Нарды: наиболее часто задаваемые вопросы. Начальное расположение и начало игры
Существует две наиболее распространённых разновидности нард - длинные и короткие. Несмотря на большое сходство, каждая из них имеет свои отличия, которые несколько меняют игровой процесс. Но существуют и неизменные условия, которые относятся к любым нардам. Во-первых, как и большинство настольных реализаций, нарды - это игра для двух человек. В начале партии каждый из них получает по 15 фишек одного цвета, которые выстраиваются в одном из углов игрового поля, именуемым домом. Затем каждый участник по очереди бросает кости, и перемещает свои фишки согласно выпавшим числам. В ходе игры все фишки игрока должны пройти путь по всему полю (в длинных нардах движение происходит против часовой стрелки, а в коротких черные и белые шашки движутся навстречу друг другу). В итоге все шашки должны вернуться в дом, после чего игрок выводит их с поля. Кто раньше успеет это сделать - тому и присваивается победа.
Инвентарь. Все разновидности игры нарды имеют один и тот же набор: доска, кубики и шашки. В разных вариациях количество шашек может отличаться, но в наиболее популярных разновидностях этой игры - коротких и длинных нардах их количество одинаковое - по 15 шашек.
Короткие нарды. Динамичная и наиболее популярная разновидность игры в нарды во всём мире. В начале игры шашки соперников располагаются на всей доске в на фиксированных позициях. Движутся в противоположных направлениях, существует возможность выбивать блоты (пункты с одной шашкой противника) на бар.
Длинные нарды. Шашки игроков расположены за пределами доски. С началом игры необходимо выставлять шашки на доску и начинать движение. Начальные позиции игроков - по диагонали. Движутся шашки против часовой стрелки в дома, расположенные на противоположной стороне той же половины доски. Это позволяет шашкам соперников пересекаться. Запрещается переходить на пункт, занятый хотя бы одной шашкой соперника, нет возможности выбивать шашки.
В нарды можно играть как на интерес, так и делая ставки. При игре на деньги участники могут вносить некоторые изменения и оговаривать особенности игры, решающие, кому в итоге достанется разыгрываемая сумма. Также, в зависимости от обстоятельств, разыгрываемая сумма может увеличиваться в 2, 4, 8 ... 64 раза, если оговорено использование куба даве.
Нарды это игра, в которую играют миллионы людей во всем мире. Она пережила века, но не стала менее популярной, а может быть и, наоборот, с каждым годом, каждым днем, набирает все больше поклонников во всем мире. При чем каждый выбрал для себя излюбленный вид это игры – кто-то предпочитает длинные нарды, кому-то нравятся короткие, а кто-то и вовсе разыгрывает партии в «американку» или «Единичка-двоечка», вариаций существует огромное количество! Но все равно, самыми популярными остаются длинные и короткие нарды. А часто ли вы, включая на компьютере полюбившиеся онлайн задумывались, а в чем их существенное отличие от коротких?
Попробуем проанализировать.
В первую очередь, самое очевидное, – длинные нарды имеют другую начальную расстановку шашек на игровом поле. Так что при первом взгляде на доску станет понятно, для какой игры сделан расклад.
Существенные расхождения в правилах такие: в длинных нардах, в отличие от коротких, отсутствуют так называемые сбитые шашки. По правилам такой игры, существует запрет ставить свою шашку в ту лунку, которая уже занята хотя бы одной шашкой вашего соперника.
И последнее, самое существенное отличие: в длинных нардах существует возможность «запирания». На практике это выглядит так: построение из шести шашек одного игрока перед одной шашкой другого, считается примером «запирания» шашки. Ряд из таких шашек – отличная помеха шашкам противника.
Вот и вся разница. Казалось бы, мелочи, но если вы поклонник одной из разновидности этой игры, вы чувствуете всю глубину, всю разницу меду этими видами. Что бы не приносило вам больше удовольствия – желаем удачной игры и побольше побед!
Сколько фишек в нардах. Отличия в правилах игры
Многие слышали про нарды, но считают, что эта игра сложная или долгая, даже ни разу в нее не поиграв. Эта игра полна символики - 12 ячеек - месяцев, 30 фишек - дней/ночей, и на костях сумма противостоящих сторон равна количеству дней в неделе.
Современные правила появились в 1743 году в Британии. Сколько фишек в нардах - зависит от игры, их количество может изменяться как в большую, так и в меньшую сторону.
В нарды играть несложно (игроки от 6 лет), она с простыми правилами, один тур длится примерно 10-20 минут.
Еще интересно то, что игра зависит от случайного значения кубиков, поэтому не нужно просчитывать каждый ход как в шахматах.
Короткие нарды или длинные?
Есть два основных вида — короткие и длинные нарды. Короткие требуют более высокого уровня мастерства игрока, поэтому турниры проводятся в основном по этому типу игры. Короткими их называют не по тому, сколько фишек в нардах, а из-за их динамичности и увлекательности.
При своем большом сходстве, эти игры имеют ряд отличий, которые изменяют игровой процесс.
Общего в них то, что они рассчитаны на двух игроков, каждому выдается по 15 одноцветных фишек, они расставляются в доме — своем углу игрового поля.
Одним из главных отличий является расстановка фишек и возможность разыграть битые шашки. Во время игры фишки проходят все игровое поле (в коротких нардах ходы ведутся в противоположных направлениях, в длинных нардах — в одном, против часовой стрелки).
Обойдя круг, фишки возвращаются в дом и выводятся с поля. Кто это делает первым, тот и победитель.
Игровое поле, кубики и фишки - одни и те же при игре в любые нарды. Сколько фишек должно быть, зависит не только оттого, длинные это нарды или короткие, но и от вариации любой из этих игр. Обычно их от 5 до 15 у каждого игрока.
В коротких нардах можно выбить блоты — ячейки с одной фишкой противника.
В длинных нардах обычно фишки находятся вне доски и по одной вводятся на игровое поле. Запрещается выставлять 6 фишек подряд, нельзя занимать поле, в котором уже стоит фишка противника, нет возможности выбивать фишки.
В коротких нардах нумерация ячеек индивидуальна для каждого игрока. Конечная четверть игрового поля (где вначале стоит 5 фишек) называется домом. Самая дальняя - 24-я ячейка, она же - 1-й пункт для противника.
Расстановка 15 фишек происходит так: 2 шашки на 24-й ячейке, 5 - на 13-й, 3 — на 8-й и 5 — на 6-й.
В длинных нардах дом представляет собой последнюю четверть поля, за 18 ячеек от головы.
Перед тем как начать игру, сколько фишек в нардах выбрали игроки, такое количество и расставляются вдоль своей стенки по всей длине. Далее они, в зависимости от значений, выпавших на кубике, перемещаются по полю. Можно ходить одной или двумя фишками.
Если на кубиках выпал дубль, то ход повторяется теми же или другими фишками на такое же количество ходов.
Для выбора очередности кидают кубик (еще называется костью или зарой). Первым делает ход тот, у кого выпало самое большое значение. Также этим определяется первоначальное расположение фишек.
Если значения выпали одинаковые, то проводят повторные броски до появления разных результатов. Игрок, начиная игру, передвигает фишки на количество ходов, равное выпавшим значениям обоих кубиков.
Далее в коротких нардах игроки по очереди выбрасывают по два кубика и двигают свои фишки от ячеек с большими номерами к меньшим (по часовой стрелке). Фишки одного цвета могут стоять одна над другой, это называется «на голове».
Одним ходом можно брать с головы только одну фишку, если только не выпал дубль на кубиках. На фишки соперника свои ставить нельзя. Если допустимого хода нет — он пропускается.
Стратегии игры
Не важно, сколько фишек в нардах, выигрыш очень зависит от случайных значений выпавших кубиков. Но есть, кроме воли случая, некоторые стратегии игры, выстраивающие её ход так, чтобы противник был вынужден пропускать свои ходы.
Поэтому рекомендуется не собирать фишки компактно, а распределять максимально по поверхности. И хоть по правилам нельзя ставить подряд 6 фишек, можно поставить 5, тем самым затруднив задачу противнику. Если нет какого-то стратегического хода, нужно стараться брать за ход по одной фишке с головы, иначе противник быстро доберется до 1 сектора несколькими своими фишками и перекроет вам выходы.
Нарды - древняя восточная игра. Родина этой игры неизвестна, но известно, что люди играют в эту игру уже более 5000 лет, чему есть исторические доказательства. Cамая древняя из досок для игры в нарды была обнаружена в Малой Азии и датируется третьим тысячелетием до нашей эры. Игра нарды уже была популярна среди фараонов - подтверждением тому служит комплект для игры нарды, найденный в гробнице Тутанхамона.
Одним из наиболее древних предков является игра называвшаяся "Сенет", пришедшая из Египта (примерно 3000 лет до н.э.). В эту игру играли на доске 3х10, 3х12 и 3х6 квадратов. Нет ничего общего с правилами нард, но это была гипотетически азартная игра с перемещением фишек (обычно сделанных из камня) двигающихся в противоположных направлениях. Движение фишек было в соответствии с бросками кубика изготовленного из кости или керамики. В архиологических исследованиях кубики обычно находили вместе с характерными игровыми досками.
Римская игра Ludus Duodecim Scriptorum наиболее вероятно произошла от Сенета. С латинского переводится как "Игра с 12 линиями на доске". У нее были 3 ряда по 12 "точек" и играли с тремя 6-гранными кубиками. В 500-х годах нашего века один из кубиков убрали из игры. Позднее, в первом тысячелетии, игру стали называть "табула". Название означало "стол" или "доска", т.к. игралась на специальной доске. Император Клаудиус очень любил эту игру - она даже была прикреплена к его колеснице.
Игра Табула была очень похожа на современные нарды в том, что использовалась та же доска с 15 пунктами у каждого игрока и цель игры была как можно быстрее снять все свои 15 шашек с доски. Отличие заключалось в том, что игра начиналась с пустой доски и необходимо было сначала с бросками кубиков ввести свои шашки в игру. К тому же, вместо 2х использовалось 3 кубика. И наконец оба игрока вносили шашки с одной и той же половины доски и двигались по ней в одинаковом направлении против часовой стрелки.
Игра была привезена в Англию после нашествий в первом веке н.э. Игру назвали "Доски" (Tables) и правила стали еще более похожи на современные. В средние века игра сохранилась и приобрела вид азартной игры для верхних классов. На некоторое время игра даже попала под запрет в Англии из-за того, что была признана азартной. Наиболее часто в нее играли в тавернах. Впервые название "Нарды" встречается в 1645 году. Скорее всего имя получилось из старого английского слова "gam" означавшего "игра" и "back" ("назад"). Вместе это видимо означало "игра где вы можете ходить назад" и имело отношение в блоту который отправлялся назад на бар.
В 1743 Edmund Hoyle предложил первые официальные правила игры в нарды. Куб давэ (удваивающий ставку) был введен в Нью Йорке в 1920 неизвестным человеком. Задумка была в ускорении увеличения ставок азартной игры. Куб давэ стал излюбленным приемом для профессионалов, которые могли заранее определить шансы на победу в игре.
Сейчас проводятся турниры по нардам в США и Европе. Первый мировой турнир по нардам проводился в Бермудах в 1960 году. Турнир был организован и проходил при поддержке Принца Alexis Obelensky (Oby). Бермуды остаются популярным центром культуры нард.
Термины
Голова - этим термином обозначается одна четвертая доски, на которой расположены шашки игрока в самом начале игры.
Дом - так обозначается та четверть доски, куда игрок должен привести шашки, чтобы затем их вывести из игры.
Бар - так обозначается планка между двумя полотнами игральной доски, на которую собирают выбитые шашки.
Выбрасывать - делать определенные ходы, чтобы шашки оказались за пределами игровой доски.
Блот - так называется пункт, который занят только одной шашкой.
Якорь - таким термином обозначается пункт, занятый двумя и более шашками.
Тас - этим словом обозначается матч, чаще применяется к игре до 3-х набранных очков.
Даве - обозначает удвоение ставок при игре на деньги (ставку). Перед каждым ходом у игроков есть возможность предложить удвоить ставки, сказав заветное «Даве». Соперник может «Даве» принять, а может отказаться и проиграть партию и одно очко. Игрок, который принял «Даве», получает Бивер, о нем речь пойдет ниже, и с этого момента у него появляется исключительное право удвоения ставок.
Басе - так называется встречное удвоение ставок в рамках одной игры. «Басе» также можно принять или отклонить. Если игрок «басе» принимает, то к нему переходит «бивер» и игра продолжается. Если же соперник не принимает «басе», ему засчитывается поражение.
Бивер - это термин, который обозначает удвоение ставок при использовании «Даве» или «басе».
Кестум - сигнальное слово, которое необходимо использовать для остановки или аннулирования броска. Необходимо успеть произнести это слово до того, как игральные кости остановили свое движение.
Дубль, паш, гош или куш - все эти термины обозначают выпавшее на игральных костях одинаковое количество точек.
Поправляю - предупредительное слово, которое необходимо произнести, если игрок собирается только подправить положение шашки, но не совершать ход.
Оин - партия в нарды, которая закончилась со счетом 0-1.
Марс - правила гласят, что если проигрывающий соперник снял хоть одну шашку, то он проиграл с тем количеством очков, которые стояли на кону. А вот если не удалось выбросить ни одной шашки, тогда он получает проигрыш «марсом» и теряет в два раза больше очков, чем мог бы при обычном проигрыше.
Кокс - термин, который обозначает следующее положение дел: проигрывающий соперник не только не смог выбросить ни одной шашки, но и оставил одну или более на «баре» или в «доме» противника. В этом случае он проигрывает «коксом» и теряет число очков, в три раза превышающее обычное.
Правило Якоби - это правило, которое служит для ускорения игры, так как призвано исключить ситуации, в которых бы «Даве» не объявлялось.
Правило Кроуфорда - по этому правилу, если в цикле игр одному из соперников до победы не хватает одного очка, то в следующей игре ему будет не доступен «бивер».
Зары - таким термином называются игральные кубики, кости.