Все о барабанных палочках. Виды захватов палочек
К сожалению, в силу определенных причин, в русском языке нет устоявшейся терминологии, посвященной игре на ударных инструментах. Предлагаю договориться о переводе соответствующих терминов и использовать их, по крайней мере, в общении на форуме сайта сайт – форум барабанщиков.
Grip - захват, fulcrum – замок (англ. “точка вращения” - место фиксации палочки двумя пальцами). К примеру, под Traditional grip понимаем “традиционный захват”, а не “традиционный замок” или “традиционная постановка”.
Данная статья по большей части переводная из нескольких авторитетных источников (как правило, классические американские учебники). Нюансы техники всегда можно спросить на форуме преподавателя Тиграна Пантелеева - .
Существует множество вариантов захвата палочек – у каждого свои достоинства и предназначения в зависимости от исполняемой музыки, инструмента и особенностей физиологии конкретного барабанщика. Захват при исполнении дробей может отличаться от захвата при исполнении двоек. Многие профессиональные барабанщики используют разные виды захватов в течение одной песни.
Строго говоря, существует два вида захвата:
1) Традиционный (варианты названия traditional, conventional, orthodox, rudimental grip). Левая рука держит палку иначе, чем правая (у левшей наоборот).
2) Симметричный захват (matched grip). Левая и правая рука держат палочку одинаково.
Симметричный захват (другие названия параллельный и парный).
Симметричный захват больше распространен. Поэтому сперва разберем симметричный захват и его варианты: немецкий (ладони смотрят вниз), французский (большой палец сверху, ладонь почти перпендикулярно полу) и американский (среднее положение).
Первое занятие у квалифицированного педагога начинается как на видеошколе , барабанщика Jojo Mayer"a, где он рекомендует найти точку баланса палочки. Место хвата, при котором палочка имеет наиболее свободный отскок (обычно примерно 12 сантиметров от толстого конца палочки – прим. сайт – форум барабанщиков ).
В найденной точке баланса зажмите палочку между подушечкой большого пальца и второй фалангой указательного (ближе к месту сгиба по направлению к ногтю)*. Образованный зажим в пальцах и называется замок (fulcrum). Его задача создание условий для свободного вращения палочки на созданной точке опоры из фаланги (либо сустава) указательного пальца. Степень зажима палочки каждый определяет для себя сам на практике. Главное условие это избегать напряжения в мышцах, пусть даже и ценой выскальзывания палочек из рук.
* примечание: Есть еще другие варианты замка. На указательном пальце ближе к другому суставу, что ближе к ладони. И вариант, который предлагают в своих видеошколах Dave Weckl, Jim Chapin, Steve Smith, Joe Morello, John Riley - на среднем пальце, указательный - сверху, большой - сбоку, средний - снизу.
Подберите кончик указательного пальца и оставшимися пальцами слегка обхватите палочку. Получившимся крючком указательного пальца помогают палке при слабом отскоке. Зажимать палочку остальными пальцами не нужно.
Еще один момент, внимание на котором заостряет большинство преподавателей, в том числе Дэйв Вэйкл в своей видеошколе – следить, чтобы был промежуток между большим и указательным пальцами. Это один из показателей, что кисть не зажата. Но при этом, вариант когда промежутка нет и большой палец полностью лежит на палочке возможен при игре двоек и в случаях, когда нужно сыграть громко и быстро. К примеру, маршевые барабанщики играют без этого промежутка.
Правильного положения рук можно достичь, если сначала без палочек опустить руки вдоль тела и расслабить плечи. Поднимаете предплечья до почти параллельного полу положения. Внимание на кисти, в запястье нет изгибов, кисть продолжение предплечий, ладони вниз. Естественным образом поднятые кисти в одной (или почти в одной) плоскости с предплечьем, локти не зажаты и немного отведены в стороны.
Ладони вниз это так называемый немецкий захват (German grip), самый распространенный вариант среди барабанщиков играющих на малом барабане в симфонических оркестрах. Благодаря большей свободе в движении кистью (вверх-вниз) он отлично подходит для игры рудиментов в разной динамике. На смену немецкому пришел американский захват (American grip), где кисть подвернута по часовой стрелке на 30-40 градусов. Такой вариант удобнее для перемещения рук между барабанами установки и дает больше свободы при использовании техники Моллера в разной динамике, сохраняя мощность немецкого захвата.
Третий вариант симметричного захвата произошел от игры на литаврах – французкий захват (French grip). Большой палец сверху, ладони развернуты друг к другу, кисти перпендикулярны** полу. Удобен для пальцевой техники, поэтому часто используется для игры дробей одиночными ударами и в игре по тарелкам, где отскок хуже по сравнению с пластиком барабана. Французким захватом играют такие известные барабанщики как Billy Cobham и Simon Phillips.
** примечание: Когда говорят "параллельно" или "перпендикулярно", опускают слово "почти". Немецкий захват варьируется от полностью параллельно, до развёрнуто градусов на 10, французский как правило не 90, а 80 градусов, т.е. чуть повёрнут внутрь на те же 10 градусов.
Важно еще положение малого барабана или тренировочного пэда. Отрегулируйте высоту так, чтобы верхний обод был на 10 см (примерно ширина ладони) ниже пупа.
Традиционный захват (другое название классический).
Традиционный захват уходит корнями к военной маршевой традиции. Если вы играете в барабан, который висит у вас на плече, то барабан будет съезжать на одну сторону – точнее сказать, на правую сторону и левая рука попадает точно в обод. Традиционный захват позволяет проносить палку над ободом барабана, в то же время, сохраняя угол палки относительно поверхности барабана (вот почему многие барабанщики играющие традиционным захватом наклоняют малый барабан от себя – прим. сайт – форум барабанщиков ).
Ведущая рука (у правши правая) держит палочку как в симметричном захвате. Расслабленную слабую руку согните в локте и раскройте словно вы держите теннисный мяч. Вложите палочку на соединительную ткань между большим и указательным пальцами образуя замок. Это будет точкой опоры по аналогии с замком в симметричном захвате, вокруг которой вращается палочка.
Чтобы прочувствовать традиционный захват и усилить чувство замка, попробуйте такое упражнение: палочка в замке, кисть смотрит вбок (рис. 4). Наносите расслабленные удары вращая кистью вокруг оси предплечья (движение от локтя).
Для завершения захвата положите указательный палец верхним суставом на палочку сверху. Средний вытянут сверху вдоль палочки в прямом положении, насколько позволяет его расслабленное положение. Фаланга безымянного служит палочке опорой, мизинец подобран. Ладонь смотрит вбок, важно не открывать ее вверх. Кисть на одной линии с предплечьем, без изломов в стороны.
Во всех захватах кроме американского, головки палочек над центром барабана, угол между палочками примерно 90 градусов. В американском захвате угол меньше 90.
Используйте рекомендации как ориентир, но и советом толкового преподавателя тоже пренебрегать не стоит. Существует множество модификаций захватов, в данной статье приведены самые распространенные. Надлежащий эффект, при соблюдении приведенных правил, проверен временем на примере многих барабанщиков. Данные варианты захватов позволяют играть расслабленными руками в естественном для них положении и наращивать технику.
Варианты разных захватов не раз обсуждались на форуме барабанщиков – сайт, главное правило к которому пришли в обсуждении: это отсутствие догм. Важнее понять "физику процесса": как наносится удар, как палка отскакивает и как это контролировать. Разнообразие захватов это попытки максимально удобно контролировать естественные природные силы, действующие на палки при игре. Другими словами, подогнать под свои руки то естественное движение палки, к которому она тяготеет и добавить эргономичную мышечную работу. Задача музыканта – свободное звучание инструмента, а какими пальцами при этом будет зажата палка, наверное, не так уж и важно.
Итак, с чего же начинается игра на барабанах? Разумеется, с того, что нужно взять в руки палочки))) Сразу же возникает естественный вопрос – а как их правильно держать? Давайте разберемся!
Строго говоря, существует всего два основных вида захвата палочек (grip – захват, постановка). Очень здорово и подробно они описаны в видеошколе барабанщика Jojo Mayer’a «Secret weapons for modern drummer» – если встретите обязательно качайте или покупайте, достойная во всех отношениях вещь. Я видел данную школу только на английском языке, поэтому в нескольких словах расскажу, о чем идет речь.
Итак, существует два вида захвата палочек – симметричный (matched grip) и традиционный (traditional grip).
– при этом левая и правая рука держат палочки одинаково.
Можно выделить три варианта симметричной постановки – немецкая (ладони смотрят вниз), французская (большие пальцы сверху, ладони практически перпендикулярны полу) и американская (промежуточное положение).
Прежде чем взять палочку в руки, необходимо найти точку баланса палочки – 10-12 сантиметров от толстого конца палочки – место захвата, при котором палочка имеет наиболее свободный отскок. В найденной точке баланса зажмите палочку между подушечкой большого пальца и второй фалангой указательного. Образованный зажим в пальцах называется замок (fulcrum) – точка опоры для свободного вращения палочки. Не следует зажимать палочку слишком сильно – необходимо избегать чрезмерного напряжения мышц, давая палочке некоторую свободу. Оставшимися пальцами слегка обхватите палочку – сильно зажимать её не нужно, но в то же время пальцы должны постоянно касаться палочки, не следует совсем убирать их в сторону.
Также обратите внимание на промежуток между большим и указательным пальцами – если он есть, значит кисть не зажата. Рекомендуется сначала изучать немецкую постановку как базовую, а затем переходить к остальным.
– это когда левая рука держит палочку иначе, чем правая (у левшей наоборот). Этот вид постановки берет начало в традициях маршевых барабанщиков – традиционный захват использовался из-за съезжания барабана, висящего на плече, на одну сторону.
При этом захвате ведущая рука (правая для правшей) держит палочку по аналогии с симметричным захватом. Слабую руку расслабьте, согните в локте и раскройте, как будто вы держите теннисный мяч. Вложите палочку на соединительную ткань между большим и указательным пальцами – получится замок. Указательный палец кладется на палочку верхним суставом сверху, средний палец нужно вытянуть сверху вдоль палочки в прямом положении так, чтобы он оставался расслабленым. Опорой для палочки служит фаланга безымянного пальца, мизинец подобран. Ладонь смотрит вбок, важно не открывать ее вверх. Кисть на одной линии с предплечьем, без изломов в стороны.
Во всех захватах, кроме американского, угол между палочками составляет примерно 90 градусов, в американском – чуть меньше.
Вот, в сущности, и все, что я хотел сказать о видах захватов палочек. Еще раз подчеркну, что данную статью следует воспринимать как рекомендации – за правильной постановкой рук лучше обратиться к грамотному преподавателю. В конечном итоге главное, чтобы Вам было удобно играть, стремитесь сделать игру на барабанах наиболее свободной, раскрепощенной и легкой. Успехов!
Которые подходят вашему стилю игры. Почему это так важно? Неправильные приспособления могут довольно быстро сломаться, а извлекаемый при их помощи звук будет отличаться от желаемого. На музыкальном рынке представлен огромный ассортимент барабанных палочек. Они предназначены для игры в определенных музыкальных стилях, например, маршевые, джазовые, роковые. Также они отличаются материалом, формой, весом, покрытием, брендом, поэтому новичку очень важно суметь сориентироваться во всем этом многообразии. Итак, начнем по порядку.
Строение барабанных палочек
- Комель (butt) – это балансная часть (толстый кончик). Для увеличения силы удара и громкости комель можно использовать как ударный наконечник.
- Тело (body) –это основная и сама большая часть, которая служит местом хвата, а также ударной частью при игре по римшоту.
- Плечо (shoulder) – это область палки, расположенная сразу за наконечником, которую многие барабанщики используют для удара по тарелке крэш, римшота и обратных ударов. Чередование ударов концом и плечом по хай-хэту создает основу ведения ритма.
- Шейка (neck) – это часть палки, которая играет роль перехода плеча в наконечник.
- Наконечник (tip) барабанных палочек имеет различную форму и размеры, от которых зависит интенсивность, громкость и продолжительность получаемого звука.
Материал для изготовления барабанных палочек
Материалом для изготовления барабанных палочек обычно служит дерево. Чаще всего используют американский орех, клён или дуб. Многие барабанщики играют палочками из других пород дерева. Например, из розового дерева или бубинга. Рассмотрим свойства наиболее популярных пород.
- Американский орех (Hickory) – это самый популярный материал. Прочное и твёрдое дерево хорошо поглощает отдачу при ударе, эффективно гасит вибрации, передаваемые от ударов. Имеет средний вес, мало подвержено к сгибанию.Обладает большей прочностью, весом, плотностью, чем клён.
- Клён (Maple) – самое лёгкое и гибкое дерево с мягкой структурой. Хотя клён не такой твердый и прочный, как американский орех или дуб, палки из него – это идеальный выбор для получения быстрого отклика. Палочки из клёна считают «послушными» с великолепным поглощением отдачи. Благодаря гибкости и хорошему отскоку их используют преимущественно для негромкой или быстрой игры, получения лёгкого «воздушного» звука, особенно при игре на тарелках. Клен хорош для энергичной игры, так как хорошо поглощает энергию ударов. С ним вы будете меньше чувствовать удары руками. Но клён достаточно неплотный и мягкий материал, палочки из него быстро изнашиваются или ломаются.
- Дуб (Oak) – очень прочное дерево, весит больше, чем клён и орех, обладает большей прочностью. Палочки из дуба самые тяжёлые, плотные, редко ломаются, но при игре вы будете чувствовать вибрацию намного больше благодаря низкой способности к поглощению энергии удара. Дуб очень влагоустойчивое дерево.
- Бук Европейский (European Beech) имеет прямоволокнистую структуру древесины, гибкий. Твердость и плотность основы различаются, в зависимости от места произрастания деревьев. По механическим свойствам материал похож на дуб. Также бук быстро и сильно реагирует на изменение влажности.
- Граб (Hornbeam) – дерево со средней по плотности структурой, хорошей поглощением отдачи, средним между орехом и клёном, высокой износостойкостью. Вес древесины колеблется от очень лёгкого до среднетяжёлого. Гибкость граба несколько ниже, чем у бука и дуба. Приспособления из него устойчивы к ударным нагрузкам, не переносят высокую влажность.
- Палисандр (Rosewood) – это очень прочное и твердое дерево. Палочки из него предпочтительны из-за их замечательного тонального оттенка и ощущений, но они не подходят для игры по тарелкам и достаточно дороги.
- Синтетические палки. Производители изделий из синтетических материалов используют различные методы обработки. Такие варианты обеспечивают большую прочность, чем деревянные и предлагают дополнительные возможности, которых нельзя достичь при использовании деревянных палок. Например, палки AHEAD имеют алюминиевое тело с полиуретановым покрытием, которое можно заменять по мере износа. Также они дополнительно оснащены навинчивающиеся наконечники, например, колотушки, для создания различных звуковых эффектов.
- Сталь. Для тренировок можно использовать и стальные палочки, вес которых существенно превышает вес деревянных. Ими нельзя играть на ударной установке, зато в отработке техники они незаменимы.
Классификация наконечников
Наконечники барабанных палочек можно разбить на различные группы по форме и материалу.
По форме наконечники объединяют в четыре основных группы:
- С круглым наконечником.
Маленький круглый наконечник производит яркий, сильно сфокусированный звук и особенно деликатен с тарелками.
Большой – производит более наполненный звук.
- Наконечник в форме бочонка имеет большую площадь контакта, поэтому создает звук среднего наполнения с более широким фокусом.
- Заостренный наконечник производит средне сфокусированный звук.
- Наконечник в виде капли или оливы производит полный низкий звук. Данный тип является хорошим выбором для тех, кто играет жестко.
По материалу наконечники делятся на деревянные и нейлоновые.
- Деревянные наконечники из твердых пород дерева обеспечивают более яркий звук, чем из мягких. Но со временем дерево изнашивается, становится рыхлым, и звук получается размытый и темный с меньшим фокусом.
- Нейлоновые наконечники более прочные и твердые, поэтому производят более яркие оттенки звука с большей атакой и проекцией. Самое главное преимущество нейлоновых наконечников – это их долговечность, они не теряют своей плотности и не откалываются, как деревянные.
Маркировка и размер барабанных палочек
Посмотрев на любую барабанную палочку, вы обязательно увидите, что на ней проставлены цифра и буквы. Давайте разберемся, что же они обозначают.
Раньше буквенные обозначения указывали на область применения данной модели, но теперь почти полностью утратили свой смысл. У различных производителей одно буквенное обозначение трактуется по-разному.
- Символ «A» ставят на палочках, которые имеют более тонкие шейки и сравнительно небольшие головки, что позволяет барабанщику извлекать более тихий и мягкий звук. Обычно, их используют в «легкой» музыке, например, в джазе или блюзе.
- Символ «B». Палочки этой модели имеют больший (по сравнению с «А») размер плеча и головки для более громкой игры. Часто используются в тяжелой музыке. Их движения легко контролировать, поэтому они рекомендуются начинающим барабанщикам. Модель 2В особенно рекомендует преподаватели ударных, как идеальные палочки для старта.
- Буква «S». Так маркируют изделия самого большого размера, использовались раньше в уличных и маршевых оркестрах. Сейчас их почти не применяют для игры на ударной установке.
- Символ «N» означает Nylon. Данная буква дописывается в конце маркировки (например, «5A N») и указывает на наличие у палочки нейлонового наконечника.
Цифровые обозначения указывают на диаметр (толщину) палки, которая влияет на звук. Номера обозначают толщину: чем выше номер, тем уже палочка. Все бренды используют одну систему нумерации. Например, палка 2B толще, чем 5B.
Итак, существуют 3 основных категории барабанных палочек:
- 7A – это самые тонкие и легкие для мягкого звука. Они придают барабанам более оркестровое звучание, однако их редко используют для игры рудиментов, так как для этого подойдут палочки потолще. Такой формат отлично подходит для джазовой музыки и молодых барабанщиков.
- 5A – это самые распространенные средние по толщине. Позволяют играть громко или тихо. Универсальны и подходят для любого стиля, особенно рок-музыки.
- 2B/5B – толще, чем предыдущие, извлекают громкий звук из барабанов. Они идеальны для игры металла и тяжелого рока.
Выбираем барабанные палочки правильно
Выбор палочек во много зависит от того, какую музыку вы будете играть, а вот материал, размер, форма и наконечник – от личных предпочтений.
Как и любой инструмент, палочка должна комфортно ощущаться в руке и подходить для извлечения звука, которого вы хотите достичь, а размер соответствовать вашей руке, как по диаметру, так и по длине. Подходящую длину можно определить по расстоянию от внутренней точки сгиба локтя до кончика безымянного пальца.
Параметры, которые нужно учесть при выборе барабанных палочек:
- Диаметр. Выбирайте толщину палок с учетом того, что они должны комфортно умещаться в ваших руках и подходить для вашего стиля игры. Палочки большего диаметра тяжелее и способны развить большую громкость.
- Длина. Чем длиннее палочка, тем труднее ее контролировать, зато звук будет более мощным.
- Вес. Вес влияет на звук, силу, и вашу способность ее контролировать. Обычно тяжелые палки звучат более громко, а легкие - мягче. Начинающий ударник оценит то, что толстыми палками управлять легче, поэтому они хорошо подходят для учебы. К тому же, игра более тяжелыми развивает выносливость барабанщика.
- Плотность и прочность. Для деревянных палок плотность является индикатором прочности: чем тяжелее дерево, тем больше его плотность, а значит и прочность. Все породы дерева различаются по этим показателям, но и среди двух разных деревьев одной породы не найти полного сходства по плотности. Поэтому палки нудно подержать в руке и ощутить их вес собственной рукой. Экземпляры одного и того же производителя и с одинаковой маркировкой могут немного отличаться. Синтетические палки имеют хорошую плотность и прочность, но они стоят дороже и ощущаются иначе, чем деревянные того же размера.
- Материал. Если на палочке не указано, из какого дерева она изготовлена, то оставьте ее в магазине, пусть лежит на витрине. О соблюдении стандартов качества в этом случае говорить не приходится.
- Выбор наконечника. Существует два основных типа наконечников: нейлон и дерево. Деревянные наконечники встречаются чаще, подходят для многих видов игры. Основной минус деревянного наконечника – быстрый износ при частой эксплуатации. Нейлоновые наконечники служат дольше и незаменимы для получения яркого звука тарелок и хорошего отскока. К сожалению, бывает и так, что в процессе выступления нейлоновые наконечники отлетают. При игре на электронных барабанах, рекомендуется использовать барабанные палочки с нейлоновыми наконечниками, так как деревянные палочки могут сломаться и серьезно повредить сетку на пэде. С пластиковыми наконечниками тарелки звучат просто потрясающе. Они придают барабанам более выраженный звук. Деревянные наконечники (самые распространенные) предают барабанам более глубокое, традиционное звучание, в стиле джаза или олд-рока.
- Выбор размера. О маркировке мы говорили выше. Следует учесть все параметры.
- Покрытие. Палочки могут быть отполированными либо иметь лаковое покрытие. Лак защищает древесину от воздействия влаги и пыли, придает поверхности красивый интенсивный ровный блеск, а текстуре – контрастность. Поверхность становится более прочной. Полированные палочки выглядят гораздо лучше. Стоит отметить, что некоторые барабанщики не любят лакированные и полированные палочки, так как они могут выскальзывать из вспотевших рук при игре.
- Бренд. Выбор бренда – это уже дело опыта. Если вы пока не можете похвастаться его наличием, то ориентируйтесь на советы друзей, профессионалов, рекламу.
- Оригинальность. Сейчас в музыкальных магазинах можно встретить необычные барабанные палочки разных цветов и форм. Например, набирают популярность резиновые, обещая стать «вечными», правда они довольно дорогие, повреждаются о края тарелок, неудобны для игры римшота по малому барабану. Привлекают внимание цветные, но они не очень практичны, так как со временем оставляют следы на тарелках.
Вооружившись вышеизложенной информацией, можно смело идти в надежный музыкальный магазин выбирать барабанные палочки. Это очень личное занятие, почти ритуал. Выбирайте изделия, которые удобны именно для ваших рук и стиля игры, а не те, что посоветовал консультант. Возьмите палочку в руку, почувствуйте ее. Сравните несколько моделей. С опытом, вы уже подберете определенную марку. Поэтому не бойтесь экспериментировать с разными размерами и стилями.
Постановка игрового аппарата
Необходимым условием успешного обучения игре на ударной установке является преодоление излишнего мышечного напряжения. Учитывая комплексный характер технических задач (техника игры руками, техника ног, взаимодействие рук и ног), вопросы постановки игрового аппарата необходимо рассмотреть более подробно.
Техника
Существует ёмкое определение техники - это скорость плюс аккуратность игры. Обучение каждого барабанщика, с целью достижения этих качеств, начинается с освоения базовых элементов техники, в которые входят:
Постановка
Звукоизвлечение
Посадка
Надо отметить, что для достижения лучших результатов в отработке техники необходимо проконсультироваться у опытного педагога. Также, в плане постановки рук, можно порекомендовать видеошколы Дейва Вейкла «Back To Basics», «Evolution».
Рассмотрим вкратце вышеперечисленные элементы техники.
1. Постановка
В настоящее время в мировой и отечественной практике используются два вида постановки рук:Фотографии 3 и 4 демонстрируют правильный вариант постановки. Обратите внимание, палочка зажата между большим указательным и средним пальцами, образующими точку опоры («замок»), и оставшиеся два пальца не сжимают палочку, а лишь поддерживают ее снизу.
Место на палочке, в котором нужно её держать большим и указательным пальцами, определяется так: возьмите палочку этими пальцами, затем уберите большой палец и дайте ударной части палочки свободно упасть на барабан. Затем повторите эту процедуру, перемещая захват по палочке. Наиболее «живой» отскок укажет вам нужное место для «замка». Следует заметить, что эта точка не совпадает с центром равновесия палочки.Между большим и указательным пальцами должно быть небольшое расстояние (фото 5). Не нужно прижимать большой палец к ладони.
традиционная, классическая постановка , (фото 1) берет свое начало от военных оркестров. Характерной чертой ее является специфическое положение левой руки, связанное с наклонным положением малого барабана; параллельная постановка рук , (фото 2) получила широкое распространение в наше время. Отличительной чертой этого способа игры является принцип одинакового (параллельного) удерживания барабанных палочек как правой, так и левой рукой. На мой взгляд, параллельная постановка рук имеет ряд преимуществ. Во-первых, унифицируется способ игры как на звуковысотных ударных инструментах (ксилофоне, вибрафоне, литаврах и др.), так и на установке. Во-вторых, целый ряд приемов игры на большом комплекте ударной установки удобнее исполнять в параллельной постановке рук. Многие выдающиеся барабанщики в одинаковой степени владеют и той и другой постановкой рук, что существенно расширяет их исполнительские возможности.
Следует заметить, что эта точка не совпадает с центром равновесия палочки.Между большим и указательным пальцами должно быть небольшое расстояние (фото 5). Не нужно прижимать большой палец к ладони.
Подушечки среднего и безымянного пальцев (а в большинстве случаев и мизинца) не должны отрываться от палочки. Исключение составляют упражнения, играющиеся только «в замке».
Параллельная постановка рук подробно рассмотрена в многочисленных школах и учебных пособиях, изданных как у нас в стране, так и за рубежом. В связи с этим, считаю целесообразным, подробнее остановиться на основных моментах, связанных с параллельной постановкой.
В результате:
Палочка может двигаться гораздо быстрее;
Легко достигается естественный отскок;
Пальцы, поддерживающие палочку, активно участвуют в ударе, контролируют скорость и амплитуду движения палочки; Мышцы запястья практически не устают.
Основные моменты:
Большой палец лежит на палочке параллельно ей, не «съезжая» вбок.
Барабанные палочки в обеих руках держатся совершенно одинаково, большим, указательным и средним пальцами, и являются как бы продолжением руки. При этом следует иметь в виду, что барабанная палочка фиксируется между первой и второй фалангами среднего пальца, слегка прижимается «подушечкой» большого пальца, а остальные пальцы в полусогнутом положении свободно располагаются вдоль палочки. Плечи и локти исполнителя находятся в свободном положении, не прижимаются к туловищу, но и не разводятся широко в стороны. Предплечье и кисть как бы образуют прямой угол по отношению к свободно висящему локтю. При игре необходимо обращать серьезное внимание на раскрепощенность движений, не допускать зажатости мышц. Следует также иметь в виду, что крупная техника и мощное звучание достигаются за счет большой амплитуды подъема рук (плечо, предплечье, кисть), а более мелкая техника и изящное звучание достигаются в основном, за счет кисти и пальцев.
Техника игры ногами на ударной установке (большой барабан, хай-хэт, 2 больших барабана, 2 хай-хэта) значительно усложнилась и разнообразилась с развитием новых жанровых направлений, таких, как рок, джаз-рок, фанк-рок и др. В связи с этим роль большого барабана и хай-хэта в контексте темброво-ритмической фактуры значительно возросла. Появились новые технические приемы игры ногами, такие как «пятка - носок», «качающаяся ступня», для исполнения которых требуется специальная подготовительная работа.
При игре на ударной установке необходимо, чтобы корпус исполнителя был прямым, свободным, без большой опоры на ноги.
Важно понимать, что занимаясь на ударной установке, прежде всего, тренируется мозг, а затем уже руки и ноги. Осознанной и вдохновенной ваша игра может стать только при активной работе сознания.
Настоятельно рекомендую всем учащимся записывать в специальный блокнот свои удачные мысли, а также исполнительские особенности выдающихся мастеров. Это поможет постепенно собрать «банк» идей, найти собственную концепцию игры, более углубленно изучить и познать бесконечный мир музыки.
Необходимым условием успешного обучения игры на ударной установке является преодоление излишнего мышечного напряжения. Учитывая комплексный характер технических задач, таких как техника игры руками, техника ног, взаимодействие рук и ног. Вопросы постановки игрового аппарата необходимо рассмотреть более конкретно.
Постановка рук
В настоящее время в мировой и отечественной практике постановка рук разделяется на два вида правильной постановки рук. Первый вариант, когда палочка зажата между большим, указательным и средним пальцами, образующими «замок», оставшиеся два пальца в это время лишь поддерживают палочку снизу.
Определяется место на палочке, в котором ее стоит держать большим и указательным пальцами, таким образом: возьмите палочку этими пальцами, затем уберите большой палец и дайте ударной части палочке свободно упасть на барабан. Затем повторите эту процедуру перемещая захват по палочке. Наиболее «живой» отскок укажет вам место «замка». Следует заметить, что эта точка не совпадает с центром равновесия палочки. Между большим и указательным пальцами должно быть небольшое расстояние. Не нужно прижимать большой палец к ладони. Подушечки среднего и безымянного пальца не должны отрываться от палочки.
Вторым вариантом постановки рук является так называемая классическая или традиционная постановка. Она берет свое начало от военных оркестров. Ее отличительной чертой является принцип параллельного удерживания барабанных палочек, как правой так и левой рукой. Характерная черта в том, что положение левой руки является специфичным, а также, наклонное положение малого барабана.
Как же правильно держать барабанные палочки при классической постановке? Барабанные палочки держаться совершенно одинаково, большим, указательным и средним пальцами, являются как бы продолжением руки, большой палец лежит на палочке параллельно ей, не «съезжая» в бок. При этом следует иметь ввиду, что барабанная палочка фиксируется между первой и второй фалангой среднего пальца, слегка прижимается подушечкой большого пальца, остальные пальцы в полусогнутом положении свободно располагаются вдоль палочки. Плечи и локти исполнителя находятся в свободном положении не прижимаются к туловищу, не разводятся широко в стороны. Предплечье и кисть как бы образуют прямой угол по отношению к свободно висящему локтю.
При постановке удара, все удары должны быть сильные и хлесткие и сыграны в медленном темпе, после каждого удара палочка должна отпружинить от пластика и остаться на расстоянии 5-10 мм.
Посадка
Посадка является также важной частью исполнительского аппарата. Рассмотрим подробнее данный пункт.
Сидеть за установкой нужно прямо, не сутулясь, в противном случае движения ваших рук будут ограничены, и возникнет напряжение в спине.
Главное правило заключается в том, что бедра должны быть параллельны полу, при такой посадке вы сможете использовать мышцы всей ноги. Это особенно важно при игре в тяжелых стилях, где требуется полный звук бас-барабана. Из этого следует, что высота посадки особенно важна для ударника. Во время удара нога должна опираться на педаль лишь мыском, пятка должна висеть в воздухе, в противном случае, у вас не будут задействованы мышцы всей ноги.
В паузах, между ударами, можно опускать всю ступню на педаль для того, чтобы мышцы ноги отдохнули. При игре мысок ноги не должен отрываться от педали независимо ни от скорости игры, ни от силы удара.
Звукоизвлечение
Начальное положение тела таково, что плечи и локти исполнителя находятся в свободном положении, не прижимаются к туловищу но и не разводятся широко в стороны. Руки от плеча до локтя расположены параллельно туловищу, от локтя до запястья - горизонтально.
При игре необходимо обращать серьезное внимание на раскрепощенность движения, недопекать зажатость мышц.
Сначала все упражнения на технику, к примеру одиночные удары, «двойки», триоли, парадидлы, тремолы и т.п. Необходимо научится уверенно играть с помощью «замка» из большого, указательного и среднего пальца. Затем добавляются, безымянный и мизинец в качестве помощи. Итак, основа удара - это игра пальцами.
Очень важно также работать кистью. Движение кистью придает удару большую амплитуду и помогает пальцам наносить удар. При этом кисти в запястьях расслаблены, смотрят вниз. Таким образом в запястьях образуется так называемый «уголок» который является показателем расслабления игрового аппарата.
Следует также иметь ввиду, что крупная техника и мощное звучание достигаются за счет большой амплитуды подъема рук (плечо, предплечье, кисть), а более мелкая техника и изящное звучание достигается в основном за счет кисти и пальца.
Для правильного звукоизвлечения при игре любой музыке необходимо освоить игру пальцами кистью и предплечьем, научиться комбинировать эти движения, превращать их в одно целое.