Стратегия и секреты игры в длинные нарды. Как выиграть в нарды: стратегия Как выигрывать в нарды длинные тактика
Дебют
Середина игры
Окончание
Блоки
Общие принципы и стратегия игры
Нардовый практикум
Зары и Генератор
Психологические аспекты игры
ВСТУПЛЕНИЕ.
Вернуться в начало.
Несмотря на большую популярность длинных нард в России и странах СНГ, в доступной литературе до недавнего времени не было серьезных разработок теории этой игры.
Но теперь есть как минимум 2 книги, полностью посвященные тому, как правильно играть в длинные нарды: автора этого справочника - Ахундова Назима (Москва, 2007) и Родиона Чеботарева (Днепропетровск, 2010).
К сожалению, до сих пор нет программы, умеющей анализировать партии и позиции в длинные нарды на приемлемом уровне. Но, будем надеяться, она в ближайшие годы появится.
Данная работа – это попытка собрать в одном месте, проанализировать и переработать наиболее важное из того, что в разное время автор изучал и публиковал по теме «длинные нарды».
Работа очень условно названа справочником. В основном из-за того, собранные в нем сведения носят разноплановый характер.
Вернуться в начало.
1. Указывать источник
Сказанное не относится к случаям коммерческого применения, которое необходимо согласовывать с автором.
ТЕРМИНЫ
Вернуться в начало.
Безусловно, любой игрок вправе использовать иные термины , т.к. предложенные автором термины – это его личное восприятие того, какие следует употреблять слова.
Вы вправе пропустить этот раздел и пользоваться теми терминами, к которым привыкли, однако, тогда чтение материалов данного справочника станет для вас затруднительным.
Для лучшего понимания текста в данной работе, рекомендуется посмотреть предлагаемые ниже термины.
Говоря о позиции на нардовой доске, мы часто употребляем некоторые специфические нардовые слова, а точнее, термины. Многие из них игрокам в нарды понятны. Но некоторые, без конкретного указания на доску, могут приводить к путанице.
1. То, чем играют нарды. Шашки, фишки, камни. Иногда под словом камни подразумевают зары. Автор предлагает использовать слово «шашки », в отличие от фишек казино, которые имеют еще и номинал (фишка $100, фишка $10 и т.д.)
2. Место на доске, на котором стоят шашки. Его называют по-разному: поле, лунка, позиция, пункт. Всего их 24. В книге я предлагал использовать слово «поле». Однако Президент РФСНБ Гюль Эльдар Алиевич сумел убедить меня, что термин «пункт » подходит больше. Здесь и далее пункты нумеруются от 1 до 24 (отсчет идет от базы белых шашек). Пункт № 1 – стартовая позиция шашки (белой), пункт № 24 – последний пункт доски, после которого шашка (белая) снимается с доски (выбрасывается).
3. «Ход ». Термин понятен всем. Игрок, чья очередь играть, бросает Зары и должен сыграть выпавшие цифры. Это и будет ход. Ход состоит из «движений ». В одном ходе может быть до четырех движений. Обычно их два. Но, если на зарах выпали одинаковые цифры, то четыре движения.
Это в случае «полного хода ».
Но бывает, что все движения сделать невозможно, тогда ход может состоять из трех, двух и одного движения.
Это «неполный ход ».
Может, также, возникать ситуация, когда игрок вынужден полностью пропустить ход. Это когда ходить нет возможности. В таком случае в ходе ноль движений или «пропуск хода ».
4. Иногда важно обозначить в какой части доски идет игра. Далее будем использовать термин «четверть ». Первая – та, где стартовая позиция. Далее вторая, третья и четвертая (та, где шашки выбрасывают).
5. Место, где в начале игры собраны все шашки (пункт №1). Часто пользуются словами «рука» и «голова». Иногда это приводит к путанице. Этот термин важный и часто употребляемый. По правилам с «руки» нельзя ходить более одной шашки (за исключением первого хода). В книге используется слово «рука ». Однако следует признать, что термин «голова» используется игроками не реже. По-видимому, логичнее признать равноправие обоих этих терминов, т.е. их одинаковую применимость. Автор считает, что можно использовать и термин «голова » тоже.
6. Несколько подряд стоящих шашек, образующих некое препятствие. В коротких нардах есть понятие «прайма», но там шашки стоят парные, а в длинных могут быть и в 1 ряд. Поэтому такое построение можно было бы назвать прайм, блок, перекрытие. Здесь и далее будем использовать термин «блок ».
7. Несколько (3 и более) шашек в одном пункт. Иногда игроки говорят «колбаса» или «сосиска». Варианты: "столбик", "стопка", "пачка". Общеприменим и не вызывает споров термин «столбик ».
8. Четвертая четверть. Часто именно это место игроки называют домом. Слово «дом » используется повсеместно для обозначения четвертой четверти.
9. Первая четверть. Во избежание путаницы, первую четверть доски будем называть «база ».
10. В коротких нардах есть термин «бильдер» (builder, строитель). Запасная шашка, готовая создать новую пару. В длинных нардах бывает необходимость обозначать шашки, выполняющие похожие функции. Это когда ставится вторая или третья шашка в столбик на какой-то пункт, чтобы следующим ходом можно было захватывать более дальние пункты, не открывая позиции, с которой ходишь. В справочнике такая шашка называется «аванта ». Первая (нижняя) шашка в пункте, где стоит аванта, здесь и далее будет называться «трамплин ».
11. Недостаток ходов при выпадении какой-то конкретной цифры – «дефицит хода » (дефицит пятерок, дефицит троек и т.д.).
12. Некоторое количество ходов, которые можно сделать (передвинуть часть шашек), не создавая такими ходами критической ситуации для себя, например, не открывая важных пунктов. Для такого набора ходов использован термин «запас ходов ». Часто употребляют просто слово «запас». Смысл «дефицита ходов» и «запаса ходов» один и тот же. Это так же как стакан на 2/3 полный или стакан на 1/3 пустой.
13. Зары (кубики). Словом зары обозначены только сами зары. То, что выпадает на зарах названо «бросок ». Бросок – это две цифры, каждая из которых от 1 до 6. Когда выпадают одинаковые цифры на обоих зарах, такой бросок называется «куш ».
Все термины в дальнейшем используются без кавычек.
ПРАВИЛА.
Посмотреть полную версию правил.
Ахундов Назим Фикрет оглы
Длинные нарды. Как правильно играть.
Ахундов Н.Ф. ISBN 5-00-00420-5
Книга рассчитана на тех, кто только начинает играть в длинные нарды, но полон желания освоить секреты мастерства игры. Здесь вы найдете основные правила и принципы тактики и стратегии игры в начальной и заключительной фазе. Материал богато иллюстрирован, вам не понадобится доска, достаточно только книги. Все правила и приемы даны с объяснением и обоснованием, что облегчает усвоение материала.
Автор выражает благодарность и признательность человеку, много сделавшему для популяризации нард в России, подсказавшему саму идею написания книги и давшемумноговажныхиценныхзамечанийпорукописи, но просившему не упоминать его имени.
ВСТУПЛЕНИЕ.
Несмотря на большую популярность длинных нард в России и странах СНГ, в доступной литературе нет серьезных разработок теории этой игры. Нет программы, умеющей играть в длинные нарды на приемлемом уровне и позволяющей анализировать партии и позиции. В этом смысле длинные нарды серьезно уступают коротким нардам, для которых разработаны чрезвычайно эффективные компьютерные программы для анализа и обучения.
Сразу несколько оговорок.
В книге, в более-менее систематизированном виде даны представления о том, как правильно играть длинные нарды и дан анализ наиболее распространенных тактических приемов, а также их характеристики. Это не значит, что, освоив эти приемы, новичок сразу станет Мастером. Но, автор выражает уверенность, что путь к вершинам Мастерства для Вас будет открыт.
Книга рассчитана на тех, кто только начинает играть в длинные нарды, и полон желания существенно поднять уровень своей игры.
В книге нет ни слова, ни об истории нард, ни о правилах игры. Для этого существуют другие книги и пособия, которые доступны, в том числе в Интернете.
Все, что изложено в книге – личные представления автора о правильной игре, основанные на его личном опыте, и книга не претендует на абсолютную полноту знаний о длинных нардах.
Говоря о позиции на нардовой доске, мы часто употребляем некоторые специфические нардовые слова, а точнее уже, фактически, термины. Многие из них игрокам в нарды понятны. Но некоторые, без конкретного указания на доску, могут приводить к путанице.
1. То, чем играют в нарды. В книге используется слово « шашки ». В нардах соперники играют шашками разного цвета. Традиционно это белые и черные шашки. Однако для удобства зрительного восприятия позиций читателем, автор использовал вместо белых – желтые шашки, а вместо черных – синие.
2. Местонадоске,накоторомстоятшашки. Всегоих24.Вкниге используется понятие « поле ». В настоящей книге поля нумеруются от1до24(отсчетидетотбазыжелтыхшашек).Поле№1–стартовая позиция шашки (белой), поле № 24 – последний пункт доски, после которого желтая шашка снимается с доски (выбрасывается).
3. «Ход ». Термин понятен всем. Игрок, чья очередь играть, бросает зары и должен сыграть выпавшую комбинацию цифр. Это и будет ход. Ход состоит из «движений ». В одном ходе может
быть до четырех движений. Обычно их два. Если на зарах выпали одинаковыецифры,точетыредвижения.Этокогдаделается«полный ход ». Но бывает, что не все движения возможно сделать, тогда ход может состоять из трех, двух или одного движения. Это «неполный ход ». Может возникать ситуация, когда игрок вынужден полностью пропустить ход. Это когда ходить нет возможности совсем. В таком случае в ходе ноль движений.
4. Иногда важно обозначить в какой части доски идет игра. В книге используется слово «четверть ». Первая – та, где стартовая позиция данного цвета. На рисунке ниже показаны четверти доски для желтых. Далее вторая, третья и четвертая (та, где шашки выбрасывают).
5. Место, где в начале игры собраны все шашки (поле №1). Часто пользуются словами «рука» и «голова». Иногда это приводит к путанице. Важный термин. По правилам с «головы» нельзя
ходить более одной шашки (за исключением первого хода). В книге используется слово «голова ».
6. Бывает, что несколько подряд стоящих полей заняты шашками одного цвета, образующими некое препятствие. Для такого построения в книге используется слово « блок ».
7. Несколько (3 и более) шашек на одном поле. В книге используется термин « столбик ».
8. Четвертая четверть для данного цвета шашек. Часто именно это место игроки называют домом. Слово « дом » использовано для обозначения четвертой четверти данного цвета шашек и в этой книге.
9. Первая четверть данного цвета шашек. Иногда ее, как и четвертую четверть тоже называют «дом». В данной книге, во избежание путаницы, первая четверть доски для данного цвета шашек называется «база ».
10. Втораяилитретьяшашкавстолбикеодногоцветанакаком-то полеимеетважноетактическоезначение,т.к.позволяет следующим ходом захватывать более дальние поля, не открывая поля, с которого делаетсяход. Вэтойкнигетакаяшашканазывается«авант »(отслова “вперед”, т.е. нацеленная на какое-то поле впереди себя). Первая шашка на поле, где стоит авант, в книге названа «трамплин ».
11. « Мостик ». Под мостиком понимается такое расположение шашки, которое не позволяет сопернику организовать между Вашими шашками блок из 6 и более шашек.
12. Недостатокходовпривыпадениикакой-токонкретнойцифры
– «дефицит хода » (дефицит пятерок, дефицит троек и т.д.).
13. Некоторое количество ходов, которые можно сделать (передвинутьчастьшашек),несоздаваятакимиходамикритической ситуации для себя, например, не открывая очень важных полей. Для такогонабораходоввкнигеиспользовантермин« запасходов ».Часто употребляют просто слово «запас». Смысл «дефицита ходов» и «запасаходов»разный,ноониотражаютоднуитужеарактеристику позициинадоске.Этотакжекакстаканна2/3полныйилистаканна 1/3 пустой.
14. Зары (кубики). В данной книге, словом зары обозначены только сами зары, а не та цифровая комбинация, которая выпадает на верхних гранях зар. То, что выпадает на зарах названо «бросок ». Бросок –этодвецифры,каждаяизкоторыхот1до6.Когдавыпадают одинаковые цифры на обоих зарах, такой бросок называется «куш ».
15. Выброс - снятие шашки с доски в связи с тем, что она завершила свой путь по 24 полям и должна уже выйти за пределы доски. Снимать шашку с доски - “выбрасывать “.
16. Есливкакой-либопозициинадоскедлякаждойшашкиодного цветаподсчитатьсколькополейосталосьдовыбросасдоски,апотом сложить все эти цифры, получится сумма, показывающая шашкам данного цвета сколько минимум осталось очков до окончания игры. Такая сумма называется «пипсы ». В начальной позиции 15 шашек должны пройти 24 поля каждая, это соответствует 15х24=360
пипсам. Таким образом, пипсы могут быть от 0 (завершение игры) до 360 (начало игры).
Все термины в дальнейшем используются без кавычек.
УЧИМСЯ ИГРАТЬ В ДЛИННЫЕ НАРДЫ.
Прежде, чем начать знакомиться с тем, как лучше играть в длинные нарды, обязательно ознакомьтесь с содержанием раздела «Нардовая топология ». В ней читателю предлагается изучить особенности движения шашек по нардовой доске.
Правило №1. «Одну шашку с головы, вторую в другом месте». Очень полезное правило, известное почти всем новичкам, тем не менее, нуждается в пояснениях. Слепое следование этому правилу
– верный путь к ошибке и проигрышу в тактической борьбе.
Правило №2. «Первые ходы».
Как правильно располагать шашки при первых нескольких ходах, чтобы не попасть в беду уже в самом начале игры?
Правило №3. «Занимаем свободные поля».
Речь пойдет о том, какие именно позиции надо занимать в первую очередь и почему.
Позициянабазеоппонентаимееттактическоезначение,авегодоме
– стратегическое. Здесь же объяснено, почему некоторые позиции на доске важнее других.
Правило №4. «Тихий ход».
У Вас и у оппонента пока нет полей, которые можно занять или практически им ничего не угрожает. Как правильно ходить в такой ситуации? Именно здесь новички совершают множество ошибок.
Правило №5. «Игра делается на выбросе».
Нарды – логическая игра в шашки, в которую кости вносят элемент вероятности, делая игру не предсказуемой. Нарды – одна из самых старых интеллектуальных игр, которая объединила в себе элементы стратегии и случайности.
Случайность в игре зависит от расположения игральных костей. Никто не в состоянии предугадать комбинацию костей перед броском, тем более предвидеть какими будут следующие броски. Основным элементом нард является не азарт, а интеллектуальность и спорт, в связи с чем игра считается спортивно-логической.
Если хотите стать хорошим игроком в нарды, научитесь не просто играть, а понимать, как выиграть в нардах. Для этого вы должны научиться моделировать и прогнозировать варианты изменения складывающихся в игре ситуаций, предполагать, какие шаги предпримет соперник и, если нужно, "идти на риск" и уметь заранее его просчитать.
И хотя в нардах существует определенная зависимость от игральных костей, игрок сам принимает решение при выборе хода. Понимая тонкости игры, игрок способен отреагировать на непрогнозируемые изменения, предполагать варианты продолжения игры, ждать нужных для продвижения комбинаций.
Стратегия игры в нарды требует от игрока собранности и четкости мысли, умения просчитывать различные комбинации и ходы и зависимости от того, как выпадут кости. Такие навыки достигаются длительными тренировками, многочисленными играми. Немаловажным аспектом является и выдержка игрока.
А теперь несколько слов о самой стратегии игры в нарды:
- Оценить позицию. Если вы правильно оцените позицию, вы получите мощнейший инструмент в нардах - куб, который усложнит игру и сделает ее более динамичной. Куб позволит вам и оппоненту поднимать ставки в игре, увеличивая количество очков в розыгрыше.
- Застройка своей доски - создание множества пунктов в доме. У этой стратегии есть два главных преимущества - затруднение отхода противнику и затруднение при введении блотов. Если вы будете сбивать блоты оппонента, то вы можете получить абсолютный контроль над доской.
- Риск. Вы можете рискнуть, оставив уязвимые блоты. Это делается для того чтобы получить возможность занять выигрышные позиции.
- Отход. Будьте внимательны при отходе из дома противника. На домашней доске вашего оппонента будут размещены ваши шашки. В ваших интересах быстро убрать шашки, особенно это важно, если противник начнет застройку своей домашней доски.
- Обратная игра. Подразумевает создание большого количества якорей на домашней доске вашего оппонента, что помешает ему заводить шашки в дом, и он будет вынужден подставить их под удар.
Попробуйте играть в нарды. Тактика игры, сложные комбинации, необходимость просчитывать наперед возможные комбинации и элемент неожиданности, вносимый игральными костями, делает нарды одной из самых увлекательных настольных игр.
В настоящее время нарды пользуются большой популярностью, главным образом, из-за появления Интернет версии, где вы можете найти за реальные деньги противников со всего мира. Сама игра требует от игрока много опыта, и одной из самых важных вещей является выбор правильной стратегии.
К счастью, ведущие веб сайты игры в нарды предлагают своего рода обучение или введение в игру и советы относительно игры, которыми вы должны пользоваться в зависимости от ситуации. Чтобы стать более опытным игроком в нарды, мы рекомендуем вам прочитать следующие подсказки.
Подсчет очков
Большинство новичков игнорирует подсчет очков, который ведут многие серверы в онлайн нарды (это сумма очков игральных костей, необходимая чтобы закончить игру). Однако, игроки должны обращать внимание на подсчет очков, и соответственно регулировать свою стратегию игры, а не проходить всю игру с заранее предопределенной стратегией и полагаться лишь на удачу.
- «Последовательная» стратегия
В распоряжении игрока есть несколько различных стратегий. «Открытая» или «последовательная» игра подразумевает под собой перемещение фигур на длинные расстояния, что позволяет быстро переместить все фигуры в свой «дом» (Ячейки с 1 по 6 в правом нижнем углу экрана). Но в ней есть недостатки - это может оставить ваши фигуры открытыми для атаки противника. Если для победы вам осталось переместить мало фигур, то это подходящая стратегия. «Блицкриг» немного более опасная стратегия. Это прямое нападение на фигуры ваших противников и одновременная блокировка как можно большего количества ячеек в своей части доски. Цель состоит в том, чтобы удержать противника на внутренней части доски, в то время как вы продвигаетесь к своему «дому».
Стратегия «удержания»
Другой вариант - игроки могут защищать свои фигуры, складывая их в столбики, что уменьшит шансы противника для их атаки. Таким образом, появится возможность атаковать противника в то время, когда он приблизит свои фигуры ближе к «дому». Подобную стратегию нужно применять, когда противник начинает побеждать, и у него остается меньше фигур, чем у вас.
Стратегия «заполнения»
Стратегия «заполнения» - определенный тип блокировки, целью является создание блока (шести последовательных закрытых ячеек). Соперник не может переместить свои фигуры за блок, что дает вам значительное преимущество в игре.
Краткий обзор
Лучше всего применять ту стратегию, которая вам лучше всего удается, действовать в зависимости от обстоятельств и думать на несколько ходов вперед. Это поможет вам лучше применить выбранную вами стратегию. В игре важна не только удача, но и стратегия.
06/10/2011Вот и кончилось лето... За это любимое нами время в нашем ассортименте произошло огромное множество изменений, вывесить которые на сайт просто не дошли руки. Сейчас в офисе намного комфортнее, чем на улице, - это поможет нам все необходимые новинки доразместить. А сегодня хотим...
25/02/2011
В преддверие весны с её непременным ощущением близости тепла и отдыха, выездов на дачу и поездок в отпуск мы в спешном порядке ввели в свой ассортимент несколько различных коплектов шахмат на дубовых досках, размерами 33*33 см. Именно этот размер в березовом исполнении по отзывам...
13/12/2010
Вот и Новый год не за горами. А за ним череда выходных, продолжающаяся аж до 10 января. Где встретить Новый год? С кем? А главное, - чем заняться в длинные новогодние каникулы? Мы верим, что Новый год, - праздник объединяющий людей. А значит встречать его будут в компаниях. А значит и...
Правила игры в классические нарды (длинные)
1. Общие положения1.1. Играют двое. Игра идет на специальной доске, разделенной на две половины (левую и правую).
Количество шашек на доске по 15 у каждого игрока, которые расставляются на своей части доски вдоль правой стороны.
Наборы шашек у игроков разного, обычно черного и белого цвета.
Количество зар - 2.
Игроки по очереди выбрасывают зары (игральные кости).
Первоначальная расстановка шашек показана на Рис.1
Каждый игрок имеет право передвигать только шашки своего цвета.
1.2. Начальное расположение шашек на доске (позиция 1 и 13) называется "голова", ход с этого положения называется "ход с головы" ("взять с головы").
За один ход с головы можно взять только одну шашку.
1.3. Право первого хода и соответственно белого цвета шашек разыгрывается так: каждый игрок кидает один игральный кубик (зар).
Это жребий: право первого хода и белый цвет шашек получает тот, у кого выпало большее количество очков. При одинаковом количестве выпавших очков, бросок повторяется.
1.4. Если игра состоит из нескольких геймов, то цвет шашек меняется и следующий гейм начинает игрок, игравший предыдущий гейм чёрным цветом.
1.5. Ход игрока это бросок зар, а также движение шашек после броска.
1.6. Бросать зары лучше из небольшого стаканчика, но можно и из ладоней (по договоренности с оппонентом).
Бросать необходимо так, чтобы зары упали на одну половину доски и устойчиво легли на грань. Если зары разлетелись по обеим половинам доски или упали на пол, на стол (тем более под стол), или кубик одного из игроков встал косо, прислонившись к бортику или шашке, то бросок повторяют.
1.7. Ход считается сделанным, когда игрок сыгравших свой ход передаёт зары сопернику.
2. Смысл игры
2.1. Игрок должен пройти всеми шашками полный круг (против часовой стрелки), зайти ими в "дом" и "выбросить" их раньше, чем это сделает противник. "Домом" для каждого игрока считается последняя четверть игрового поля, начинающаяся с клетки, отстоящей от "головы" на 18 клеток.
2.2. Термин "выбрасывать" означает делать шашкой такой ход, чтобы она оказывалась за пределами доски. "Выбрасывать" шашки можно только после того, как все шашки "пришли в дом". Следовательно, белые идут из зоны 13-18 в зону 7-12, а черные из зоны 1-6 в зону 19-24 (Рис.2).
3. Розыгрыш
3.1. Игрок кидает одновременно два кубика (зары).
После броска игрок передвигает любую из своих шашек на число клеток, равное выпавшему числу одного из кубиков, а затем одну любую шашку на число клеток, равное выпавшему числу другого кубик.
То есть, если на одном кубике выпало "три", а на другом "пять", то, соответственно, можно передвинуть одну свою шашку на три клетки, а другую на пять клеток.
В этом случае можно передвигать одну шашку на восемь клеток.
Какой ход первым делать, большее выпавшее число или меньшее, не имеет значения.
При этом с головы можно брать только одну шашку (Рис. 3).
Первый бросок партии предоставляет игрокам исключение из вышеуказанного правила.
Если одна шашка, которую только и можно снять с головы, не проходит, то можно снять вторую.
Таких бросков для игрока всего три:
шесть-шесть (6**6);
четыре-четыре (4**4)
три-три (3**3)
В данной ситуации сыграть одной шашкой полный ход нет возможности, так как мешают шашки противника, стоящие на голове. Если выпадает одно из таких сочетаний, то игрок может снять с головы две шашки.
Примечание: При первом броске белых 5-5, и последующем броске чёрными 4-4, последние снимают одну шашку с головы играя одну четвёрку, так как пройти дальше мешает созданная помеха.
3.2. Нельзя передвигать две шашки на число клеток, указанное одним кубиком, а потом на число клеток, указанное другим кубиком. То есть, если выпало пять-четыре, нельзя пойти сначала одной шашкой на два, потом другой на три (то есть отыграть двумя шашками пятерку) и потом так же отыграть четверку.
3.3. Если на обоих зарах выпадает одинаковое количество очков (дубль, гош, куш), тогда количество очков удваивается, т.е. игрок играет так, как будто кинул 4 зары и может сделать 4 хода на число ячеек, выпавшее на одном кубике.
3.4. До окончания своего хода игрок может передвигать свои шашки по своему усмотрению, если это не противоречит настоящим Правилам. Ход считается сделанным, когда игрок с доски забрал свои зары.
Если ход при этом оказался незаконченным или противоречащим правилам, оппонент имеет возможность принять ход в том виде, как он сделан, либо потребовать от игрока сделать правильный ход.
3.5. Запрещено выставлять блок (заграждение; мост) из шести шашек - и даже “пробегом”, если впереди этого блока нет шашки соперника (Рис. 4).
Не запрещено строить блоки из 6 шашек, однако все пятнадцать шашек противника запереть нельзя.
Вы имеете право выстроить заграждение из шести шашек только в том случае, если хотя бы одна шашка противника находится перед этим заграждением.
3.6. Если шашки противника занимают шесть клеток перед какой-нибудь шашкой, то она оказывается запертой.
3.7. Если шашки заперты так, что игрок не может сделать ни одного хода на то количество очков, что выбросил на зарах (шашки "не идут"), то очки игрока пропадают, а шашки не двигаются вообще.
3.8. На одно поле позволяется ставить произвольное количество шашек.
На клетку, занятую шашкой противника, шашку ставить нельзя.
Если шашка попадает на занятую клетку, о ней говорят, что она "не идет".
3.9. Если игрок имеет возможность сделать ход на количество очков на одном заре, а на количество очков, выпавшее на другом заре, сделать ход не представляется возможным, то игрок делает только один ход. Очки другого хода пропадают, так как шашка не идет.
3.10. Если у игрока есть возможность сделать полный ход, он не имеет права его сократить, даже если это в его интересах.
То есть, если игроку выгоднее сделать "три", а выпало "шесть" и есть возможность пойти "шесть", то следует ходить "шесть".
Если выпал такой камень, который позволяет игроку сделать только один ход, причем любой из двух, то игрок должен выбрать больший. Меньшие очки пропадают.
Примечание: термином "камень" в нардах может называться игральный кубик, а также комбинация очков, выпавшая на двух зарах.
Например, камень "четыре-три".
3.11. Выбрасывать шашки это значит делать такие ходы, чтобы шашка оказывалась за пределами доски.
Игрок может начать выбрасывать шашки только тогда, когда все его шашки пришли в дом.
3.12. В процессе выведения шашек из дома игрок имеет право использовать очки, которые выпали на зарах, по своему усмотрению: он может сыграть шашкой в доме или ее выбросить. Выбрасывать шашки можно только с полей, соответствующих выпавших очей на зарах.
Например, если выпало 6-3, игрок может вывести с доски одну шашку с 6-го поля и одну шашку с 3-го поля (три можно сыграть с 6, 5 или 4 поля).
В процессе выведения шашек с собственного дома разрешается выводить шашки с полей низшего разряда, если в полях высшего разряда шашек нет.
Например, если на зарах выпало 6-5, а на полях 6 и 5 нет шашек, то игрок может вывести из дома две шашки со следующего по порядку, четвертого поля, если и там нет шашек, то с третьего, если и там нет со второго и т.д.
Партия заканчивается.
4. Расчет в игре
4.1. Положение, когда проигравший сумел выкинуть хотя бы одну шашку, называется, проиграл "оин" (0-1).
4.2.Положение, когда один игрок выбросил все свои шашки, а его противник не сумел выбросить ни одной, называется поставил "марс" (2-0).
4.3.* Ничья в нардах. Если один игрок игравший белым цветом выбросил все свои шашки, то второй игрок игравший чёрным цветом имеет право последнего броска, так как он изначально начинал партию – гейм позже.
В этом случае, если игрок игравший чёрным цветом, использовав своё право последнего броска и вывел с доски свои шашки, то партия заканчивается в ничью и игроки получают по пол очка (1/2-1/2), либо по одному очку (1-1)в зависимости от регламента турнира.
*Ничья в длинных классических нардах - нововведение.