дети находятся в разных местах площадки (границы её обозначены флажками). Выбранный пятнашка, получив цветную повязку (ленточку), становится в середине площадки. По сигналу воспитателя «лови!» все дети разбегаются по площадке, а пятнашка старается догнать кого-нибудь и коснуться его рукой. Тот, кого он коснулся, отходит в сторону. Игра заканчивается, когда пятнашка поймает 3-4 играющих. При повторении игры выбирается новый пятнашка. Если пятнашка в течение 30-40 сек не может поймать никого из играющих, следует выбрать другого водящего.
- Кошка и мышка
Цель: закреплять умение ходить по кругу, согласовывая движения с текстом стихотворения; развивать навыки бега с ловлей и увёртыванием.
Ход: Играющие встают в круг. Выбирается кошка и мышка. Мышка становится в круг, кошка – за кругом. Остальные дети идут по кругу и говорят:
Ходит Васька беленький,
Хвост у Васьки серенький,
А бежит – стрела.
Глазки закрываются.
Когти расправляются,
Зубы как игла.
Только мыши заскребут,
Чуткий Васька тут как тут,
Всех поймает он.
С последними словами дети останавливаются, а двое детей в условленном месте поднимают руки,
оставляя проход – ворота. Мышка, убегая от кошки, может пробегать в ворота и подлезать под руки стоящих в кругу. Кошка, стараясь поймать мышку, может пробегать в круг только через ворота. Когда кошка поймает мышку, на эти роли выбираются другие дети, и игра повторяется. Если кошка долго не может поймать мышку, воспитатель устраивает дополнительные ворота.
Игры с прыжками
- Удочка
Цель: совершенствовать навыки прыжков на месте, добиваясь мягкого приземления на носочки; развивать внимательность, ловкость.
Ход: Дети стоят по кругу. В центре круга – воспитатель. Он держит в руках верёвку, на конце которой привязан мешочек с песком. Воспитатель вращает верёвку с мешочком по кругу над самой землёй, а дети подпрыгивают вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел их ног. Предварительно воспитатель показывает и объясняет детям, как надо подпрыгивать: сильно оттолкнуться и подобрать ноги. Время от времени следует делать паузы, чтобы дать детям отдохнуть.
- Не оставайся на полу (на земле)
Цель: продолжать учить детей спрыгивать с предметов разной высоты, приземляясь на носочки; закреплять умение ходить и бегать врассыпную, быстро реагировать на сигнал.
Ход: По всем сторонам площадки (комнаты) располагаются предметы высотой 25-30 см: лестницы со ступеньками, невысокие ящики, скамейки и т.д. Выбирается ловишка. Ему надевают на руку повязку. Дети размещаются на предметах в разных метах площадки. Под удары в бубен дети спрыгивают и бегают по площадке. Ловишка принимает участие в общем движении. По сигналу воспитателя «Лови!» все дети снова взбираются на расставленные возвышения. Ловишка ловит тех, кто не успел вскочить на возвышение. Пойманные садятся в стороне. После 2-3 повторений проводится подсчет пойманных, выбирается новый ловишка и игра возобновляется.
Воспитатель следит, чтобы дети спрыгивали с предметов двумя ногам и приземлялись на носочки; чтобы разбегались по всей площадке, подальше от предметов, на которые они должны взбираться.
- Прыжки через верёвку
Цель: упражнять детей в прыжках через качающуюся верёвку на двух ногах, добиваясь мягкого приземления на носочки.
Ход: Двое детей держат за оба конца толстую верёвку, шнур или длинную скакалку. Медленно и равномерно они начинают крутить её в сторону стоящих детей, а те в порядке очерёдности прыгают через верёвку, стараясь не задеть её. Тот, кто заденет, меняет одного из крутящих верёвку.
- «Охотник и зайцы ».
Цель: учить детей выбирать цель, следить за движением мяча и оценивать результат. Закреплять навыки прыжков на двух ногах с продвижением вперёд, бега врассыпную с ловлей и увёртываем.
Ход: На одной стороне площадки очерчивают место для охотников. На другой стороне обозначают домики для зайцев. В каждом домике находятся 2-3 зайца. Охотник обходит площадку, делая вид, что он разыскивает следы зайцев, а затем возвращается к себе. По сигналу зайцы выбегают из своих домиков на полянку и прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед. По слову воспитателя «Охотник!» зайцы бегут в домики, а ребенок, изображающий охотника, бросает в них мяч. Заяц, в которого попали мячом, считается подстреленным. Охотник уводит его к себе. После 2-3 повторений подсчитывается количество пойманных зайцев, выбирается новый охотник и игра возобновляется.
- Бездомный заяц
Цель: закреплять навыки прыжков на двух ногах с продвижением вперёд, бега врассыпную с ловлей и увёртываем; развивать быстроту и ловкость.
Ход: На полу лежат обручи на один меньше числа играющих. Дети бегают и прыгают по всему залу под слова: Зайки пробегают то лужок, по лесок.
Землянику собирают –
Сок да скок, сок да скок!
Здесь полянка мягче шелка.
Оглянись, оглянись!
Берегись лихого волка!
Берегись, берегись!
После слов «Берегись!» каждый из детей старается занять свободный обруч. Тому, кто остался без обруча, говорят: Зайка, зайка, не зевай!
Быстро домик занимай!
- Не попадись
Цель: повышать двигательную активность детей, закреплять умение прыгать на двух ногах вперёд-назад; развивать быстроту, ловкость, увёртливость.
Ход: Чертится круг или кладётся шнур в форме круга. Все играющие стоят за ним на расстоянии полушага. Выбирается водящий. Он становится внутри круга в любом месте. Остальные дети прыгают в круг и обратно. Водящий бегает по кругу, стараясь коснуться играющих в то время, когда они находятся внутри круга. При приближении водящего играющие выпрыгивают за линию. Тот, до кого дотронулся водящий, считается проигравшим. Через 30-40 секунд проводится подсчет проигравших, выбирается новый водящий.
- «Лягушки».
Цель: Учить детей прыгать, отталкиваясь обеими ногами и приземляясь на носки обеих ног. Развивать прыгучесть, ловкость.
Ход: Лягушка учит лягушат прыгать. Она стоит справа от пруда, лягушата - слева. Каждый лягушонок становится в дом и, внимательно слушая команды, прыгает, отталкиваясь обеими ногами и приземляясь на обе ноги. Лягушка четко подает команду: «Кочка, листик, листик, дом, листик, кочка, кочка!» Прыгает один лягушонок, остальные следят за тем, правильно ли он это делает. Если лягушонок прыгал высоко и не перепутал ни одной команды, он научился прыгать и встает рядом с лягушкой, а если ошибся, то возвращается к лягушатам.
Игры с метанием
- Школа мяча
Цель: развивать у детей навыки владения мячом: подбрасывать вверх, отбивать об землю с разными заданиями, ловить мяч двумя руками, не прижимая к груди; развивать ловкость.
Ход: Дл игры даётся небольшой мяч. Играю дети по одному, по двое и небольшими группками по очереди. В ходе игры ребёнок, допустивший ошибку, передаёт мяч другому. При продолжении игры он начинает с того движения, на котором ошибся. Виды движений:
· подбросить мяч вверх и поймать его двумя руками; подбросить мяч, хлопнуть в ладоши перед собой и поймать мяч;
· ударить мяч о землю и поймать его двумя руками; ударить мяч, хлопнуть в ладоши и поймать мяч;
· стать лицом к стене на расстоянии 2-3 шагов от неё, одарить об ней мяч и поймать его двумя руками;
· бросить мяч о стену, дать ему упасть на землю и отскочить от неё, а затем поймать мяч;
· отбивать мяч о землю до 5 раз правой и левой рукой.
- «Брось за флажок».
Цель: упражнять в метании в горизонтальную цель; учить детей выбирать цель, прослеживать за движением мяча и оценивать результат. Развивать меткость, глазомер.
Ход: Дети стоят в две шеренги друг за другом, в руках у первой шеренги мячи, мешочки с песком. Впереди на расстоянии 4-5 м стоят на одном уровне несколько флажков, Дети одновременно бросают мешочки с песком из-за головы двумя руками или одной, стараясь забросить их за линию флажков, Воспитатель подсчитывает, сколько детей забросили мешочки за флажки. Затем дети поднимают мешочки, бегут и передают их своей паре. Бросает следующая шеренга, затем сравниваются результаты.
- Охота на лис
Цель: упражнять детей в прокатывании шаров, развивать силу, меткость.
Ход: Дети делятся на две команды: «Охотники» и «Лисы». В руках охотников шарики на верёвочке. Лисы бегают врассыпную по площадке. По сигналу «Охотники!» дети с шариками прокатывают их и забирают назад, дёргая за верёвочку. Если шарик задел кого-то, то дети меняются ролями. Дети, изображающие лис, в это время стоят неподвижно. В конце подсчитывают, кто сколько раз был лисой.
- Кегли
Цель: упражнять детей в прокатывании шаров, развивать силу, ловкость.
Ход: Кегли стоя в ряд на расстоянии 3-5 см одна от другой. На расстоянии 1,5-3 м от них проводится линия – «кон». Играющие в порядке очерёдности выходят на черту и броском катят шар, стараясь сбить кеглю. Сбитые кегли забираются. Выигравшим считается тот, кто собьёт больше кеглей обусловленным количеством шаров. Расстояние между кеглями, а также от кегли до линии кона увеличивается постепенно.
- Белые медведи
Цель: упражнять детей в ходьбе врассыпную на внешней стороне стопы, в метании мешочков в движущуюся цель; развивать глазомер.
Ход: Дети делятся на две команды: медведи и охотники. Дети-медведи ходят по площадке по-медвежьи под слова: Ходит в Арктике медведь,
Бродит белый по снегам.
Ищет пищу тут и там.
Ветер веет, веет, веет,
Мелким снегом сеет, сеет.
По сигналу «Охотники» медведи убегают, а охотники бросают мешочки с песком в ноги убегающим медведям. После подсчета дети меняются ролями.
- Накинь кольцо
Цель: упражнять детей в набрасывании колец на колышки; развивать меткость и ловкость.
Ход: Используются сюжетные или бессюжетные кольцебросы: по 2-6 колышков на подставках разной формы. Дети набрасывают кольца с расстояния 1,5-2,5 м. Игра может проводиться с группой детей (4-6 человек). Дети получают по три кольца и по очереди бросают их, стараясь попасть на любой колышек. Воспитатель отмечает, кто из детей набросит большее количество колец.
- Перебежки
Цель: упражнять детей в метании снежков в движущуюся цель, развивать меткость; закреплять навыки бега, развивать быстроту, увёртливость.
Ход: На одной стороне площадки отделяется линией дом, на расстоянии 5-6 м чертится вторая линия, за которой находится другой дом. Вдоль одной из сторон перпендикулярно домам проводится ещё одна черта. Играющие делятся на две группы – два отряда (не более 6-8 человек в каждом). Дети одного отряда встают вдоль линии любого дома. Другой отряд размещается вдоль боковой линии; у ног каждого ребёнка лежит по два снежка. По сигналу воспитателя первый отряд перебегает из одного дома в другой. Дети второго отряда берут по одному снежку и бросают их в бегущих. Те, в кого попали снежком, отходят в сторону. На новый сигнал перебежка происходит в обратную сторону; дети, стоящие у боковой линии, бросают в бегущих по второму снежку. Осаленные в этот раз тоже отходят в сторону. Воспитатель отмечает, кто из детей одного и другого отряда был более ловким, смелым, метким. Отряды меняются местами и игра возобновляется.
- Съедобное – несъедобное
Цель: упражнять детей в перебрасывании мячей друг другу и ловле его двумя руками, не прижимая к груди.
Ход: На земле короткой чертой обозначается кон, где стоит водящий с мячом средней величины в руках. Длинной чертой обозначается стартовая линия для играющих. Играющие строятся в шеренгу за линию старта. Каждому играющему водящий по очереди бросает в руки мяч, называя
предметы и явления живой и неживой природы (облако, берёза, торт, крокодил, компот и т.д.) Играющий, сообразив пока летит мяч, съедобное это или нет, должен поймать или не поймать (отбить от себя) мяч. Если верно – игрок делает шаг вперёд, в сторону кона. Если неверно – остаётся на месте. Водящий бросает мяч следующему. Побеждает и становится ведущим тот, кто первым доберётся до кона.
Игры с ползанием и лазанием
- Медведи и пчёлы
Цель: закреплять у детей разные способы лазания: по гимнастической стенке, подлезание под дугу или верёвку; развивать находчивость, сообразительность.
Ход: Улей (гимнастическая стенка или вышка) находится на одной стороне площадки. На противоположной стороне – луг. В стороне медвежья берлога. Одновременно в игре участвует не более 12-15 человек. Играющие делятся на две неравные группы. Большинство из них – пчелы, которые живут в улье. Медведи в берлоге. По сигналу пчелы вылетают из ульев (слезают с гимнастической стенки), летят на луг за мёдом и жужжат. В это время медведи выбегают из берлоги и забираются в улей (влезают на стенку) и лакомятся мёдом. Как только воспитатель подаст сигнал «Медведи!», пчелы летят к ульям, а медведи убегают в берлогу. Не успевших спрятаться пчелы жалят (дотрагиваются рукой). Потом игра возобновляется. Ужаленные медведи не участвуют в очередной игре. После двух повторений дети меняются ролями.
Воспитатель следит, чтобы дети не спрыгивали, а слезали с лестницы, оказывает помощь.
- Пожарные на учении
Цель: упражнять детей в лазании по гимнастической стенке удобным способом.
Ход: Дети становятся лицом к гимнастической стенке в 3-4 колонны (по числу пролётов). Первые в колоннах стоят на черте (расстояние 4-5 шагов от стенки). На каждом пролёте гимнастической стенки на одинаковой высоте на рейке подвешивают колокольчики. По сигналу воспитателя «Раз, два, три – беги!» дети, стоящие в колоннах первыми, бегут к гимнастической стенке, влезают на неё и звонят в колокольчики. Затем они спускаются и возвращаются в конец своей колонны. Воспитатель отмечает того, кто первый позвонил. Игра продолжается. Выигрывает та колонна, в которой больше играющих, сумевших позвонить первыми.
Воспитатель следит, чтобы дети слезали, а не спрыгивали с реек, если нужно, помогает. Нарушившему правило выигрыш не засчитывается.
- Донеси мешочек
Цель: упражнять в ползании по скамейке на четвереньках с мешочком на спине; развивать осанку.
Ход: 3-4 детей встают на скамейки, кладут на спину мешочек с песком. Ползут на четвереньках до конца скамейки. Выигрывает пришедший первым.
При движении не ронять мешочек; если он упал, поднять, положить снова на спину и ползти дальше; в конце скамейки взять мешочек со спины, также не роняя.
- Перелёт птиц
Цель: закреплять навыки бега врассыпную, продолжать учить лазать по гимнастической стенке и спускаться с неё.
Ход: Дети стоят врассыпную на одном конце площадки (комнаты). Они – птицы. На другом конце площадки помещается вышка для влезания или гимнастическая стенка с несколькими пролётами. По сигналу воспитателя «Птицы улетают!» - птицы летят, расправив крылья (дети, подняв руки в стороны, бегают по всей площадке). По сигналу «Буря!» птицы летят на вышку – скрываются от бури на деревьях. Когда воспитатель Говорит: «Буря прекратилась», - птицы спускаются с вышки и снова летят.
Воспитатель должен находиться возле оборудования для лазания, чтобы в случае надобности помочь детям. Если гимнастическая стенка имеет мало пролётов, дети могут влезать на скамейки, на доски, положенные на стулья, или другое оборудование для лазанья.
- Кто скорее к своему флажку
Цель: упражнять детей в беге на скорость, в подлезании под дугу удобным способом.
Ход: Дети делятся на 3-4 равные группы и становятся в колонны в нескольких шагах одна от другой у черты, за которую они не должны выходить. На расстоянии 4-5 м от этой черты перед каждой колонной расставлены воротики. Ещё дальit впереди на линии положены флажки. По условному сигналу стоящие первыми в колоннах бегут к воротикам, подлезают под них. Затем они бегут к флажкам, поднимают над головой и машут ими. Потом спокойно кладут флажки на пол и бегом возвращаются каждый в конец своей колонны. Выигрывает тот, кто прибежит первым. К флажкам бегут следующие.
- Белки в лесу
Цель: совершенствовать у детей навыки лазания по разным физкультурным снарядам различными удобными для выполнения задания способами.
Ход: Игра проводится на площадке или в комнате, где есть гимнастическая стенка. Дополнительно к ней расставляются переносные приборы для лазанья: лесенка двойная, пирамида с прицепными досками и лесенками, скамейки, доски, положенные на крупные кубы и др.
Выбирается водящий – охотник. Он становится в домик – круг, начерченный в противоположной части площадки или комнаты. Остальные играющие – белки, они размещаются на деревьях. По сигналу воспитателя «Берегись!» - или по удару в бубен все белки меняются местами: быстро слезают, спрыгивают с приборов и влезают на другие. В это время охотник их ловит – дотрагивается рукой. Пойманными считаются белки, которых водящий осалит рукой, пока они были на полу, а также те, которые остались на прежним местах. Они отходят к домику охотника и одну игру пропускают. Новый охотник выбирается через 1-2 игры. В заключение игры воспитатель отмечает тех белок, которые были смелыми и ловкими.
В процессе игры воспитатель следит, чтобы дети пользовались разными приборами и не спрыгивали с недозволенной высоты.
Игры – эстафеты
- Полоса препятствий
Цель: активизировать двигательный опыт детей, совершенствовать знакомые им движения; развивать ловкость, быстроту, сообразительность.
Ход: Дети строятся в две колонны. Против каждой на расстоянии 6-7 м ставят флажки разных цветов (по количеству детей в команде). Недалеко от детей проводят условную черту, от которой они по одному из каждой колонны по очереди бегут к флажкам. На пути дети должны преодолеть такие препятствия: пробежать по гимнастической скамейке, подлезть в обруч любым способом, перепрыгнуть через верёвку, натянутую на высоте 30 см. Преодолев все препятствия, ребёнок берёт флажок и бежит стороной, минуя препятствия, к своей колонне. Подбежав, он должен дать сигнал хлопком руки товарищу, который побежит следующим. Воспитатель отмечает отряд, быстро и хорошо выполнивший все упражнения. Дети из этого отряда поднимают флажки вверх.
- Парная эстафета
Цель: упражнять детей в перебрасывании и ловле мяча друг другу в движении; развивать быстроту, ловкость, меткость.
Ход: Играющие в каждой команде делятся на пары. Команда от команды располагается в 6-7 метрах. Между игроками в парах расстояние 2-3 м. Пары бегут одновременно, перебрасывая мяч друг другу. С мячом в руках нельзя делать больше двух шагов. Добежав до флажка, возвращаются таким же способом назад и передают мяч очередной паре, стоящей на старте.
- Забрось мяч в кольцо
Цель: упражнять детей в метании мячей в вертикальную цель разными способами; развивать меткость, глазомер.
Ход: Команды построены в колонны по одному перед баскетбольными щитами (можно использовать и стойку с корзиной) на расстоянии 2-3 и более метров. По сигналу первый номер выполняет бросок мяча по кольцу, затем ловит мяч и передаёт второму участнику, который выполняет то же задание, и т.д. Игроки поочерёдно бросают мяч условленным способом (двумя руками от груди, двумя руками снизу, одной рукой от плеча). Выигрывает команда, набравшая большее число попаданий.
- Принеси мячик
Цель: совершенствовать навыки бега на скорость с выполнением заданий; развивать быстроту.
Ход: Команды построены в колонны по одному или в шеренгу перед стартовой линией. На противоположной стороне площадки против каждой команды стоит коробка с теннисными мячами в количестве, соответствующем числу игроков в команде. По сигналу первый номер бежит к коробке, берёт один мяч и бегом возвращается назад, на своё место, хлопая по плечу следующего игрока;
второй номер повторяет то же и т.д. Эстафета заканчивается в тот момент, когда принесёт свой мячик и станет в строй последний игрок.
- Лесная эстафета
Цель: приучать детей быстро бегать, ориентироваться в пространстве; развивать двигательную активность, скорость.
Ход: Играющие делятся на 2-3 команды, становятся в колонны на одной стороне поляны. На другой стороне поляны выбираются 2-3 дерева, расположенные на одинаковом расстоянии от играющих. По свистку или другому сигналу воспитателя стоящие в командах первыми быстро бегут, пересекая полянку, оббегают своё дерево и возвращаются назад. Следующие игроки стоят наготове, протянув левые руки вперёд ладонью вверх. Когда первые прибегают, они прикосновением руки передают эстафету, и тогда бегут дети, стоящие вторыми. Побеждает та команда, чьи игроки раньше и безошибочно выполнят задание.
Варианты эстафет: *
· каждый игрок оббегает дерево 2-3 раза;
· каждый игрок оббегает деревья 2 раза, описывая вокруг них восьмёрку;
· выполнять задание парами, взявшись за руки.
Игры с разными движениями
- Тигр и зайцы
Цель: упражнять детей в беге по ограниченной площади, в лазании и спрыгивании с сугроба; развивать ловкость, быстроту, увёртливость.
Ход: Игра проводится на небольшой площадке. На площадке должен быть сугроб или любое другое заснеженное возвышение, открытое со всех сторон. Вокруг сугроба начертить круг 2 метра. По считалке выбирается водящий – «тигр». Он стоит на сугробе, а в кругу бегают «зайцы». Задача тигра – прыгнуть на зайца и схватить его. Если тигр только задел зайца, то это выигрышем не считается. Когда тигр схватит зайца, они меняются ролями. Зайцы могут увёртываться, бегать по кругу, залезать на сугроб, когда там нет тигра.
- Зверюшки, навострите ушки
Цель: закреплять умение быстро, по сигналу воспитателя, перестаиваться из общего круга в несколько кругов; совершенствовать навыки разных способов ходьбы.
Ход: Дети стоят по кругу. Воспитатель разъединяет его в нескольких местах. Из образовавшихся частей создаются маленькие кружки – домики заек, белок, лисят, мишек, лягушек и т.д. Воспитатель проходит мимо зверят и предлагает им следовать за ней. Белки передвигаются, быстро семеня ногами, зайки – маленькими прыжками, медведи – переваливаются, лисята – мягкой поступью на носках. Образовав общий круг, дети пляшут, кружатся, делают любые движения. По сигналу «Охотники идут!» дети-зверята разбегаются и стараются как можно скорее образовать кружки-домики. Группы, которые сделали это первыми и быстрее всех, выигрывают.
- Затейники
Цель: активизировать двигательный опыт детей, совершенствовать знакомые движения; развивать внимание, выдумку, творчество.
Ход: Один из играющих выбирается затейником, он становится в середину круга. Остальные дети, взявшись за руки, идут по кругу и произносят:
Ровным кругом, друг за другом
Мы идём за шагом шаг.
Стой на месте, дружно, вместе
Сделаем вот так …
Дети останавливаются, опускают руки. Затейник показывает какое-нибудь движение, а все дети должны повторить его. После 2-3 повторений игры затейник выбирает кого-нибудь из играющих на своё место, и игра продолжается. Затейники придумывают разнообразные движения, не повторяя показанных. Игра повторяется 3-4 раза.
- Колпачок и палочка
Цель: совершенствовать навыки ходьбы по кругу; развивать внимание.
Ход: Один из детей выходит в центр круга с палкой в руках, надевает на голову колпачок так, чтобы от спускался до самого носа, прикрывая глаза. Остальные дети держатся за руки, образуя круг. Идут по кругу, говоря: Раз, два, три, четыре, пять –
Будет палочка стучать.
Ребёнок в колпачке стучит палочкой. С окончанием слов все останавливаются, поворачиваются в середину. Ребёнок в колпачке протягивает палку. Тот, на которого она указывает, берётся за конец палки и называет имя стоящего в кругу. Ребёнок в центре должен угадать, кто его позвал. Если угадал, выбирает, кто пойдёт в середину.
- Тетери
Цель: упражнять детей в выполнении движений в соответствии с текстом потешки, в беге с ловлей. Ход: Как на нашем на лугу
Стоит чашка творогу,
Прилетели две тетери,
Поклевали, улетели.
Двое играющих изображают тетерь. Они находятся в одном из углов комнаты. Остальные дети (6-8
человек) стоят в кругу посредине комнаты, держась за руки. Это чашка творогу. Текст читают хором, слегка приседая пружинно в ритм потешки. На третью строку тетери подскоками приближаются к чашке творогу. На четвёртую строку тетери прыгают на двух ногах возле чашки, слегка наклоняя голову внутрь круга (клюют). С окончанием потешки дети, изображающие чашку, поднимают руки вверх, вскрикивая «Шу у у!», как бы вспугивая тетерь, и тетери улетают в свой угол. Дети их ловят. Тетеря меняется местами с тем, кто её поймал. Игра повторяется.
Игры с бегом
- Совушка.
Цель: совершенствовать умение бегать врассыпную, не мешая друг другу, прекращая движение по сигналу воспитателя; развивать выдержку.
Ход: В одном из углов площадки очерчивается кружком гнездо совушки. Все дети изображают бабочек, жуков. Одного из играющих воспитатель назначает «совушкой». По сигналу воспитателя «День!» дети разбегаются по площадке, взмахивая руками, подражая движению крыльев. По сигналу «Ночь!» вылетает из гнезда совушка. Бабочки и жуки замирают, останавливаясь на месте, где их застал сигнал. А совушка, медленно взмахивая крыльями, смотрит, не шевелится ли кто-то. Того, кто пошевелится, совушка отводит к себе в гнездо. Воспитатель снова говорит «День!». Совушка улетает к себе в гнездо, а бабочки и жуки опять начинают летать (бегать). Вылет совушки повторяется 2-3 раза. После этого подсчитывается число пойманных, воспитатель выбирает новую совушку, и игра возобновляется.
- День и ночь
Цель: совершенствовать навыки бега на скорость; развивать быстроту, внимание.
Ход: Участники игры делятся на две команды: «День» и «Ночь». Их дома находятся на противоположных сторонах площадки, за чертой. Посередине проводится ещё одна черта. На расстоянии одного шага от неё по ту и другую сторону выстраиваются команды спиной друг к другу. Воспитатель говорит: «Приготовиться!», а затем даёт сигнал той команде, которая должна ловить. Если он сказал «День», то дети из команды «Ночь» бегут в свой дом, а дети из команды «День» поворачиваются и ловят их, но только до границы дома убегающих. Подсчитывается количество пойманных, затем дети снова выстраиваются вдоль линии и ждут следующего сигнала.
Игра повторяется 4-6 раз. Воспитатель может назвать одну и ту же команду 2 раза подряд, но нужно, чтобы в общей сложности каждая команда ловила одинаковое число раз. Выигрывает та команда, которая поймала больше детей.
- Два мороза.
Цель: упражнять у беге на скорость с ловлей и увёртыванием.
Ход: На противоположных сторонах площадки (на расстоянии 15-20 м чертятся 2 параллельные линии)) обозначаются два дома. Играющие располагаются в одном из них. С помощью считалки выбирают двух «Морозов». Оба мороза встают посередине, лицом к играющим и произносят текст: Мы два брата молодцы,
Два мороза удальцы.
Один (указывая на себя) Я мороз – Красный нос,
Другой: Я мороз – Синий нос.
Ну-ка, кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?
Дети: Не боимся мы угроз
И не страшен нам мороз!
После этих слов дети перебегают на другую сторону площадки за линию «дома», а Морозы стараются их поймать и заморозить. «Замороженные» останавливаются на том месте, где до них дотронулись и до окончания пробежки стоят не двигаясь. Морозы опять говорят слова, а играющие перебегают обратно, по дороге выручая замороженных. После 2-4 перебежек подсчитывается количество пойманных, выбираются другие морозы, игра возобновляется.
- Салки со скакалкой.
Цель: совершенствовать навыки бега с ловлей и увёртыванием; учить согласовывать свои движения с движениями товарищей; развивать ориентировку на площадке.
Ход: Двое детей берут за разные ручки обычную короткую скакалку, бегут по площадке, стараясь свободной рукой осалить кого-нибудь из детей, убегающих от них. Первый пойманный встаёт между водящими, берётся одной рукой за середину скакалки и включается в ловлю. Чтобы тройка водящих освободилась от своих обязанностей, надо каждому из них поймать по одному игроку. (скакалку не отпускать, согласовывать действия в тройках).
- Догони свою пару.
Цель: совершенствовать навыки бега на скорость; развивать быстроту, координацию движений.
Ход: Дети становятся парами один за другим на расстоянии 2-3 шагов на одной стороне площадки. По сигналу воспитателя первые в парах бегут на другую сторону площадки, вторые догоняют (каждый свою пару). В обратную сторону дети меняются местами: перв
Сборник летних игр с дошкольниками на прогулке
Лето - благоприятная пора для обогащения детей новыми впечатлениями об окружающем. Появляется возможность увидеть леса, луга, водоемы и их обитателей.Представления о природе, о труде людей ребята получают на экскурсиях, в процессе наблюдений, чтения художественной литературы, рассказов воспитателя, а затем воплощают в своих играх.
На прогулке ребята знакомятся с растениями, деревьями, насекомыми в игровой форме. Детям предлагается игры «К дереву беги», «Угадай, от какого дерева листочек?», «Угадай по описанию», «Узнай и назови» и т.д., любят играть с игрушками, приводящими в движение ветром «Вертушки», «Ленточки», с помощью этой игрушки определяется сила и направление ветра. Так же после рассказа и знакомства с цветками, насекомыми мы с детьми на прогулке ищем и наблюдаем за ними.
После прогулки детям нравится рисовать то, что они увидели. В технике аппликации коллективной работой мы создаем цветочные поляны, рыбы водоемов и др. интересные работы. Совместно с родителями детям предлагается подготовить альбомы о растениях, насекомых, деревьях. Дети с большим удовольствием рассказывают о своих работах.
Лето - это не только знакомство, наблюдение и исследования на природе, но и игры на улице, так как в летний период дети большую часть дня могут проводить на улице, детских площадках. Ребята с удовольствием играют с песком, водой, строят постройки из песка, лепят куличики.
Проводя опрос у детей: какое любимое время года? дети с радостью отмечают – это лето!
В своей работе я подготовила сборник игр для детей дошкольного возраста на прогулке.
Подвижные игры
1. «Перелет птиц»
Описание игры: на одной стороне площадки находятся дети – птицы. На другой стороне скамейка или гимнастическая стенка – это деревья, на которые взлетают птицы. По сигналу воспитателя «Птицы полетели!» дети размахивают руками, как крыльями, разбегаются по площадке; на следующий сигнал «Буря!» все бегут к возвышениям и прячутся там. Когда педагог произнесет: «Буря прекратилась!» дети спускаются с возвышений и снова разбегаются по площадке – птицы продолжают свой полет. Страховка детей обязательна, особенно с возвышений.
2. «Совушка»
Описание игры: на площадке обозначается гнездо Совушки (круг), в котором она находится. Остальные играющие: мышки, жучки, бабочки – располагаются по всей площадке. По сигналу «День!» все ходят бегают по площадке, передавая движениями характер образа, стараясь не задевать друг друга. Через некоторое время воспитатель произносит «Ночь!» и все замирают, оставаясь в той позе, в которой их застала команда. Совушка просыпается, вылетает из гнезда и того, кто пошевелился, уводит в свое гнездо. По сигналу «День!» игра продолжается, Совушка улетает в гнездо. Игра продолжается с другим водящим (из числа не разу не пойманных)
3. «Гуси - лебеди»
Описание игры: на одной стороне площадки обозначается дом, в котором находятся гуси. На противоположной стороне – пастух. Сбоку от дома логово волка, остальное –луг. Выбирают детей на роль волка и пастуха, остальные гуси. Пастух выгоняет гусей на луг: Пастух: Гуси, гуси!
Гуси: Га! Га! Га!
Пастух: Есть хотите?
Гуси: Да! Да! Да!
Пастух: Так летите!
Гуси: Нам нельзя: Серый волк под горой не пускает нас домой.
Пастух: Так летите, как хотите, Только крылья берегите!
Гуси расправляют крылья (руки в стороны), летят через луг домой, а волк выбежав из логово, старается их поймать. Пойманные гуси идут в логово. После двух перебежек подсчитывается количество пойманных гусей. Затем выбирается другой волк и пастух. Игра повторяется.
4. «Успей выбежать!»
Описание игры: играющие образуют круг. В центре круга находятся примерно одна треть детей. Дети стоящие по кругу, берутся за руки, идут в право, по сигналу педагога бегут. Стоящие в центре ребята, ритмично хлопают в ладоши. По сигналу «Стой!» дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. Воспитатель считает до трех. За это время дети стоящие в центре, должны успеть выбежать из круга. После счета три дети быстро опускают руки вниз, не успевшие выбежать считаются проигравшими. При повторной игре на середину выходят другие дети.
5. «Хитрая лиса»
Описание игры: играющие становятся по кругу на расстоянии одного шага один от другого. В стороне, в не круга, обозначается дом лисы. По сигналу педагога дети закрывают глаза, а он обходит их с внешней стороны круга и незаметно дотрагивается до одного из играющих, который и становится водящим – хитрой лисой. Дети открываю глаза, и хором три раза спрашивают: (сначала тихо, а затем громче) «Хитрая лиса, ты где?». После третьего раза играющий, выбранный хитрой лисой, быстро выбегает на середину круга, поднимает вверх руки говорит: «Я здесь!». Все разбегаются по площадке, а лиса их ловит и уводит к себе. Подсчитывается количество пойманных лисой. Игра повторяется с другим водящим.
6. «Караси и щука»
Описание игры: один водящий - щука, остальные играющие делятся на две подгруппы. Одна из них образует круг- это камешки, другая – караси, которые плавают внутри круга. Щука находится за пределами круга. По сигналу педагога «Щука!» быстро вбегает в круг щука и старается поймать (дотронуться) карасей. Караси спешат занять место за кем-нибудь из играющих и присесть спрятаться за камешками. Пойманные щукой караси уходят за круг и подсчитываются. Игра повторяется с другой щукой.
7. «Не оставайся на земле»
Описание игры: выбирается ловишка. Дети бегают по площадке. По сигналу «Лови!», все должны быстро подняться на возвышение. Ловишка ловит тех кто остался на земле. При повторении выбирается новый ловишка.
8. «Медведи и пчелы»
Описание игры: дети распределяются на две равные группы, одна- медведи остальные – пчелы. На расстоянии 3 м от дома пчел очерчивается лес, там находятся медведи. На противоположной стороне – луг. Пчелы располагаются в своем доме – на возвышении. По сигналу педагога они летят на луг за медом и жужжат. В это время медведи забираются в улей лакомится медом. По сигналу педагога «Медведи!», пчелы летят к своим ульям и жалят тех медведей, которые не успели убежать в лес. Затем пчелы возвращаются в улей и игра возобновляется.
9. «Ловля бабочек»
Описание игры: воспитатель определяет по две пары водящих – дети с сочками. Остальные бабочки. По сигналу «Летите!» бабочки разлетаются по всей площадке. По сигналу «Лови!» дети с сочками (двое детей держаться за руки) ловят бабочек – соединяют руки вокруг бабочки и отводят их в условленное место. В то время, когда пойманных уводят, педагог говорит: «бабочки отдыхают, сели на цветок», дети приседают (пауза). По сигналу «Летите!» бабочки снова разлетаются. Через некоторое время подсчитывают пойманных бабочек, и выбираются другие водящие.
10. «Пустое место»
Описание игры: играющие образуют круг. Водящий идет по кругу с внешней стороны и дотрагивается до одного из игроков, после чего бежит в противоположную сторону. Тот до кого он дотронулся, догоняет ведущего. Каждый старается добежать первым до образовавшегося пустого места. Кто прибежал раньше становится в круг, опоздавший становится водящим.
Дидактические игры на прогулке
1. «Кто быстрее найдет березу, ель, лиственницу»
Дидактическая задача: найти дерево по названию.
Описание игры: воспитатель называет хорошо знакомое дерево, имеющее яркие отличительные признаки и просит найти его: например: «Кто быстрее найдет березу? Раз, два, три – к березе беги!»
2. «Найди дерево по описанию»
Дидактические задачи: найти предмет по описанию
Описание игры: воспитатель описывает знакомое детям дерево, выбирая из них те, которые имеют малозаметные
Отличительные признаки (ель, рябина, береза и т.д.) дети должны найти то, о чем рассказывает педагог.
3. «Слова на букву…»
Дидактические задачи: как можно больше слов назвать на заданную букву
Описание игры: выберете любую букву и по очереди называйте слова на эту букву. Если ребенку трудно, помогите ему используя подсказку, например если вы выбрали букву «В», то можно подсказать: «Человек, который управляет машиной».
4. «Какое это животное?»
Дидактические задачи: закреплять название животных, распределять на дикие и домашние.
Описание игры: загадать животное и с помощью мимики изобразить его, кто угадал, тот продолжает игру. Когда все животные отгаданы, поговорите о том, какие из этих животных домашние какие дикие, чем они питаются, где живут.
5. «Кто как голос подает?»
Дидактические задачи: закреплять названия различных живых существ, предметов, природных явлений.
Описание игры: назвать самые разные живые существа предметы, природные явления. Задача игроков – быстро сказать, как это существо или предмет звучит. Например: змея-шипит, ветер – воет и т.д.
6. «Что вокруг нас?»
Дидактическая задача: закреплять умение делить слова на слоги
Описание игры: дети отыскивают вокруг себя то, что имеет в названии одну часть (слог): шар, куб, мяч, мак и т.д., две части (слога): забор, цветы, песок, кусты, и т.д., три части (слога): качели, кусты, кусты, береза, рябина, машина и т.д. за правильный ответ ребенку дается жетон, по количеству жетонов определяется победитель.
7. «Найди, о чем расскажу»
Дидактическая задача: найти предметы по перечисленным признакам.
Описание игры: воспитатель описывает дерево (велечину, окраску ствола, форму листьев), называет и описывает семена и плоды. Затем просит детей угадать, что это за дерево. Тот, кто узнал, должен побежать после слов воспитателя: «Раз, два, три – беги!»
8. «Загадай, мы отгадаем»
Дидактическая задача: описать предметы и найти по описанию.
Описание игры: один ребенок загадывает предмет или живое существо. Дети наводящими вопросами угадывают.
9. «Назови ласково»
Дидактическая задача: учится называть друг друга ласковыми именами, расширить словарь.
Описание игры: воспитатель спрашивает у детей, знают ли они ласковые имена друг друга.
10. «Да-нет»
Дидактическая задача:
Описание игры: педагог загадывает предмет, а дети задают наводящие вопросы («Какого он размера? Он зеленого цвета? Круглый?»), на которые педагог может отвечать: «да», «нет».
Национальные народные подвижные игры
1. «Солнышко»
Описание игры: выбирается водящий – «Солнышко», который стоит за границей площадки и громко говорит: «День! День! День!». Все играют на площадке. И когда «Солнышко» говорит: «Ночь!» - все замирают, «засыпают». «Солнышко» ходит между «спящими» и смотрит. Того кто зашевелился, забирает к себе. Выигрывает тот, кто остался последним и ни разу не шелохнулся.
2. «Леший»
Описание игры: играющие выбирают себе «лешего», которого сажают в медвежий кустарник (опасная зона – круг). Играющие бегают вокруг медвежьего кустарника и произносят слова: «Лешего нет, а людей то много». «Леший» выбегает из кустарника, бегает по кругу и ловит игроков, которые близко подходят к кустарнику. Те, кого поймали, становятся в круг. Игра продолжается до тех пор пока не будет поймано большинство игроков.
3. «Баба-яга»
Описание игры: играет 8-10 человек. Все держатся друг за друга. Впереди стоит «мать», которую они выбрали себе в начале игры, а за ней – «дети». Все они прячутся друг за друга. Приходит «ведьма» и говорит «матери»: «Где твои дети?» - «Гуляют», - отвечает мать. «А где?» - «в лесу». «Ведьма» уходит в лес искать «детей», но никого не находит, возвращается в дом и говорит, что никого не нашла. Тогда «мать» повторяет, что не знает где «дети». «Ведьма» спрашивает, что у неё за спиной. Увидев опасность, «дети» убегают. «Ведьма» ловит их. Кого поймает, заставляет полы мыть, работать на кухне и т.д. поймав всех детей, «Ведьма» спрашивает: «Дети, вам нужна мама?»
«Дети» отвечают: «Нужна!» «Ведьма» ставит палочку перед ногами «матери», и та должна, перепрыгивая дойти до «детей».
«Мать» побеждает «Ведьму», дети бросаются на «ведьму» и догоняют её. Игра продолжается уже с другими игроками.
4. «Волк и олени»
Описание игры: все играющие размещаются на площадке. Из этого числа игроков выбирается «волк». Ему чертится круг на одной стороне площадки, где он и находится. Все остальные ребята – «олени». Они «пасутся» не другой стороне площадки. По сигналу «волк!» выходит из логова и ловит «оленей». Пойманного «оленя» «волк» отводит к себе в «логово».
5. «Охота на куропаток»
Описание игры: выбираются 3-4 охотника. Игроки «куропатки» располагаются со стороны возвышенностей на площадки (скамейки, лестницы, перила). На противоположной стороне располагаются «охотники». «Куропатки» «летают» прыгают по площадке (тундре). По сигналу: «Охотники!» они «улетают», прячутся от «выстрелов», «садятся на ветки». «Охотники» мячом должны попасть в «куропатку». Пойманные «куропатки» выбывают из игры. Потом происходит смена «охотников».
6. «Косолапый медвежонок»
Описание игры: выбирается «косолапый медвежонок». «Медвежонок» находится в «берлоге - ест ягоды». Все дети потихоньку подкрадывается к его «берлоге», собирают ягоды. Это не нравится «косолапому медвежонку», он выскакивает из «берлоги», и все игроки начинают убегать. «Медвежонок» бросается в погоню, ловит одного и ведет к себе. Игра продолжается до тех пор, пока большинство не будет поймано. Побеждает тот, кто не был схвачен «медвежонком».
7. «Бездомный заяц»
Описание игры: делим ребят на группы из 3-4 человек. Каждая группа, взявшись за руки, образует кружок – домик. Кружки размещаются в разных местах площадки. Внутри каждого домика стоит «заяц». Один бездомный заяц бегает между кружками, а за ним гоняется «охотник». Если «охотник» догонит «зайца» и запятнает его, то они меняются ролями. «Заяц» становится «охотником», а «охотник» - «зайцем».
Чтобы спастись «заяц» может вбежать в любой кружок, тогда стоящий там «заяц» выбегает и становится бездомным. Надо следить, чтобы один и тот же «заяц» и «охотник» не бегали долго и чтобы «зайцы» менялись чаще.
8. «Цепи кованые»
Описание игры: играющие делятся на две команды: мальчиков и девочек. Девочки крепко взявшись за руки, ждут сигнала от мальчиков. Мальчики стоят на противоположной стороне площадки. Мальчики кричат: «Цепи кованые, раскуйте нас!». Девочки спрашивают: «Над кем?» Мальчики: «Над братом девочки!» Девочки: «Как звать?» мальчики называют его имя, и этот мальчик бежит к девочкам, пытаясь разорвать цепь. Девочка которая отпустила руки, выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока в цепи останется одна девочка.
9. «Отбивка оленей»
Описание игры: чертится круг. Все играющие «олени» находятся в круге. Выбираются 2-3 «пастуха», которые находятся за кругом. По сигналу: «Раз, два, три отбивку начни!» «пастухи» по очереди бросают мяч в «оленей». «Олень», в которого попал мяч, считается «пойманным», «отбитым от стада». Каждый «пастух» выбивает 5-6 раз, потом подсчитывает отбитых «оленей». Бросают мяч только в ноги и по сигналу. Отбивать нужно с места в подвижную цель.
10. «Липкие пеньки»
Описание игры: группа играющих из 3-4 человек садится на корточки, как можно дальше друг от друга. Они изображают «липкие пеньки». «Пеньки» не должны ставать с места.
Остальные ребята бегают, прыгают по площадке, стараясь не подходить близко к «пенькам». «Пеньки» же должны постараться коснуться пробегающих мимо ребят. Кого запятнали, тот становится «пеньком».
Библиография
1. Абрамян Л.А. Антонова Т.В. Артемова Л.В. и др.; Игра дошкольника / Под ред. Новоселовой С.Л. – М.: Просвещение, 1989. – 286 с.: ил.
2. Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 160 с (Программа развития)
3. Богун П.Н. Игра как основа национальных видов спорта: Пособие для учителей физического воспитания, воспитателей школ-интернатов. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещения», 2004.- 95 с.:ил.
4. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: Издательство «Учитель», 2002. – 159 с.
5. Дрязгунов В.А. Дидактические игры для ознакомление дошкольников с растениями: Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1981. – 80 с., ил.
6. Лучшие игры для детей 2 до 7/ Сост. Акимова Г.Е., Федорова Е.В., Яковлева Е.Н. – СПб.: ИД «Весь», 2002. – 192 с., ил
7. Максаков А.И., Туманова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1983.- 144 с., ил.
8. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 112 с.: ил.
![Bookmark and Share](http://s7.addthis.com/static/btn/v2/lg-share-en.gif)