Сюжетно-ролевые подвижные игры для детей начальной школы. Проект «Подвижные игры На уроках легкой атлетики
Аннотация: В статье представлена практика работы по гармоничному развитию ребенка посредством использования сюжетно-ролевых игр на уроках физической культуры в начальных классах общеобразовательной школы.
Ключевые слова: сюжетно-ролевая игра, гармоническое развитие личности, урок физической культуры.
Урок физической культуры, более чем какой-либо другой урок, таит в себе для ребёнка радость: само движение - радость для растущего организма. И если учитель чётко организует занятие, и дети не сидят, замерзая, на скамейках вдоль стены, то урок физической культуры для них большая радость. Так должно быть. Это соответствует физиологии и психологии ребёнка, так же, как и стремление ко всему новому и необычному. Я стремлюсь к тому, чтобы на моих уроках дети испытывали радость движения, радость познания нового, радость открытий.
Учащиеся младших классов с большим удовольствием занимаются физической культурой. Особенный интерес вызывают у них различного вида игры: начиная от народных игр, заканчивая спортивными - баскетбол, футбол, хоккей, настольный теннис, бадминтон и т. д.
Различного вида игры и упражнения способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечнососудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию положительных морально-волевых качеств. Очень ценно, что занятия играми способствуют воспитанию у учащихся младших классов положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи. Они проводятся летом и зимой не только в спортивном зале, но и на открытом воздухе, что является эффективным средством закаливания организма ребенка.
Подвижные игры - одно из самых любимых и полезных занятий детей. В их основе лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определенной, заранее поставленной цели. Благодаря большому разнообразию содержания игровой деятельности, они всесторонне влияют на организм и личность, в то же время, способствуя решению важнейших специальных задач физического воспитания, например, развитию скоростно-силовых качеств.
Игровая деятельность всегда связана с решением определенных задач, выполнением определенных обязанностей, преодолением разного рода трудностей и препятствий. Преодоление препятствий укрепляет силу воли, воспитывает выдержку, решительность, настойчивость в достижении цели, веру в свои силы.
Все эти развивающие аспекты усиливаются спецификой сюжетно-ролевых игр.
Именно поэтому грамотное использование сюжетно-ролевых игр на уроках физической культуры не только полезно для детей, но и чрезвычайно актуально, поскольку правильное “включение” элементов игр в процесс физического воспитания активно способствует гармоничному развитию и физической подготовленности учащихся. В своей работе я активно использую сюжетно-ролевые игры в процессе физического воспитания обучающихся младших классов.
С учетом воспитательно-развивающего значения игр преследуется решение совокупности задач физического воспитания:
- укрепление здоровья, улучшение осанки, содействие гармоничному физическому развитию, закаливание;
- формирование знаний и умений в области личной гигиены;
- приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми;
- воспитание дисциплинированности, отзывчивости, честности, смелости;
- развитие творческих способностей детей на уроках физической культуры.
Совместная игра - уникальный вид сотрудничества. Не случайно психологи считают, что подлинно демократические отношения между взрослыми и детьми возможны только в игре. И прежде всего, положительное влияние на их взаимоотношения оказывают игры с правилами - традиционное средство народной педагогики.
В играх больше, чем в других физических упражнениях, участники могут выполнять различные двигательные действия так, как им хочется, как позволяют им их индивидуальные особенности. Одним из безусловных факторов привлекательности игр является элемент соревнования. В них присутствуют ясно выраженные стремления играющих к победе: быстрее обежать круг, догнать партнера или успеть убежать от него. Еще более ярко соревновательный характер носят игры, в которых участники делятся на группы, команды и где каждая группа или команда, каждый участник команды стремится достичь лучших результатов, победить.
Играя, дети удовлетворяют свойственную им потребность в движениях.
В методике физического воспитания для начальной школы разработано множество средств, с помощью которых достигается гармоничное развитие детского организма. Используются игры и упражнения, которые развивают ловкость и выносливость, смелость и быстроту, умения контролировать свои действия. Однако танцевально-ритмическим элементам, элементам художественной гимнастики и пластики пока не уделяется должного внимания. Я считаю, что включение танцевальных упражнений в урок физической культуры - мощное средство для гармоничного развития личности ребенка.
Сочетая сложные физические упражнения с танцами, сюжетно-ролевой игрой на одном уроке, можно добиться высоких результатов и устойчивого интереса к занятиям физкультурой. Все эти элементы могут составить сюжетный урок, который, как правило, является итогом пройденного материала в течение четверти. Такой урок-праздник для детей. Одна из задач сюжетно - ролевого урока - познание нового и совершенствование пройденного. Но кроме образовательных и познавательных задач ставятся и решаются нравственно-эстетические задачи, в том числе задача воспитания у ребят уважительного отношения друг к другу, проявления таких качеств, как взаимовыручка, солидарность в выполнении предлагаемых заданий. На своих сюжетных уроках я использую материалы устного народного творчества, краеведческий материал, показываю слайды и фильмы.
Для повышения рабочей активности детей, их настроения часто применяю музыкальное сопровождение, для чего используют народную, классическую и современную музыку. Необычность сюжетных уроков - импровизация и танцы. Какой бы сложности ни был учебный материал, танец - неотъемлемая часть урока. В танцах используют различные виды движений: художественной гимнастики, ритмики, пластики, элементы театрализации. Ребята охотно танцуют. Через танец происходят знакомство с русской культурой и культурой других народов и стран. Танцы оказывают положительное влияние эстетических чувств детей, воспитывают организованность и дисциплинированность, делают сюжетный урок содержательным и законченным. Сюжетный урок-это спектакль, а дети на нём - артисты. Задача учителя - раскрыть творческий и физический потенциал детей, дать каждому ребёнку возможность проявить себя и порадоваться за себя и других. Сюжетно-ролевые уроки представляют собой особую организацию урока физической культуры, в котором поставленные учебные задачи решаются в творческой, игровой форме с использованием ранее задуманного сюжета в совокупности с выполнением различных ролей.
С одной стороны, сюжетно-ролевые уроки дарят детям сиюминутную радость, с другой стороны, эти уроки должны быть направлены в будущее, должны моделировать какие-либо сказочные или жизненные ситуации. Примерами сюжетно-ролевых уроков могут служить игры «Путешествие в джунгли», «Найди клад», «Спортивный марафон», «Мы - Робинзона».
Сюжетно-ролевые уроки могут состоять из конкурсных программ, типа «Спортивный серпантин», «Самый-самый», «Вперёд к олимпийской медали».
Сюжетно-ролевые уроки способствуют не только физическому и нравственному совершенствованию детей, но и развивают их творчество. Такие уроки создают положительную мотивацию у детей и эмоциональный настрой. Они также могут быть представлены в качестве спортивно-музыкальных театрализованных представлений по определённой теме, где осуществляется и интеллектуальное, и физическое, и этическое развитие детей. На сюжетно-ролевых уроках дети одновременно ощущают совместную радость познание, творчества, спортивных достижений, красоты.
Итак, сюжетно-ролевые игры в комплексе с другими элементами урока физкультуры в младших классах представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, и в дальнейшем, благодаря этому учитель достигает высоких скоростно - силовых показателей на уроках физкультуры в средних классах.
Совместная игра - уникальный вид сотрудничества. Не случайно психологи считают, что подлинно демократические отношения между взрослыми и детьми возможны только в игре. И прежде всего, положительное влияние на их взаимоотношения оказывают игры с правилами - традиционное средство народной педагогики.
В методике физического воспитания для начальной школы разработано множество средств, с помощью которых достигается гармоничное развитие детского организма. Используются игры и упражнения, которые развивают ловкость и выносливость, смелость и быстроту, умения контролировать свои действия. Однако танцевально-ритмическим элементам, элементам художественной гимнастики и пластики пока не уделяется должного внимания. Я считаю, что включение танцевальных упражнений в урок физической культуры - мощное средство для гармоничного развития личности ребенка. Сочетая сложные физические упражнения с танцами, сюжетно-ролевой игрой на одном уроке, можно добиться высоких результатов и устойчивого интереса к занятиям физкультурой. Все эти элементы могут составить сюжетный урок, который, как правило, является итогом пройденного материала в течение четверти. Такой урок-праздник для детей. Одна из задач сюжетно - ролевого урока - познание нового и совершенствование пройденного. Но кроме образовательных и познавательных задач ставятся и решаются нравственно-эстетические задачи, в том числе задача воспитания у ребят уважительного отношения друг к другу, проявления таких качеств, как взаимовыручка, солидарность в выполнении предлагаемых заданий. На своих сюжетных уроках я использую материалы устного народного творчества, краеведческий материал, показываю слайды и фильмы.
Сюжетно-ролевые уроки могут состоять из конкурсных программ, типа «Спортивный серпантин», «Самый-самый», «Вперёд к олимпийской медали».
Сюжетно-ролевые уроки способствуют не только физическому и нравственному совершенствованию детей, но и развивают их творчество. Такие уроки создают положительную мотивацию у детей и эмоциональный настрой. Они также могут быть представлены в качестве спортивно-музыкальных театрализованных представлений по определённой теме, где осуществляется и интеллектуальное, и физическое, и этическое развитие детей. На сюжетно-ролевых уроках дети одновременно ощущают совместную радость познание, творчества, спортивных достижений, красоты.
Итак, сюжетно-ролевые игры в комплексе с другими элементами урока физкультуры в младших классах представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, и в дальнейшем, благодаря этому учитель достигает высоких скоростно - силовых показателей на уроках физкультуры в средних классах.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Сюжетно - ролевые игры на уроках физической культуры" »
Толкова Светлана Викторовна, учитель физической культуры ГБОУ СОШ №8, 446306, Самарская область, г. Отрадный, улица Орлова д.20 кв.28, е-mail: [email protected], 89276937721
Сюжетно-ролевые игры на уроках физической культуры как средство гармоничного развития личности ребенка.
Урок физической культуры, более чем какой-либо другой урок, таит в себе для ребёнка радость: само движение - радость для растущего организма. И если учитель чётко организует занятие, и дети не сидят, замерзая, на скамейках вдоль стены, то урок физической культуры для них большая радость. Так должно быть. Это соответствует физиологии и психологии ребёнка, так же, как и стремление ко всему новому и необычному. Я стремлюсь к тому, чтобы на моих уроках дети испытывали радость движения, радость познания нового, радость открытий.
Учащиеся младших классов с большим удовольствием занимаются физической культурой. Особенный интерес вызывают у них различного вида игры: начиная от народных игр, заканчивая спортивными - баскетбол, футбол, хоккей, настольный теннис, бадминтон и т. д.
Различного вида игры и упражнения способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечнососудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию положительных морально-волевых качеств. Очень ценно, что занятия играми способствуют воспитанию у учащихся младших классов положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи. Они проводятся летом и зимой не только в спортивном зале, но и на открытом воздухе, что является эффективным средством закаливания организма ребенка.
Подвижные игры – одно из самых любимых и полезных занятий детей. В их основе лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определенной, заранее поставленной цели. Благодаря большому разнообразию содержания игровой деятельности, они всесторонне влияют на организм и личность, в то же время, способствуя решению важнейших специальных задач физического воспитания, например, развитию скоростно-силовых качеств.
Игровая деятельность всегда связана с решением определенных задач, выполнением определенных обязанностей, преодолением разного рода трудностей и препятствий. Преодоление препятствий укрепляет силу воли, воспитывает выдержку, решительность, настойчивость в достижении цели, веру в свои силы.
Все эти развивающие аспекты усиливаются спецификой сюжетно-ролевых игр.
Именно поэтому грамотное использование сюжетно-ролевых игр на уроках физической культуры не только полезно для детей, но и чрезвычайно актуально, поскольку правильное “включение” элементов игр в процесс физического воспитания активно способствует гармоничному развитию и физической подготовленности учащихся. В своей работе я активно использую сюжетно-ролевые игры в процессе физического воспитания обучающихся младших классов. С учетом воспитательно-развивающего значения игр преследуется решение совокупности задач физического воспитания:
укрепление здоровья, улучшение осанки, содействие гармоничному физическому развитию, закаливание;
формирование знаний и умений в области личной гигиены;
приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми;
воспитание дисциплинированности, отзывчивости, честности, смелости;
развитие творческих способностей детей на уроках физической культуры.
Совместная игра – уникальный вид сотрудничества. Не случайно психологи считают, что подлинно демократические отношения между взрослыми и детьми возможны только в игре. И прежде всего, положительное влияние на их взаимоотношения оказывают игры с правилами – традиционное средство народной педагогики.
В играх больше, чем в других физических упражнениях, участники могут выполнять различные двигательные действия так, как им хочется, как позволяют им их индивидуальные особенности. Одним из безусловных факторов привлекательности игр является элемент соревнования. В них присутствуют ясно выраженные стремления играющих к победе: быстрее обежать круг, догнать партнера или успеть убежать от него. Еще более ярко соревновательный характер носят игры, в которых участники делятся на группы, команды и где каждая группа или команда, каждый участник команды стремится достичь лучших результатов, победить.
Играя, дети удовлетворяют свойственную им потребность в движениях.
В методике физического воспитания для начальной школы разработано множество средств, с помощью которых достигается гармоничное развитие детского организма. Используются игры и упражнения, которые развивают ловкость и выносливость, смелость и быстроту, умения контролировать свои действия. Однако танцевально-ритмическим элементам, элементам художественной гимнастики и пластики пока не уделяется должного внимания. Я считаю, что включение танцевальных упражнений в урок физической культуры – мощное средство для гармоничного развития личности ребенка. Сочетая сложные физические упражнения с танцами, сюжетно-ролевой игрой на одном уроке, можно добиться высоких результатов и устойчивого интереса к занятиям физкультурой. Все эти элементы могут составить сюжетный урок, который, как правило, является итогом пройденного материала в течение четверти. Такой урок-праздник для детей. Одна из задач сюжетно - ролевого урока - познание нового и совершенствование пройденного. Но кроме образовательных и познавательных задач ставятся и решаются нравственно-эстетические задачи, в том числе задача воспитания у ребят уважительного отношения друг к другу, проявления таких качеств, как взаимовыручка, солидарность в выполнении предлагаемых заданий. На своих сюжетных уроках я использую материалы устного народного творчества, краеведческий материал, показываю слайды и фильмы.
Для повышения рабочей активности детей, их настроения часто применяю музыкальное сопровождение, для чего используют народную, классическую и современную музыку. Необычность сюжетных уроков - импровизация и танцы. Какой бы сложности ни был учебный материал, танец - неотъемлемая часть урока. В танцах используют различные виды движений: художественной гимнастики, ритмики, пластики, элементы театрализации. Ребята охотно танцуют. Через танец происходят знакомство с русской культурой и культурой других народов и стран. Танцы оказывают положительное влияние эстетических чувств детей, воспитывают организованность и дисциплинированность, делают сюжетный урок содержательным и законченным. Сюжетный урок-это спектакль, а дети на нём - артисты. Задача учителя - раскрыть творческий и физический потенциал детей, дать каждому ребёнку возможность проявить себя и порадоваться за себя и других. Сюжетно-ролевые уроки представляют собой особую организацию урока физической культуры, в котором поставленные учебные задачи решаются в творческой, игровой форме с использованием ранее задуманного сюжета в совокупности с выполнением различных ролей.
С одной стороны, сюжетно-ролевые уроки дарят детям сиюминутную радость, с другой стороны, эти уроки должны быть направлены в будущее, должны моделировать какие-либо сказочные или жизненные ситуации. Примерами сюжетно-ролевых уроков могут служить игры «Путешествие в Джунгли», «Найди клад», «Спортивный марафон», «МыРобинзоны».
Сюжетно-ролевые уроки могут состоять из конкурсных программ, типа «Спортивный серпантин», «Самый-самый», «Вперёд к олимпийской медали».
Сюжетно-ролевые уроки способствуют не только физическому и нравственному совершенствованию детей, но и развивают их творчество. Такие уроки создают положительную мотивацию у детей и эмоциональный настрой. Они также могут быть представлены в качестве спортивно-музыкальных театрализованных представлений по определённой теме, где осуществляется и интеллектуальное, и физическое, и этическое развитие детей. На сюжетно-ролевых уроках дети одновременно ощущают совместную радость познание, творчества, спортивных достижений, красоты.
Итак, сюжетно-ролевые игры в комплексе с другими элементами урока физкультуры в младших классах представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, и в дальнейшем, благодаря этому учитель достигает высоких скоростно – силовых показателей на уроках физкультуры в средних классах.
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ
Игры, приведенные на этой странице, рекомендуется применять на уроках физкультуры в начальных классах. Расположены игры в порядке возрастания сложности. Предназначены на 6-8-летних детей.
«БЕГ СОРОКОНОЖЕК»
Играют 2-3 команды по 10 человек. Ведущий обвязывает каждую команду веревкой, или игроки «надевают» гимнастический обруч. По сигналу группы «сороконожек» начинают движение к финишу.
Выигрывает команда, пришедшая первой и не упавшая по пути.
«ВОРОБЬИ И ВОРОНЫ»
Играют две команды по 10 человек. Игроки одной - вороны, другой - воробьи. Группы выстраиваются в шеренгу, спиной друг к другу. Определяется, где у команды домик, куда можно спрятаться, чтобы не быть запятнанным. Ведущий выкрикивает название одной из команд, например: «Во-ро-ны!». Воробьи убегают в свой домик, а вороны их ловят. Если подан сигнал «Во-ро-бьи!», тогда вороны убегают, а воробьи их ловят. Число пойманных игроков подсчитывается.
Побеждает команда, поймавшая наибольшее количество соперников.
«НЕ РАСПЛЕСКАЙ ВОДУ»
На теннисные ракетки ставится по стакану с водой. Участники по сигналу ведущего бегут к финишу и возвращаются обратно на линию старта.
Побеждает игрок, пришедший первым и не расплескавший воду.
«ПАРОВОЗ И ВАГОНЫ»
Играют 2-3 команды по 10 человек. Каждая выстраивается на старте колонной, в затылок друг другу. Впереди команды, на расстоянии 15м, ставится какой-либо предмет - камень, палка, кегля, флажок, воткнутая в землю ветка дерева. По сигналу ведущего первые номера бегут вперед к контрольному ориентиру, огибают его и снова бегут к своей команде. К первому номеру присоединяется второй, обхватив его за пояс, и теперь они бегут вперед вдвоем, потом к ним присоединяются третьи номера, четвертые и т. д. Выигрывает команда, закончившая соревнование первой.
«НЕ БОИМСЯ МЫ КОТА»
Играть могут 10-15 человек. Выбирается водящий - кот, все остальные - мыши. Кот садится на землю и спит. Мыши окружают его и поют песенку:
Тра-та-та, тра-та-та. Не боимся мы коз а!
По сигналу ведущего: «Проснулся кож!» - мыши убегают в свой домик, а кот пытается их поймать. Те, кого кот запятнает (коснется рукой), становятся его добычей.
По второму сигналу ведущего: «Уснул кот!» - играющие вновь подходят к водящему, который вернулся на свое место и спит, и снова поют песенку мышей. После трех выходов кота на охоту выбирается новый водящий.
«ШАХМАТЫ»
Играют две команды по 5-’ о человек. Посередине игровой площадки ставится раскрытая шахматная доска.
Команды выстраиваются в колонны друг за другом на противоположных сторонах. Возле одной группы лежат черные шахматные фигурки, возле другой - белые. По сигналу ведущего первые номера обеих команд берут по одной фигурке и бегут к шахматной доске, ставят фигурку на положенное ей место, возвращаются обратно, дотрагиваются рукой до следующего игрока, который
берет фигурку, бежит к доске и т. д. Первые номера занимают место в конце колонны. Побеждает та из команд, игроки которой быстро и правильно расставят шахматные фигурки.
«НЕВОД»
Два игрока берутся за руки и ловят других играющих, Догнав кого-нибудь, они должны соединить руки так, чтобы пойманный оказался в круге. Теперь уже втроем они ловят остальных. Каждый пойманный становится частью невода. Игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы все участники.
«БЕГ С ЯЙЦОМ В ЛОЖКЕ»
Ведущий дает каждому из игроков ложку, в которой лежит яйцо, картошка или теннисный мяч. По сигналу ведущего участники бегут, держа ложки перед собой и стараясь не уронить находящиеся в них предметы.
Побеждает тот, кто первым достигнет финиша.
Соревноваться могут и две команды. Тогда первые игроки обеих команд, добежав до финиша, делают поворот и бегут к старту - передают ложку вторым номерам и т. д. Выигрывает команда, игроки которой первые закончат перебежку.
«БЕГ С ГОРЯЩЕЙ СВЕЧОЙ»
Ведущий дает каждому из игроков тарелку, к которой приклеена горящая свеча. По сигналу ведущего, соревнующиеся бегут к финишу, следя за тем, чтобы свеча не погасла. Если в игре участвуют команды, то первые номера, добежав до финиша, возвращаются к старту и передают тарелку с горящей свечой вторым номерам, вторые третьим и т. д. Побеждает команда, которая первой закончила перебежку и у которой свеча во время бега не погасла.
«ЧЕМПИОНЫ БЕГОВОЙ ЭСТАФЕТЫ»
Играющие делятся на две равные команды и выстраиваются на старте в колонну друг за другом. По сигналу ведущего первые игроки обеих команд бегут к контрольному ориентиру (камень, кегля, кубик, флажок), огибают его, возвращаются обратно к линии старта и дотрагиваются до вытянутой руки следующего участника, вторые номера также бегут к финишу, возвращаются и передают эстафету третьим номерам, третьи четвертым и т. д.
Выигрывает команда, раньше другой успевшая закончить перебежку.
Далее группы соревнуются друг с другом в следующих видах эстафет:
Бег вдвоем, надев един обруч;
Бег с ведением мяча;
Бег с переноской на себе партнера;
Бег с одной лыжей на ноге.
Бег в ластах;
Бег задом наперед (спиной);
Бег с прыжками через скакалку;
Бег с яблоком на голове;
Бег с подбиванием рукой воздушного шарика;
Бег с преодолением несложных препятствий.
«ПРЫЖКИ ЧЕРЕЗ СКАКАЛКИ»
Играющие делятся на две команды, каждая из которых разбивается по парам. Пары становятся колоннами лицом друг к другу и держат за концы скакалки на уровне колен.
По сигналу ведущего первая пара кладет скакалку на землю и оба игрока бегут (один - налево, другой - направо) в конец своей колонны, а затем перепрыгивают через скакалки остальных пар. Добежав до своего места, поднимают скакалку с земли. За ними вторая пара кладет на землю скакалку, прыгает через первую скакалку и проделывает весь путь первой пары. Затем в игру вступает третья пара, четвертая и т. д.
Побеждает команда, игроки которой раньше закончат перепрыгивание через скакалки.
«ЧЕМПИОНЫ БОЛЬШОГО МЯЧА»
Игроки соревнуются друг с другом в следующих конкурсах.
Удары мячом в цель. На стене мелом чертят мишень. Удары выполняются правой и левой ногами с места, затем с разбега.
На земле располагают друг за другом какие-нибудь предметы, надо обвести их, ведя мяч ногой (то правой, то левой).
Поднять руки с мячом выше головы, выпустить его и поймать на лету.
Опереться левой рукой о с гену, правой ударить мячом по стене из-под руки, поймать двумя руками.
Ударить мячом о стену, хлопнуть руками по коленям и поймать мяч.
Бросать мяч то под левой, то под правой ногой и ловить его.
Бросить мяч вверх, присесть, дотронуться до земли руками, затем выпрямиться и поймать мяч сначала двумя руками, потом поочередно правой и левой.
Бросать мяч друг другу с хлопками, с поворотом, с отскоком от земли.
Метание мяча вдаль на расстояние (кто бросит дальше).
Метание мяча в убегающего партнера.
Забрасывание мяча в баскетбольную корзину с разного расстояния.
На расстоянии 6 м на землю кладут мяч. Другим мячом надо попасть в этот мяч. чтобы он закатился как можно дальше.
На расстоянии 8 м ставят кеглю. Ударом ноги (правой, потом левой) надо сбить ее.
Катнуть мяч с горки и догнать его.
Стоя друг против друга, и обхватив руками мяч, стараться отнять другой мяч у соперника и не отдать свой.
«ДОГОНИ МЯЧ»
Игроки становятся спиной друг к другу на расстоянии 1 м. В руках у каждого мяч. По сигналу ведущего бросают мяч через голову назад, и каждый устремляется вперед за мячом соперника.
Побеждает тот, кто быстрее догонит мяч и вернется на исходную позицию.
«УДЕРЖИ МЯЧ»
Мяч нужно положить на книгу, осторожно поднять ее над головой, не уронив мяча, и так же осторожно опустить. Побеждает тот. кто правильно выполнил задание.
«ГОРЯЧИЙ МЯЧ»
Играющие становятся в круг. Ведущий дает мяч, и по сигналу участники передают его по часовой стрелке друг другу. Нели ведущий говорит: «Стоп!», передача мяча прекращается, а игрок, у которого он в руках, выбывает из игры. Ведущий дает команду: «Начали!», и игра возобновляется.
Побеждает участник, оставшийся последним, когда мяч передавать уже некому.
«ПРЫЖКИ С МЯЧОМ»
Игроки выстраиваются на линии старта. Зажав мяч между коленями, участники прыжками двигаются к финишу.
Побеждает тот, кто прискакал первым и не потерял мяч.
«УДАРЬ НЕ ГЛЯДЯ»
Впереди игрока кладут мяч на расстоянии 5- 6 шагов. Завязывают глаза повязкой. Надо подойти к мячу и ударить по нему ногой.
Выигрывает тот, кто успешно выполнил задание.
«СУМЕЙ УДЕРЖАТЬ»
Несколько пар играющих соревнуются между собой, стараясь как можно быстрее добежать до финиша:
положив мяч на плечи, и прижимая его головами с двух сторон;
прижав мяч плечами;
зажав мяч спинами;
удерживая мяч, зажав его лбами и двигаясь боком.
Побеждает пара, пришедшая первой и не потерявшая мяч.
«СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, ГЛАГОЛ»
Играющие берут мяч и становятся в круг. Первый участник, бросая мяч, называет какое- нибудь существительное. Ловящий называет прилагательное и бросает мяч дальше, третий игрок называет глагол. Например: «Птица», - говорит первый; «Черная», - говорит второй; «Летает», - говорит третий и, бросая мяч следующему, называет новое имя существительное.
«РЫБЫ, ПТИЦЫ, ЗВЕРИ»
Играющие становятся по кругу. В центре - ведущий с мячом в руках. Ведущий бросает мяч одному из участников и говорит: «Зверь».
Поймавший мяч должен быстро назвать кого-нибудь из животного мира и бросить мяч обратно ведущему. Если ведущий, бросив мяч, скажет «рыба» или «птица», поймавший называет рыбу или птицу. Тот, кто не ответит ведущему или замешкается с ответом, выбывает из игры.
«ДРАКОН»
Участвуют две команды по б-8 человек. Игроки выстраиваются друг за другом в колонну. Между участниками зажимается по мячу спиной и грудью. По сигналу ведущего «драконы» бегут к финишу.
Выигрывает команда, пришедшая первой и не потерявшая ни одного мяча.
«ГОНКА МЯЧЕЙ ПО КРУГУ»
ПОДГОТОВКА
Играющие становятся в круг на расстоянии вытянутых в стороны рук и рассчитываются на первые и вторые номера. Первые номера - одна команда, вторые - другая. Двух игроков, стоящих рядом, назначают капитанами и дают им по мячу.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ
По сигналу капитаны начинают передавать (перебрасывать) мячи по кругу - один вправо, другой влево своим ближайшим игрокам, т. е. через одного. Мячи перекидывают до тех пор, пока они не возвратятся к капитанам.
Выигрывает команда, сумевшая быстрее провести мяч по всему кругу. Получив мяч, капитаны подымают руки с мячом вверх. Игру можно проводить несколько раз подряд.
ПРАВИЛА
1. Мяч передавать или перекидывать обязательно своему ближайшему соседу. Каждый пропуск игрока засчитывается как штрафное очко. 2. Если мячи столкнулись в воздухе, то игроки, после броска которых они столкнулись, должны быстро взять свои мячи и, встав на место, продолжать игру. 3. Побеждает та команда, которая закончила передачу мяча по кругу раньше и не имеет штрафных очков.
«МЕТКО В ЦЕЛЬ»
ПОДГОТОВКА
Посредине площадки проводится черта, вдоль которой ставятся 10 городков (булав). Играющие делятся на две команды и выстраиваются шеренгами одна сзади другой на одной стороне площадки лицом к городкам. Участники впереди стоящей шеренги получают по маленькому мячу. Перед шеренгой проводится линия старта.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ
По установленному сигналу руководителя играющие первой шеренги бросают мячи в городки (булавы), стараясь их сбить. Сбитые городки подсчитываются и ставятся на место. Ребята, бросавшие мячи, бегут, подбирают их и передают участникам следующей команды, а сами становятся в шеренгу сзади них. По команде руководителя участники второй шеренги (команды) также бросают мячи в городки. Опять подсчитываются сбитые городки. Так играют 2-4 раза. Выигрывает команда, сумевшая за несколько раз сбить большее количество городков
ПРАВИЛА
1. Бросать мячи можно только по сигналу руководителя.
2. При броске заходить за стартовую черту нельзя - в этом случае бросок не засчитывается.
Использование сюжетно-ролевых игр на уроках физической культуры.
Учитель физической культуры
МБОУ «Родионово-Несветайская СОШ №7»
Датченко С.В.
Когда учебная четверть близится к концу, уроки, какими бы они интересными не были, начинают приедаться, желание заниматься угасает. Душа ребенка требует чего-нибудь нового, необычного. Внести разнообразие в монотонную учебную жизнь может сюжетно-ролевой урок. Особый интерес вызывает проведение таких уроков в начальной школе.
Я нахожусь в постоянном поиске новых путей активизации учащихся. Уроки становятся активными тогда, когда они по своей сути превращаются в диалог учителя и учеников, а также учеников между собой. Таким диалогом становятся мои нестандартные уроки, каждый из которых - постоянный поиск педагогических находок.
Чтобы свой неповторимый индивидуальный опыт сделать доступным восприятию других, нужно запечатлеть его в материале, найти для него его собственную неповторимую форму. Я хочу понять себя и быть понятой другими, я для каждого случая ищу заново, какими средствами выразить это свое? Ведь выразить себя я хочу так, чтобы остальные узнали о моей боли, радости, сомнении, восторге.
Моя заповедь: «Изучи, пойми ученика и помоги ему учиться». Целью своей работы считаю не только овладение ЗУНами, но и становление человека, обретение им себя, своего человеческого образа, неповторимой индивидуальности.
В практике своей работы широко применяю соревновательные и игровые технологии, помогающие решать не только проблемы здоровьесбережения и социализации, но и проблемы мотивации, развития обучающихся. В игре ребенок «вырастает» на несколько лет вперед, потому, что в игре ребенок сам принимает решения, сам выбирает способ обыграть товарища. Игра помогает человеку самореализоваться, принять ответственность за выполненное действие и через игровое общение у растущего ребёнка проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. Именно в игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что так же благотворно влияет на здоровье.
В развивающем обучении игра моделирует процесс исследования реальной или имитационной проблемной ситуации, самостоятельного принятия решения в соответствии с правилами игры и моделью взаимодействия, оценочную деятельность при анализе принятых решений и достигнутых результатов.
В методике физического воспитания для начальной школы разработано множество средств, с помощью которых достигается гармоничное развитие детского организма. Даны игры и упражнения, которые развивают ловкость и выносливость, смелость и быстроту, умения контролировать свои действия.
Сочетая сложные физические упражнения с танцами, сюжетно-ролевой игрой на одном уроке, можно добиться высоких результатов и устойчивого интереса к занятиям физкультурой. Все эти элементы могут составить сюжетный урок, который, как правило, является итогом пройденного материала в течение четверти. Такой урок-праздник для детей. Одна из задач сюжетно - ролевого урока - познание нового и совершенствование пройденного. Но кроме образовательных и познавательных задач ставятся и решаются нравственно-эстетические задачи, стремясь, добиться от ребят уважительного отношения друг к другу, проявления таких качеств, как взаимовыручка, солидарность в выполнении предлагаемых заданий.
На своих сюжетных уроках используются материалы устного народного творчества, краеведческий материал, показывают слайды и фильмы. Для повышения рабочей активности детей, их настроения часто применяют музыкальное сопровождение, для чего используют народную, классическую и современную музыку.
Сюжетный урок-это спектакль, а дети на нём - артисты. Задача учителя - раскрыть творческий и физический потенциал детей, дать каждому ребёнку возможность проявить себя и порадоваться за себя и других.
Сюжетно-ролевые уроки способствуют не только физическому и нравственному совершенствованию детей, но и развивают их творчество. Такие уроки создают положительную мотивацию у детей и эмоциональный настрой. На сюжетно-ролевых уроках дети одновременно ощущают совместную радость познание, творчества, спортивных достижений, красоты.
Конспект сюжетно-ролевого урока «Путешествие на остров «Чунга-Чанга».
Раздел : «Гимнастика».
Тема урока: «Совершенствование способов преодоления препятствий».
Цель на блок уроков (Преодоление препятствий).
Содействие формированию творческой самоответственной личности, способной к саморазвитию.
Развитие волевой сферы.
Развитие двигательных способностей.
Задачи урока :1. Способствовать формированию у обучающихся умения
успешно действовать в условиях преодоления препятствий.
2. Развитие интеллектуальных, коммуникативных
способностей.
3. Развитие физических качеств: скоростно-силовых,
быстроты, ловкости.
4. Воспитание сплоченного коллектива, чувства
товарищества, взаимовыручки.
5. Развитие уверенности в своих силах и способностях.
Оформление зала: одна из стен зала украшена панно, на котором изображен остров с пальмами, солнышком, облаками, животными (слон, тигр, черепахи, обезьяны, крокодилы, львы, попугаи). Контур зала (острова) отмечен стойками, на которых закреплены пальмы.
Ход урока :
Вход в зал под «Олимпийский гимн». Свой урок я начала с входа в зал под ритмичную музыку. Такой рефлекторный сигнал помогает более успешному отвлечению учащихся от посторонних мыслей и помогает настроить их на организованное начало урока на фоне положительных эмоций, которые улучшают отношение к предстоящей учебной деятельности. Построение, приветствие, рапорт.
Учитель - Урок у нас с вами сегодня предстоит необычный. За окном холодно и морозно, а мы чтобы немножечко согреться отправимся в путешествие на замечательный сказочный остров «Чунга-Чанга», где очень тепло и солнечно. Надеюсь, что урок вам понравится, вы узнаете что-то новое, станете немножечко сильнее, немножечко быстрее. (1 мин.)
Учитель - Прежде чем мы начнем урок, я хочу рассказать вам о мальчике Пете. (Использование информационных технологий - презентация «зарядка», которая помогла мне изложить теоретический материал). (1-3 слайд) . Чтение стихов (по очереди учащиеся читают). Вопрос? Как вы думаете, ребята, все ли Петя делал правильно? И почему? Что делал правильно, а что может быть нет? А как бы поступили вы? С чего начинается ваше утро? А для чего вообще нужна зарядка? (Выслушать ответы детей). Я предложила ребятам технологию ситуативного обучения – была предложена ситуация-оценивание, требующая собственной оценочной деятельности, выражения своего мнения (нужно было оценить деятельность мальчика Пети). (4-5 слайд).(3 мин)
Учитель - А сейчас ребята давайте с вами составим правила, которых мы с вами должны придерживаться при выполнении утренней зарядки? (Путем анализа действий предложила ребятам составить правила выполнения утренней зарядки). (6-7 слайд). Закрепление правил выполнения утренней зарядки.
Какие включать упражнения?
Сколько должно быть упражнений?
С каких упражнений мы начинаем и какими упражнениями заканчиваем (очередность выполнения упражнений)?
Выполнять под музыку? (3 мин)
Где и в каком месте лучше всего провести зарядку?
Учитель – (8 слайд). Ой, а что это у нас за «абра-кадабра» такая написана? Что за «страшилка» такая? Здесь наверное, что-то неправильно? Ребята, вы не могли бы мне помочь? Подскажите, что здесь не так? Какие орфограммы здесь нужно применить, чтобы правильно написать слово «зарядка». (Выслушать предложения учащихся по правилам). А давайте проверим, если вы правильно назовете орфограмму, то наша страшилка исчезнет. (Если учащиеся правильно вставят буквы, то исчезнет «Страшилка» и появится «Солнышко»). Спасибо. А кто знает пословицы или поговорки о зарядке, о спорте? Назовите мне их, пожалуйста.
Здесь я использовала межпредметные связи (с русским языком). Такие задания я использую давно. На каждом уроке, начиная с первого класса, мы с ребятами заучиваем по 2-3 неизвестных слова, правописание которых я ребятам объясняю и вывешиваю эти слова на видное место, чтобы, пробегая или проходя мимо, постоянно невольно наталкиваться на это слово. Таким образом, идет зрительное восприятие этих слов. Так делается 6-8 уроков, а затем мы пишем словарные диктанты. Данная технология позволяет повышать физкультурную грамотность на уроке. (3 мин)
Учитель - А теперь я прошу вас построиться. Дорога к нашему острову неблизкая и трудная, по дороге встретятся всевозможные препятствия и мы должны суметь их преодолеть. Вы похожи на настоящих туземцев и мы можем отправляться в наше путешествие. Вы готовы. Но нам нужно хорошенько размяться и приготовиться к далекому путешествию. А я проверю, готовы ли вы меня слушать, внимательны ли вы. Для этого я прошу выполнить мои команды. (Повороты, перестроения).
И начнем мы с ходьбы. (Класс, на право). Ходьба (на носках, на пятках, на внешней стороне стопы, в полуприседе, в полном приседе, прыжками в полном приседе – обратить внимание на осанку). (3 мин). Переход на бег в спокойном темпе (По периметру пальм, бег приставными шагами, с подскоками, с высоким подниманием бедра, с захлестом голени). Ходьба с восстановлением дыхания. (3 мин).
6. Учитель - А сейчас разминка. На острове «Чунга-чанга» все племена разминаются под свою любимую музыку, как вы думаете какая это музыка? Правильно - под музыку «Чунга-чанга» в движении:(3 мин)
Прыжки в полном приседе.
Наклоны головы.
Потягивания.
Рывки руками (прямыми).
Рывки (согнутыми руками).
Повороты туловища.
Взмахи ногами.
Начало каждого урока физической культуры характеризуется пониженной работоспособностью учащихся, а ритмика их двигательной деятельности в это время не совпадает с ритмикой учебно-тренировочного процесса. В целях облегчения и ускорения процесса врабатывания учащихся я использовала функциональную, ритмичную музыку, которая выполнила роль инициатора двигательной активности на фоне положительных эмоций и подвела организм детей к высоким физическим нагрузкам, запланированным в основной части урока. Музыка соответствовала данному возрасту и настроила ребят на урок-путешествие.
Учитель - А теперь мы будем преодолевать полосу препятствий, которая встала у нас на пути. (Объяснение последовательности выполнения полосы препятствий (по свистку, на скорость под музыкальное сопровождение «Чунга-Чанга» - 2-4 раза): переползание по скамейке с помощью рук, подлезание под козла, пробегание по перевернутой скамейке, кувырок, обегание стоек, изображающих пальмы, метание в цель (щиты с изображением животных), прыжки на скакалке (5 раз), обегание пальм, кувырок, пробегание по перевернутой скамейке, прыжок через козла, переползание по скамейке с помощью рук, финиш). (6 мин)
В основной части урока ребята, на основе сложившихся у них навыков и умений, преодолевали препятствия. Моторную плотность урока старалась повысить, используя поточный метод выполнения упражнений. При выполнении и оценке деятельности учащихся использовала дифференцированный и индивидуальный подход (Вскок на колени или на полную стопу, продвижение по скамейке с помощью рук или используя помощь ног).
Учитель - А теперь представьте, что племена на этом острове вели между собой непрерывную войну. Но один раз в году они прекращали воевать, приходили друг к другу в гости, чтобы состязаться в мирном поединке. Вот и мы сейчас постараемся выяснить, какое из наших племен сильнее, быстрее, ловчее. А чтобы я смогла различать ваши племена, мы наденем ожерелья (раздаю ожерелья, выполненные их цветных ниток для вязания, пробок от пластиковых бутылок и цветной бумаги). Я прошу стать под левую руку то племя, у которого на ожерелье изображена черепаха, а под правую руку стать то племя, у которого на ожерелье изображена мартышка. Состязания предстоят нелегкие, и только, то племя, которое преодолеет первым все преграды, выполнит все задания, сможет победить. Чтобы состязания проходили справедливо, следить за ними будет наш старейшина, он будет заполнять протокол наших соревнований. (Старейшиной можно выбрать ученика, который на данном уроке освобожден или относится по состоянию здоровья к специальной медицинской группе).
Эстафеты:
«Сбор ананасов» (мячей гандбольных в чехлах по три штуки).
Ананасы собирайте,
да, смотрите, не зевайте.
Племя рядышком сидит,
наблюдает и следит.
«Укротители мустангов». Вы мустангов укротите,
Быстро на спину вскочите.
Пролезая под живот,
Удивите весь народ.
Пролезание по скамейке, подтягиваясь на руках, подлезание под козлом.
«Кокосовый теннис». Кокос сбиваем палкой мы-
На нас не упадет.
И каждый осторожненько
На финиш попадет.
Теннисными ракетками вести воздушные шарики.
«Эстафета зверей». Первая пара - жираф. (Один берет за шею другого, второй за пояс). На обратном пути, меняются местами. Вторая пара - со связанными резинкой ногами, обняв друг друга за пояс, изображают кенгуру. Один человек - изображает краба (в упоре сзади, передвижение на руках, спиной вперед, до стойки, назад бегом). Один человек – изображает паука (в упоре сзади, передвижение лицом вперед).
«Бег парами в обруче».
«Собери свою эмблему». Дойти до линии, переставляя свои следы (сделаны большие следы животного, который будет изображен на эмблеме). (Выследим крупного зверя, когда соберем все кубики). Первый относит пакет с кубиками, а последующие, доходят, берут кубик, возвращаются назад бегом со следами. Когда все кубики будут на линии старта, собрать из них эмблему.
« Большая заключительная эстафета»: переползание по скамейке с помощью рук, подлезание под козла, пробегание по перевернутой скамейке, кувырок, обегание стоек-пальм, метание в цель (щиты с изображением животных), прыжки на скакалке (5 раз), кувырок, пробегание по перевернутой скамейке, прыжок через козла, переползание по скамейке с помощью рук, финишный бег назад на линию старта.(13-14 мин)
На своих уроках часто использую технологии на основе учебной игры. Во второй половине основной части урока использовала сюжетно-ролевые игры, эстафеты с речитативами, которые содействовали воспитанию у учащихся взаимовыручки, взаимопомощи, чувства коллективизма, чувства ответственности за свои поступки и поступки своих товарищей.
На уроке использовала нестандартное приготовленное оборудование: стойки, мячи в чехлах, метательные снаряды («кокосы»), кубики-пазлы, щиты-мишени.
Учитель - А теперь я прошу наши племена построиться в одну шеренгу для подведения итогов наших соревнований. Но прежде чем мы начнем наше награждение, мы должны успокоиться. Я предлагаю вам закрыть глаза и все упражнения выполнять с закрытыми глазами. (Звучит успокаивающая музыка – «звуки леса»). Сделать глубокий вдох и не дышать – выдох (3 раза). Взявшись за руки, руки вперед, вверх, подняться на носки, опуститься, согнуть правую ногу и поднять ее вперед, а теперь левую. Отпустить руки, коснуться правой рукой кончика носа, а теперь левой рукой (3 раза). (3 мин).
Каждый насыщенно проведенный урок физической культуры закономерно вызывает у учащихся значительные сдвиги в функциональном состоянии всех систем организма. В заключительной части урока использовала упражнения, направленные на обеспечение плавного снижения физической и эмоциональной активности учащихся, а также создание благоприятные условия для успешного протекания восстановительных процессов в их организме и перехода к последующей учебной деятельности. Здесь были выполнены упражнения на расслабление, внимание.
Учитель - Домашним заданием для вас ребята будет: составить комплекс упражнений для утренней зарядки, с учетом тех правил, которые мы с вами сегодня вывели. И попытаться нарисовать веселого жителя племени «черепах» или «мартышек», выполняющего какое-нибудь физическое упражнение.
Подведение итогов соревнований. А теперь в знак того, что наши состязания сегодня действительно прошли мирно, я предлагаю вам выйти из зала, взявшись за руки. Ведь не смотря ни на, что вы один дружный, сплоченный коллектив.
На нашем календаре настроения есть два кармашка, в которых лежат в тучки и солнышки. Я предлагаю вам, выходя из зала взять солнышко себе на память, если урок вам понравился, а если не очень понравился, то предлагаю вам взять тучку. Спасибо вам за урок. Выход из зала под музыку «Герои спорта».(2-3 мин).
Необходимый инвентарь : 6 гандбольных мячей, 4 скакалки, 2 обруча, 4 шарика, 2 ракетки теннисные, 8 кубиков с рисунками, 2 корзины под мусор, 2 мишени, остров, 6 стоек-пальм, медали, ожерелья, протокол соревнований, 2 снаряда для метания, табличка со словом «зарядка», 4 следа, 6 ковриков, 2 пакета, наряды для туземцев, секундомер, свисток, 2 козла, 4 гимнастических скамейки, 4 мата, мультимедийное оборудование.
ПРОЕКТ НА ТЕМУ
« Подвижные игры»
1.Введение
Предыстория игры уходит далеко вглубь веков. Игра неразрывно связана с детством. Мир детства невозможно представить без игры.. Игра является ведущей формой деятельности. Она побуждает играющего использовать определённые усилия преодоления трудностей. С помощью игры дети укрепляют не только ловкость, выносливость, но и учатся мыслить логически, развивают речь, формируют дикцию. Во время игры дети переживают и поддерживают друг друга, стараются не обидеть и понять товарищей.. Игра служит становлению и сплочению коллектива. Поэтому мы все так любим играть!
Структура игр позволяет вовлекать играющих во взаимодействие. Дети сами регулируют взаимоотношения, решают спорные вопросы, находят выход из конфликтной ситуации. Игры являются уникальным средством для воспитания в детях инициативы, самостоятельности и организованности.
В условиях современной цивилизации компьютер активно вошёл в жизнь каждого школьника. Появилось много интересных компьютерных игр . В результате школьники всё больше времени проводят за компьютером и в школе, и дома, не задумываясь о вредном влиянии на здоровье. Мои родители следят за здоровьем и поэтому советуют больше играть в подвижные игры на улице.
У меня возникает проблема проведения активного отдыха, так как ребят невозможно вызвать на улицу: они почти все сидят за компьютерами.
Переубедить сверстников играть в подвижные игры я решила при выполнении данной работы.
2.Цели и задачи проекта
Целью моей исследовательской работы стало выяснение, в какие игры предпочитают играть ребята в компьютерные или подвижные.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
Провести исследование среди учащихся моего класса по предпочтению ими видов игр; для этого создать анкету и опросить моих одноклассников
Изучить историю русских подвижных игр.
Поиграть в некоторые «забытые» игры с одноклассниками,
показать что эти игры весёлые и увлекательные. Заинтересовать ребят подвижными играми; создать картотеку подвижных игр для ребят нашего класса.
Гипотеза:
Предполагаю, что ребята отдают предпочтение компьютерным играм. Методы исследования: наблюдение, анкетирование, изучение литературы, опрос, игровые.
Объект исследования:
Старинные русские подвижные игры и современные игры детей.
3. Из истории русских подвижных игр. Виды игр
Из литературы я узнала, что изучением игр занимались и занимаются многие отрасли знаний: история, педагогика, теория и методика физического воспитания.
На протяжении многих веков игра была основным методом воспитания и являлась подготовкой ребенка к взрослой жизни. На Руси считалось, что детство - это время, отведенное для игр. Именно так происходила закалка будущего характера, так ребенок учился преодолевать боль, сохранять спокойствие в чрезвычайных обстоятельствах, учился прощать обиды и уважать соперника. К тому же игра развивала физическую силу, ловкость, находчивость, а также умение петь и плясать, рассказывать сказки, подражать пению птиц и повадкам животных.
У русских детей были самые разные игры:
пальчиковые,
состязательные,
драматические,
хороводные.
Пальчиковые игры предназначались самым маленьким: в основе лежало движение пальцев ребенка, сопровождавшееся произнесением коротких стихов.
Состязательные игры - это подвижные игры, цель которых - добиться превосходства над остальными, показать свою физическую силу, ловкость, находчивость.
Драматические - это целые пьесы, диалоги
Хороводные сопровождались плясками, песнями, пантомимой.
Большую часть своего времени дети крестьян проводили на улице. Поэтому игр уличных было у них известно гораздо больше, чем тех, которые предназначены для помещений. Лишь в суровые зимние морозы они сидели в избе, и тогда наступало время играть в игрушки. Правда, крестьяне жестко ограничивали своих детей в количестве игрушек. Игрушки чрезвычайно редко покупались: дети постарше мастерили их себе сами, для самых маленьких их делали дедушки и бабушки.
В период отрочества дети все свое свободное от хозяйственных забот время тоже посвящали играм. Среди игр самыми популярными были разные виды ловишек, пятнашек, жмурок, пряток. Существовало множество игр, в которых использовались мячи, жгуты, веревки. Зимой дети катались на коньках и санках, играли в снежки, брали штурмом снежные крепости. Часто устраивались гонки по льду на санях, по конструкции очень похожих на финские сани. В уличных играх всегда участвовало много детей - поэтому деревенские игры были, как правило, массовые.
В настоящее время появились компьютерные игры- игры за компьютером, игровыми приставками, планшетами и другими электронными устройствами.
4. Анкетирование детей.
Чтобы исследовать в какие игры играют мои одноклассники, я провела анкетирование. В анкету я включила следующие вопросы:
Какие игры из списка тебе знакомы?
Назови 2-3 самые любимые игры?
После того, как я провела анкетирование 25одноклассников и получила ответы, я собрала результаты и вывела проценты.
Выяснилось, что на вопрос какие игры ты предпочитаешь, 68% (17человек)- компьтерные,40%(10чел.) - подвижные игры (салки, жмурки, вышибала) 24% (6чел.) любят настольные игры и 36% сообщили спортивные игры, такие, как футбол, теннис, баскетбол, а 16% (4 человека) не знают никаких игр.
Очень жаль, что мои одноклассники любят больше играть в компьютер, чем с друзьями. Но то, что чуть меньше половины ребят любят подвижные
игры -это замечательно.
На вопрос, какие игры из списка тебе знакомы, ребята почти все знают такие замечательные игры, как салки, догонялки, прятки, вышибала, жмурки, шашки, шахматы, футбол. Чуть меньше ребята знают домино, телефон, компьютерные.
При ответе на вопрос:
Как часто ты играешь в подвижные игры?, получилось, что меньше половины ребят играют в подвижные игры чаще, чем 3 раза в неделю, и 14% играют 2-3раза в неделю. В компьютерные игры играют всё равно больше-32% 2-3 раза в неделю, а 46% чаще,чем 3раза в неделю
Среди моих одноклассников самыми любимыми оказались компьютерные игры. Треть ребят в качестве любимых назвала вышибала, собачки, пионербол, картошку, шашки.
Мои исследования говорят о том, что ребята любят компьютерные игры.
Конечно, жаль!.
В последнее время говорят не только о пользе компьютера, но и о вреде, ведь дети его больше используют для игры.. У тех, кто много времени проводит за компьютером может испортиться зрение, искривиться позвоночник. Подвижные, спортивные игры приносят только пользу.
Для того, чтобы заинтересовать своих одноклассников подвижными играми я создала картотеку игр, таких, как, «Горелки»,»Ручеек»,»Штандер»»Хромая лиса». «Третий лишний».
Мы поиграли в эти игры. Всем понравилось. Мы играли дружно и весело. Я надеюсь, что теперь мы будем играть в подвижные игры чаще, а картотеку я буду постоянно пополнять подвижными играми.
6.Заключение
В ходе исследования я обнаружила. Что современное поколение предпочитают проводить своё свободное время за компьютером. Чуть меньше половины ребят любят подвижные игры, но знают их недостаточно. Хорошо, что дети играют в настольные игры в шашки, лото. Но всё-таки детям надо больше играть в подвижные, спортивные игры, развиваться физически
Лучшим распространителем и пропагандистом игр являемся мы - дети. И для того, чтобы игры жили о них нужно рассказывать. В них нужно играть!
Список используемой литературы:
Былеева Л.В. Игры народов СССР / Сост. Л.В. Былеева, В.М. Григорьев. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — 269с.;
Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР: пособие для воспитателей детского сада / Под. ред. Т.И. Осокиной. — М.: Просвещение, 1988. — 239с.: ил.;
Кузнецова З.М. Народные игры на уроках физической культуры / З.М. Кузнецова. — Набережные Челны, 1996. — 160 с.;
Якуб С.К. Вспомним забытые игры / С.К. Якуб. — М.: Детская литература, 1988.
Приложение 1. Анкетирование одноклассников
Число опрошенных - 25
Какие игры ты предпочитаешь: компьютерные, настольные, подвижные или другие?
Компьютерные 17- 68%
Подвижные (салки, прятки, жмурки) 10 - 40%
Настольные (шашки, шахматы) 6 - 24%
Спортивные (футбол, пионербол, волейбол) 9 - 36%
Отметь игры, которые тебе знакомы?
Ручеёк
Кол-во | |
Салки
Прятки
Догонялки
Городки
Лапта
Вышибалы
Жмурки
Колечко
Чижик
Классики
Резиночки
12палочек
Телефон
Съедобное-несъедобное
Горелки
Ножички
Домино
Шахматы
Шашки
Лото
Волейбол
Футбол
Хоккей
Теннис
Фанты
Как часто ты играешь в подвижные игры?
Кол-во | |
- очень редко
Раз в неделю
2-3раза внеделю
Чаще, чем 3раза в
![Bookmark and Share](http://s7.addthis.com/static/btn/v2/lg-share-en.gif)