Сокровища поднятые с затонувших кораблей. Самые знаменитые суда с сокровищами
25 марта 1997 был обнаружен испанский корабль «Ла Капитана», перевозивший сокровища инков. Это один из многих подводных кладов, за которыми охотятся искатели. Вот несколько историй об удачных и не очень поисках сокровищ затонувших кораблей
Таинственная «Ла Капитана»
Настоящее имя этого корабля «Санта-Мария», «Ла Капитана» - переводится, как флагманский, передовой корабль. Он был одним из судов, который перевозил золотые сокровища разграбленной испанцами империи инков. Тяжелогруженый корабль потерпел крушение в 1654 году у берегов современного Эквадора.
Разбившийся в шторм испанский галеон, который лежал на дне океана несколько веков, обнаружил в 1997 году аргентинский искатель сокровищ Херман Моро. Эксперты оценивали стоимость сокровищ инков с «Ла Капитана» в несколько миллиардов долларов – трюмы галеона был буквально набиты золотом и серебром. Но искателям удалось поднять с затонувшего судна лишь несколько десятков тысяч серебряных монет.
До сих пор не утихают споры: тот ли корабль обнаружил Моро? После подробного изучения исторических материалов искателей сокровищ ждало разочарование - скорее всего, они нашли корабль, который принял с терпящего бедствие «Ла Капитана» часть драгоценного груза, но вскоре затонул сам. А знаменитая «Санта-Мария» («Ла Капитана») до сих пор дежит где-то в морской глубине и ждет своего часа.
Легендарная «Нуэстра Сеньора де Аточа»
Легендарный испанский галион «Нуэстра Сеньора де Аточа», перевозивший богатый груз золота из Гаваны в Испанию, погиб под ударом сильного морского урагана у берегов Флориды в 1622 году. Груз «Аточи» состоял из тонн золота и серебра. Корабль затонул на небольшой глубине в 15 метров, но ураган разметал сокровища галеона по морскому дну.
Американец Мел Фишер, самый удачливый охотник за сокровищами ХХ века, в 80-е годы заявил о намерении найти и поднять со дна моря богатство «Аточи». Золотоискателям пришлось немалое время провести в испанских архивах, чтобы определить наиболее точное место нахождения затонувшего корабля. Поначалу удалось достать со дна моря лишь несколько золотых и серебряных монет. Поиски сокровищ осложнялись судебными тяжбами - подводные раскопки велись на территории морского заповедника. В результате договорились, что 20 процентов «улова» кладоискателей будет принадлежать штату Флорида, у берегов которого затонула «Аточа».
Многомесячные поиски привели наконец на место гибели «Аточи». Под ударом стихии корабль разломился на три части, самая "лакомой" из которых была центральная часть корабля, где в трюме должно было храниться золото. Команда Фишера прочесывала дно высокочувствительными металлоискателями и магнитометрами, и, уловив четкий сигнал, приступала к поискам. «Аточа» отдала свои сокровища кладоискателям Мела Фишера 20 июля 1985 года. Это было около двухсот золотых и более 1100 серебряных слитков, бесценные произведения ювелирного искусства и драгоценная церковная утварь. Кроме того были подняты исторически ценные предметы – старинная посуда, оружие и корабельные принадлежности. Общая стоимость сокровищ, поднятых с «Нуэстра Сеньора де Аточа», оценили в 400 миллионов долларов.
Неприступная «Лютина»
Военный корабль «Лютина» принадлежал Англии. В 1799 году ему была предназначена важная и опасная миссия – перевезти с Туманного Альбиона в немецкий Гамбург поистине драгоценный груз: тысячу золотых и пятьсот серебряных слитков на сумму в 1 175 000 фунтов стерлингов. Это был крупный государственный займ, который английское правительство предоставило немецкому торговому порту в знак солидарности в войне против Наполеона.
8 октября 1799 года «Лютина», отягченная не только драгоценным грузом, но и военным вооружением (на корабле было 30 пушек), вышла из английского порта и взяла курс на Гамбург. Но в Северном море корабль настиг сильный шторм. «Лютина» врезалась в песчаную отмель, опрокинулась и затонула у берегов Голландии на глубине в несколько десятков метров. Из 280 человек команды удалось спастись лишь одному матросу. Узнав о гибели корабля, перевозившего золото, у своих берегов, Голландия поспешила объявить весь затонувший груз конфискованным. Местные рыбаки были первыми добытчиками сокровищ с «Лютины» - им удалось поднять со дна моря несколько монет и золотых слитков. Но морское течение вскоре занесло погибший корабль песком. Двадцать лет никто не тревожил затонувшую «Лютину», лишь в 1821 году власти Голландии предприняли попытку поднять английское золото со дна моря. Работы по спасению сокровищ велись несколько десятилетий, но были безуспешными – лишь в 1858 году удалось достать золотых слитков на сумму 10 тысяч фунтов стерлингов.
Когда голландцы разочаровались в успехе своего предприятия, английские предприниматели, занимавшиеся подъемом затонувших судов, заключили с ними договор, по которому 70 процентов добытых сокровищ должны вернуться Великобритании. Было это в 1911 году, когда на вооружении кладоискателей были землечерпалки и насосы. Чтобы отвести морское течение, наносившее песок, прорыли подводный канал. Работы длились до 1913 года. Водолазам даже удалось достать через пробоину корабля несколько золотых слитков. Но когда на другой день они спустились на дно, то обнаружили, что корпус корабля повернулся, закрыв вход в трюм - корабль отказывался отдавать людям свои сокровища. Вскоре началась Первая мировая война, и поиски клада прекратились. «Заколдованная» «Лютина» уже 200 лет продолжает покоиться на морском дне под многометровым слоем песка, храня свои сокровища.
Лютина по-прежнему ждет своего удачливого кладоискателя
Роковой «Египет»
Английский корабль с пятью тоннами золота и десятью тоннами серебра, отправлявшийся в мае 1922 года в Индию, затонул у родных берегов, едва выйдя из порта приписки. «Египет» столкнулся в сильном тумане с французским сухогрузом. Место крушения было хорошо известно, но поднять драгоценный груз было непросто – судно ушло на глубину 120 метров. Лишь через шесть лет итальянская компания, снабдившая своих водолазов жесткими скафандрами, взялась за подъем слитков. Спасательные судна нашли корабль на дне при помощи траловой сети, затем за дело взялись водолазы. Работа была титанически трудной.
На глубине 120 метров даже в жестких скафандрах люди могли пребывать максимум 20 минут, поэтому искателям пришлось делать на дно несколько десятков заходов. Когда водолазам удалось пробиться к отсеку, где хранились сокровища, оказалось, что они находятся за бронированной дверью, ключ от которой так и не нашли. Поиски пришлось временно прекратить из-за наступившего сезона штормов. А вскоре команда водолазов, работавших на «Египте», трагически погибла при разминировании затонувшего в годы Первой мировой войны военного корабля. Для добычи сокровищ пришлось набирать новую команду специалистов. «Египет» ждал – осталось только взломать бронированную дверь. Взрывные работы исключались из-за их опасности для водолазов. Открыть заветную дверь предлагали даже уголовным авторитетам того времени – медвежатникам. Но удача неожиданно повернулась лицом к упрямым кладоискателям.
Капитан «Египта» вспомнил, что у него в каюте в ящике стола хранился запасной ключ от сейфа. Водолазам с трудом удалось отыскать на затонувшем корабле этот ключ, который почти разъело морской водой. По слепку с проржавевшего ключа сделали дубликат, которым удалось «распечатать» сокровища «Египта». Четыре года водолазы поднимали на поверхность слитки золота и серебра, стоимостью более чем в миллион фунтов стерлингов. Добыча была поделена между английской компанией, которой принадлежал корабль (ей досталась треть от найденных сокровищ), и итальянской компанией «Сорима», которая проводила работы по подъему (две трети всех богатств).
Русские сокровища «Святого Михаила»
15 октября 1747 года русский галиот «Святой Михаил» вышел из порта Амстердама в Петербург, груженный драгоценными дарами для российской императрицы Елизаветы Петровны и ее двора, и погиб вовремя шторма у берегов Финляндии. Корпус старинного корабля был обнаружен финскими рыбаками в 1953 году, но не заинтересовал финских властей и историков. В 1961 году старинным кораблем, лежащем на дне Балтики заинтересовались шведские дайверы, которые и предположили, что это русский «Святой Михаил» с золотым кладом в трюмах.
Не оглашая своих догадок, искатели сокровищ получили от властей Финляндии разрешение на подводные работы у ее берегов. И в первые же дни поисков с морского дна были подняты настоящие сокровища – 34 золотые табакерки работы знаменитых французских мастеров XVIII века, часть которых была украшена драгоценными камнями. Коллекция золотых и серебряных английских часов, драгоценная посуда, золотые украшения для мебели и даже резная золоченая карета, сделанная специально для императрицы Елизаветы.
Шведским искателям подводных кладов досталась третья часть от стоимости клада «Святого Михаила». Все поднятые со дна моря исторические ценности хранятся в Финляндии. Советский Союз, как правопреемник Российской империи, никаких претензий на найденные сокровища не предъявлял.
По оценкам специалистов для того, чтобы обнаружить и поднять на поверхность неизвестно где затонувшие корабли понадобится более четырехсот лет. Подумать только какие сокровища затонувших кораблей можно обнаружить на потерянных судах, сотни лет покоящихся в глубинах мирового океана. Какие затонувшие и исчезнувшие судна до сих пор не дают покоя искателям морских сокровищ, историкам и археологам? Конечно, составить полный список подобных судов не представляется возможным, но о некоторых говорят чаще всего.
Flor de la Mar - Суматра, Малайзия
История португальского судна 16 века Flor de la Mar считается одной из наиболее загадочных историй исчезновения морских судов. Шхуна «Flor de la Mar» исчезла в 1511 году во время шторма, в который она попала у северного побережья Суматры. Говорят, что на борту корабля находились награбленные сокровища, которые португальцы отняли у жителей королевства Мелака, современная Малайзия. По некоторым данным трюмы корабля буквально забиты были золотом, весом в 60 тонн. Несмотря на то, что предполагаемое место катастрофы находится в одном из самых популярных среди дайвером месте, сокровища до сих пор так никто и не нашел.
«Мерчант Ройал» - Дармут, Британия
Считается, что самый большой морской клад в Британии, который пока еще не обнаружили, погружен в водные глубины примерно в 34 км от Лэндс Энд в Корнуэлле. Судно возвращалось в Англию вместе с испанскими сокровищами, но случившийся 23 сентября 1641 года шторм, помешал «Мерчант Ройал» добраться до пункта назначения. На борту судна на тот момент находилось 500 слитков золота, серебра и драгоценных камней.
«Сан Хосе» - полуостров Бару, Колумбия
В 1708 году во время Войны за испанское наследство, английский командор Чарльз Вагнер захватил и затопил испанский корабль, на борту которого, как утверждали, помимо экипажа были и несметные сокровища. Известно, что «Сан Хосе» покоится на глубине примерно 305 метров между Иса дель Тесоро, который также называют Остров Сокровищ и полуостровом Бару. Груз «Сан Хосе» на сегодняшний день оценивается в миллиард долларов.
Nuestra Senora de Atocha - Кэй Вест, Флорида, США
В 1985 году охотник за морскими сокровищами Мел Фишер после 16 лет упорных поисков обнаружил место крушения «Nuestra Senora de Atocha» в 56 км от побережья Кеэй Вест во Флориде. На поверхность начали поднимать сокровища, золото и серебро, 100 000 испанские монет, колумбийские изумруды и другие артефакты.
HMS «Виктори» - Ла Манш, Великобритания
В 2009 году американская компания Odyssey Marine Exploration объявила об обнаружении затонувшего судна, предшественника той «Виктори», на которой был адмирал Нельсон. Судно было найдено в районе группы рифов вблизи Нормандских островов. По оценкам специалистов компании, на борту судна находятся 100 000 золотых монет. Споры по поводу правообладания обнаруженными сокровищами продолжаются до сих пор.
Notre Dame de la Deliverance - Кэй Вест, Флорида, США
В ноябре 1755 года испанский галеон Notre Dame de la Deliverance покинул порт Гаваны с грузом сокровищ, собранных на шахтах Мексики, Перу и Колумбии. Через день после отплытия, корабль попал в сильный шторм с ураганом и, не справившись со стихией, затонул практически с грузом и практически всем экипажем. Потерянное золото и серебро оценивается в 2 миллиарда долларов, место, где затонул галеон, согласно некоторым данным, было обнаружено в 2003 году, но награбленные сокровища до сих пор не подняты на поверхность.
USS Сан Джасинто - Абакос, Багамы
Водные глубины у побережья багамского острова Абако, это не только лучшие места для глубоководного дайвинга, но и предположительное место крушения 500 судов с никем не найденным по сей день ценным грузом на борту. Одна из самых интересных находок, сделанных в этом регионе, это, пожалуй, USS Сан Джасинто, экспериментальное военное судно времен гражданской войны. Этот корабль, затонувший у Чаб Рокс, был одни из первых военных пароходов.
Hoi An Junk -полуостров Да Ханг, Вьетнам
В 90-ых годах у берегов полуострова Да Ханг во Вьетнаме на глубине 79 метров были обнаружены останки затонувшего судна. Выяснилось, что это был тайский корабль с внушительным грузом, состоящим из старинной бело-голубой керамики, украшенной человеческими фигурками, изображениями животных, пейзажей и мифологических существ. По оценкам историков и археологов керамика относится к вьетнамскому Золотому Веку, который пришелся на середину 15 века.
SANTISSIMA TRINIDAD
В 1616 году испанский галеон «Santissima Trinidad», направляясь в Акапулько, у южной оконечности Японии, попал в сильнейший шторм. По оценкам специалистов на борту галеона находились 3 000 000 песо, или 94 тонны монет.
NEUSTRA SENORA DE BEGONA, SANTO DOMINGO, SAN AMBROSIO & SAN ROQUE
В 1605 году семь испанских галеонов покинули порт Картахены и взяли курс на Гавану. Моряки были уверены, что сезон ураганов и штормов остался позади. Однако впереди испанцев ожидал неприятный сюрприз. На полпути между Ямайкой и Ютаканом, суда попали в ужасный шторм. Лишь одному галеону удалось вернуться обратно в Картахену, два все-таки добрались до Ямайки, а вот остальным четырем повезло меньше. Галеоны вместе с оцененным в 8 миллионов песо грузом золота, серебра и изумрудов пошли на дно у берегов Серранильи. Вместе с сокровищами на дне морском упокоились и 1300 человек, в том числе все члены экипажа.
NAPRIED
В июне 1872 года судно Napried с грузом ковров отбыло из Бостона в Бейрут. Однако по дороге в трюмах случился сильный пожар, судно сгорело и затонуло в неизвестном месте. Napried вез не только ковры, в трюмах везли ценную коллекцию киприотского антиквариата, принадлежавшего американскому послу. Этот человек собрал богатейшую коллекцию старинных ценных вещей, состоящую из более чем 35 000 предметов, 5000 тысяч из которых были утрачены во время кораблекрушения. В свое время посол вел переговоры о продаже коллекции одному из музеев мира и, в конце концов, продал ее музею искусств Метрополитен в Нью-Йорке.
ISABELA
К югу от мыса португальского мыса Санта-Мария на глубине 400 футов покоится корпус корабля «Isabela». Этот галеон в свое время принадлежал к армаде герцога де Верагуа, в 1672 году по пути в Севилью вовремя бури корабль перевернулся и пошел на дно. Капитан Хуан Угарте и 400 человек, находившихся на борту, погибли во время кораблекрушения. Среди останков корабля в морских глубинах до сих пор похоронены сокровища на сумму 1 000 000 долларов, как считают историки, в основном это перуанское и колумбийское золото.
SOLEIL DORIENT
Крушение 1000 тонного судна французской Ост-индийской компании «SOLEIL DORIENT» одной из самых известных и «многообещающих» в плане объема затонувших морских сокровищ, катастроф. «Soleil dOrient» с подарками от короля Сиама королю Франции Людовику XIV, Папе Римскому и ряду богатых аристократов Европы, отправилось в плавание в 1681 году. Ценный груз сопровождали три посла и двадцать камердинеров. Считается, что у юго-восточной оконечности Мадагаскара судно село на мель и получило сильные повреждения, после чего затонуло. Судя по всему, останки судна могут находиться на небольшой глубине. Помимо внушительного груза бриллиантов, среди особых ценностей, находившихся на борту «Soleil dOrient», эксперты выделяют золотой обеденный сервиз, состоящий из 1000 предметов (подарок японского императора), большое количество серебряных приборов и ценный фарфор, принадлежавший в свое время императору Китая. Историческую ценность груза «Soleil dOrient» трудно переоценить.
MERCEDES
Испанское судно «Nuestra Señora de las Mercedes», перевозившее в тот злополучный рейс 1804 года огромное количество золота, серебра и драгоценностей, подверглось атаке англичан у португальского мыса Санта-Мария. В то время Испания официально придерживалась политики нейтралитета, но в тоже время довольно непрозрачно намекала на военный альянс с Францией Наполеона. Следуя приказу Адмиралтейства, вице-адмирал Грэхем Мур потребовал от испанцев изменить курс, направив судно к берегам Англии. Старший офицер испанцев контр-адмирал Дон Хосе Бустаменте отказался следовать требования британцев и открыл огонь. В результате непродолжительной битвы, «Mercedes» взорвалась. По свидетельствам современников корабль раскололся как яичная скорлупа, желток из который вытек в морские глубины. Судно не затонуло моментально, погружалось оно довольно медленно, потому многим удалось спастись. Большинство тех, кому удалось избежать гибели. В одном из своих писем адмирал Мур утверждал, что группа из четырёх испанских кораблей, одним из которых была «Nuestra Señora de las Mercedes» перевозили в своих трюмах 4 436 519 золотых и серебряных песо, 1 307 634 из которых принадлежали испанскому королю. Вскоре после этого инцидента Испания забыла о своем нейтралитете и объявила войну Англии.
С затонувшего корабля Gairsoppa водолазы подняли последнюю партию серебряных слитков, стоимостью 26 млн долларов. Общая же стоимость найденного клада, достигает 35 млн долларов. Мы составили список других мест с сокровищами, которые все еще хранятся на морском дне.
Золото Гровенора
Британский парусный корабль «Гровенор», перевозивший из Индии в Европу сокровища побежденных заморских правителей, затонул у восточного побережья Южной Африки более 200 лет назад. В специально оборудованное помещение корабля были погружены сокровища. Это в основном было золото — более 800 слитков; 2000 слитков чистого серебра, а также 45 бочек с золотыми монетами индийских монархов и тридцать ящиков с алмазами, сапфирами, рубинами и другими драгоценными камнями. Официальная стоимость всего этого богатства составляла более 18 миллионов фунтов стерлингов. Сегодня эту сумму можно смело умножать как минимум на 100, то есть это около 3 млрд долларов . Профессиональные экспедиции и кладоискатели-любители неоднократно пытались добраться до этих сокровищ, однако пока безуспешно.
Произведения Фрау Марии
Судно «Фрау Мария» затонуло в 1771 году с грузом художественных ценностей для Эрмитажа, закупленных по личному указанию Екатерины II. По оценкам экспертов, на дне покоятся 27 картин выдающихся голландских художников XVI-XVII веков, в частности, Рембрандта, а также коллекции фарфора, фаянсовые курительные трубки, золотые и серебряные статуэтки и несколько бочек с монетами. Общая стоимость сокровищ составляет около 500 миллионов евро .
Корабль был обнаружен финской экспедицией на дне Балтийского моря в 1999 году. Финляндия намерена поднять корабль к 2017 году, но вопрос о том, какой стране достанутся ценности, до сих пор не решен.
Дайверы установили, что «Фрау Мария» стоит вертикально на глубине 41 м, ее корпус на несколько метров погрузился в ил. Сохранность корабля обеспечили малосоленая вода в заливе и отсутствие течений. Кроме того, в этом месте полностью отсутствует грибок, который обычно разрушает затонувшие суда.
По мнению экспертов, в таких условиях коллекция в трюме затонувшей шхуны не сильно пострадала. Полотна могут быть в сохранности, поскольку для перевозки их упаковывали не в ящики, а в кожаные пеналы, затем в свинцовые сосуды, и сверху заливали воском.
Фашистские сейфы
Долгое время оставалось загадкой место захоронения сокровищ фельдмаршалом фашистской Германии Роммелем. Поиски клада продолжались шестьдесят лет. Примерное место их захоронения было известно из некоторых источников (у берегов Корсики), но отыскать сокровища не удавалось никому. В 2007 году британский исследователь Терри Ходжкинсон заявил, что ему удалось найти точное место расположения клада. Как и предполагалось ранее, сокровища покоятся на дне море вблизи французского острова Корсика.
Однако искатель утверждает, что поднять клад на поверхность без дополнительного специального оборудования невозможно. Клад был запакован в стальные сейфы, и таких сейфов было шесть штук, а в каждом из них находились не менее 200 килограмм золотых слитков (стоимость должна составлять примерно 12 млн долларов ) и прочих драгоценностей. Кроме того, эти сейфы надежно сварены между собой, так, что поднимать их по одному нельзя. Наконец, за шестьдесят лет сейфы покрылись песком. Поэтому для того, чтобы провести операцию по подъему золота с морского дна, необходимо высосать грунт из-под сейфов при помощи специальной техники. Желающих инвестировать в этот проект пока не нашлось.
Золотые рубли Варягина
В 1906 году в Уссурийском заливе ударился о мину и взорвался пассажирский пароход «Варягин». При взрыве погибли почти все пассажиры и весь груз, а также около 60 000 рублей золотом - это более 70 млн. в современных рублях . Спасшийся капитан парохода Овчинников получил разрешение на поднятие парохода.
Водолазы, проводившие подготовку к поднятию, утверждали, что с ценным грузом ничего не случилось и его с легкостью можно достать из-под воды. Через восемь лет после катастрофы под руководством бывшего капитана начались работы по подъему парохода. Однако выяснилось, что корпус сильно занесло песком, поэтому расчистку отложили на весну следующего года. Но в то время началась Первая мировая война, затем революция и гражданская война. В результате «Варягин» до сих пор так и не был поднят.
Останки около трёх миллионов затонувших кораблей разбросаны по всему дну мирового океана. И вместе с этими обломками в недрах морской пучины прячутся настоящие сокровища, которые периодически находят исследователи или простые рыболовы - золотые монеты, бронзовые статуи, драгоценности и многое другое.
Затонувшее судно возле бухты Салькомбе
Пожалуй, это одно из самых древних кораблекрушений в мире. Торговое судно занималось перевозкой медных слитков и олова ещё в 900 году до н.э. Найденный груз является свидетельством того, что уже в давние времена была развита коммерция.
Затонувший корабль из Белитунга
Аравийское судно затонуло в далёком 820 году, а найдено оно было рыбаком неподалёку от побережья Индии в 1998 году. На корабле было обнаружены многочисленные золотые и серебряные предметы времён династии Тан, а также керамические изделия, выполненные в единственном экземпляре. Всего сокровищ было насчитано на сумму 80 млн $.
Корабль SS Центральная Америка
Американский пароход затонул в 1857 году. 153 человека, в основном, женщины и дети, смогли спастись, остальные 400 человек, находившиеся на борту корабля, погибли. Вместе с ними затонуло около 15 тонн золота, добытых во время Калифорнийской золотой лихорадки. Потерянные сокровища оцениваются в сумму около 100-150 млн $.
Затонувшие сокровища Антикитеры
Затонувший античный римский корабль был обнаружен в 1901 году в Эгейском море неподалёку от острова Антикитера. Ныряльщикам за губками удалось достать бронзовую статую юноши и множество других артефактов. Также на судне обнаружили антикитерский механизм, использовавшийся для расчёта движения небесных тел. Стоимость обнаруженных сокровищ оценивается в 120-160 млн $.
Судно S.S. Republic
У берегов Джорджии был найден морской клад на сумму 120-180 млн $. В трюмах затонувшего парохода были обнаружены тысячи золотых двадцатидолларовых монет, выделенных на восстановление южных штатов после гражданской войны 1861-1865 годов.
Судно Bom Jesus
Когда геологи «De Beers», международной корпорации, занимающейся добычей, продажей и обработкой природных алмазов, у берегов Африки нашли судно, буквально врытое в пляж, они были очень сильно удивлены. На корабле было обнаружено невероятное количество золотых монет, пушек, мечей и бивней слонов.
Корабль SS Gairsoppa
Британское судно с тоннами серебра, чугуна и чая было атаковано немецкой подводной лодкой U-37. Стоимость клада оценивается в 200 млн $.
Флагманский корабль Вайда
Этот корабль примечателен тем, что это единственный когда-либо найденный пиратский корабль. На судне было обнаружено много ценного пиратского оружия, монет и других артефактов на общую сумму 400 млн $.
Нуэстра Сеньора де Аточа
Испанский галеон затонул у побережья Флориды в результате шторма. Корабль перевозил исключительно ценности, поэтому среди его останков было найдено множество золотых и серебряных слитков, серебряных монет, драгоценностей, меди, оружия на общую сумму 450 млн $.
Нуэстра Сенбора де лас Мерседес
Испанский фрегат затонул у Гибралтарского пролива. Груз, составлявший тонны золота и серебра в испанских монетах, был оценён в 500 млн $. Этот клад считается самым ценным из когда-либо найденных на морском дне.
Компания Odyssey обжаловала решение суда. 1 февраля 2012 года стало известно, что Апелляционный суд Атланты в штате Джорджия так же .
В январе 2009 года интернет-издание "Морской бюллетень - Совфрахт" сообщило, что судно с золотом, платиной и алмазами, потопленное немецкой подлодкой в годы второй мировой войны, (государство на северо-востоке Южной Америки).
Согласно сообщению, транспорт с ценным грузом вышел из одного из европейских портов, пункт назначения - США. Ценности предназначались для доставки в Нью-Йорк и далее в казну США в качестве оплаты ленд-лиза. Сначала судно зашло в порт одной из южноамериканских стран и оттуда последовало в Нью-Йорк, но где-то на расстоянии 40 миль от побережья Гайаны было потоплено германской подводной лодкой U-87 в июне 1942 года.
Об обнаружении останков британского грузового транспорта сообщила американская компания Sub Sea Research, специализирующаяся на подводных изысканиях и подъеме из воды ценностей, оставшихся после кораблекрушений.
Компания не разглашала название судна и место его обнаружения. Условно судно было названо Blue Baron ("Голубой барон") .
В июле 2009 года немецкая газета Bild сообщила, что 1,5 тонны серебряных монет, золотых украшений, огнестрельного оружия, драгоценных камней и фарфора династии Мин на борту пиратского корабля Forbes , затонувшего в 1806 году у берегов острова Калимантан. При этом стоимость одних только серебряных монет достигает десяти миллионов долларов.
Для осуществления своей мечты немецкие кладоискатели потратили более трех миллионов евро, а также учредили фирму NRA (Nautic Recovery Asia).
В апреле 2011 года стало известно, что профессиональные кладоискатели из американской организации Deep Blue Marine, которая занимается извлечением с морского дна ценных исторических артефактов, в Карибском море близ побережья Доминиканской республики. Водолазы нашли 700 серебряных монет, которые могут стоить миллионы долларов, старинные статуэтки, а также зеркальный камень, который, возможно, использовался в шаманских ритуалах.
Работы по поиску клада велись на месте крушения судна, детали о котором организация не разглашает.
Deep Blue Marine сообщила о находке властям Доминиканской республики, в водах которой было найдено затонувшее судно. Выручка от сокровища будет поделена поровну между республикой и организацией кладоискателей.
В сентябре 2011 года стало известно, что американская компания Odyssey Marine Exploration (ОМЕ) , на борту которого находится 200 тонн серебра.
Пароход, который кроме серебра в 1941 году вез из Индии в Ливерпуль груз железа и чая и был потоплен нацистской подводной лодкой, специалисты обнаружили в 560 километрах от побережья Ирландии.
Эксперты называют серебро с борта Gairsoppa самым крупным грузом драгоценного металла, когда-либо обнаруженным в морских глубинах.
Планируется, что работы по подъему серебра и других ценных предметов с Gairsoppa начнутся во втором квартале 2012 года.
В октябре 2011 года компания Odyssey Marine Exploration (ОМЕ) заявила об обнаружении на дне Атлантического океана британского судна, на борту которого находилось 17 тонн серебра.
Самые известные клады , обнаруженные у берегов России
У берегов России одной из главных сокровищниц является Финский залив - на его дне лежат более шести тысяч затонувших кораблей. Среди лежащих на дне корабельных останков есть настоящие сокровищницы - корабль посольства герцога Шлезвиг‑Гольштейнского Фридриха III, который в 1635 году вез царю Михаилу Федоровичу богатые дары; русское судно, перевозившее казну для нашей армии в Финляндии, затонувшее в 1718 году; русские суда, вывозившие военную добычу из Финляндии, Германии, Швеции, Польши и др.
В 1953 году финскими рыбаками был случайно обнаружен корпус корабля у острова Борстё вблизи города Турку (Финляндия). Объект не вызвал интереса у финских историков и археологов. Лишь в 1961 году его изучением занялись шведские дайверы, после того, как историк Кристиан Альстем предположил, что найденный корпус может принадлежать русскому галиоту "Святой Михаил". Он вышел из Амстердама в Петербург 15 октября 1747 года, имея на борту груз ценностей для русского императорского двора. В их числе был даже персональный подарок Императрице Елизавете Петровне - резной золоченый кабриолет.
Получив разрешение на работы от ничего не подозревавших финских властей, шведские дайверы вскрыли каюты найденного корабля и в первые же дни подняли на поверхность 34 золотых табакерки, часть которых была украшена драгоценными камнями. Кроме того, с морского дна были подняты ценности, закупленные для русского императорского двора: коллекция золотых табакерок работы французских мастеров Пьера Жаррена и Франсуа Марто; коллекция золотых и серебряных часов работы французских и английских мастеров; крупнейшая в Северной Европе коллекция ранних образцов мейсенского фарфора (кофейные и чайные сервизы, декоративные статуэтки); коллекция золотых фигурных накладок на мебель. А также резная золоченая карета - подарок императрице Елизавете Петровне.
Советский Союз никаких претензий на найденные ценности не предъявлял и сегодня все поднятые предметы хранятся в Финляндии.
В 1981 году в Баренцевом море была проведена крупнейшая глубоководная операция по подъему золота с затонувшего английского крейсера "Эдинбург".
В конце апреля 1942 года английский крейсер "Эдинбург" во главе конвоя судов вышел из Мурманска в Англию. На борту крейсера находилось около 5,5 тонн (465 штук) золотых слитков, что в денежном эквиваленте тогда составляло свыше 20 миллионов долларов. Для большей безопасности драгоценный груз поместили в артиллерийский погреб. Золото предназначалось для уплаты за военные поставки нашим союзникам по антигитлеровской коалиции. 30 апреля 1942 года крейсер "Эдинбург" был атакован немецкой субмариной. Получив серьезные повреждения, корабль, тем не менее, продолжал оставаться на плаву. Через двое суток, 2 мая, "Эдинбург" был атакован немецкими эсминцами. Крейсер остался на плаву, но дальнейшая его буксировка на самую ближайшую базу потеряла всякий смысл, так как внутри корабля полыхал пожар. Чтобы "Эдинбург" и золотой груз не достались врагу, крейсер по приказу командира конвоя английского контр-адмирала Бонэма-Картера был потоплен тремя торпедными выстрелами. После войны золотой груз "Эдинбурга" неоднократно пытались найти и англичане, и немцы, и наши специалисты. Но их старания не увенчались успехом. В 1980 году английская фирма "Рисдон-Бизен" с помощью специально оборудованного судна "Дронсфорд" обнаружила точное местонахождение "Эдинбурга" . В том же году между СССР и Великобританией был заключен договор о подъеме советского золота с затонувшего английского крейсера (в новых ценах оно стоило уже не 20, а 81 миллион долларов). В сентябре 1981 года со дна Баренцева моря был поднят 431 из предполагаемых 465 золотых слитков весом 11-13 килограммов каждый. Золото было поделено между СССР и Великобританией в пропорции три к одному. Во время второй операции в 1986 году было обнаружено и поднято 29 золотых слитков. Остальные пять, находившиеся в носовой части артиллерийского погреба, разнесенной снарядом во время боя, бесследно исчезли среди искореженного металла. Золото, добытое во время второй операции, было поделено между Советским Союзом и Великобританией в оговоренной пропорции: десять слитков отправились в Англию, девятнадцать - в Советский Союз. Кроме того, обе стороны должны были отчислить по 45% своей доли в пользу фирмы, поднявшей со дна моря драгоценный груз. В настоящее время один из золотых слитков с затонувшего крейсера "Эдинбург" хранится в Алмазном фонде Московского Кремля.
В 1987 году финским дайвером-любителем был обнаружен Муланский корабль , затонувший в 1617 году около острова Мулан в Финском заливе. Судно вывозило добычу, награбленную шведскими войсками в период оккупации Великого Новгорода в 1611-1617 годах. С морского дна финны подняли два русских церковных колокола, один из которых имел надпись: "Этот колокол отлит на второй день июля летом года 7106 во славу рождения Христа в Деревяницком монастыре в царствовании Его Величества Великого Князя Бориса Федоровича - Царя Всея Руси"; груз серебряных монет, включая редкие "веревочные" деньги Ивана Грозного 1534 года, редчайшие и очень ценные деньги Василия Шуйского 1606-1609 годов и голландские серебряные галеры 1611 года, ходившие в Московском Царстве; большое количество вооружения: мушкеты, пистолеты, кирасы, пороховницы. Несмотря на явную принадлежность раритетов и их историческую ценность, Российская Федерация претензий на права собственности не предъявляла, и все поднятые находки поступили в распоряжение государственных органов Финляндии.
Летом 1999 года в ходе специальной поисковой экспедиции финских дайверов-любителей был обнаружен корпус корабля "Фрау Мария" . Корабль затонул в 1771 году на Балтике в территориальных водах Швеции, которые ныне принадлежат Финляндии. На борту корабля находился груз художественных ценностей для Эрмитажа в Санкт-Петербурге, закупленных по личному указанию императрицы Екатерины II.
Ученые предполагают , что на дне Балтийского моря покоятся 27 картин выдающихся голландских художников XVI-XVII веков, в частности, Рембрандта, а также коллекции фарфора, фаянсовые курительные трубки, золотые и серебряные статуэтки и несколько бочек с монетами. Уникальный груз "Фрау Марии" музейные эксперты оценивают не менее чем в 500 миллионов евро.
Благодаря холодной и слабосоленой воде Финского залива парусник сохранился без видимых внешних повреждений.
Опираясь на архивные данные, специалисты предполагают, что картины были упакованы не в ящики, а в свинцовые колбы и залиты воском, что позволяет надеяться на значительную сохранность полотен.
Финляндия разработала поэтапный план по подъему судна: предполагается, что "Фрау Мария" окажется на суше к 2017 году. С российской стороны в разработке проекта фонды "Крейсер "Варяг" и фонд "Спасение национально-культурных ценностей", а специалисты из Эрмитажа выразили готовность принять участие в реставрационных работах.
Вопрос, кому достанутся ценности с "Фрау Марии" в случае их реального обнаружения, пока остается открытым.
В настоящее время в отношении поднятых со дна сокровищ нет согласованных международных документов. Согласно общепринятым нормам , если затонувшее судно лежит в пределах 24-мильной прибрежной зоны какого-то государства, то это государство и решает судьбу добытых сокровищ. Нередко оно забирает себе их половину или четвертую часть. В то же время в некоторых странах считается, что первые сто лет с момента затопления судно принадлежит конкретному владельцу - частному лицу или фирме. В отсутствие наследников или спустя сто лет судно признается собственностью того государства, в чьих водах оно затонуло. Также есть страны, где права собственников затонувших объектов на имущество признаются независимо от срока гибели судна. То есть споры возникают в каждом новом случае.
Если же обломки судна находятся в международных водах, то в силу вступает Брюссельская конвенция 1910 года: тот, кто находит "бесхозное" судно, тому оно и принадлежит. Но в этом случае возникают споры о том, какое судно считать "бесхозным". Нередко в суд на золотоискателей подают родственники или потомки затонувших на судне пассажиров и членов команды. Судебные процессы длятся годами.
С целью обеспечения и укрепления охраны подводного культурного наследия была принята Конвенция ЮНЕСКО по защите подводного культурного наследия от 2 ноября 2001 года. Конвенция представляет собой международный договор, который является ответом международного сообщества на всё большее разграбление и разрушение подводного культурного наследия.
"Подводное культурное наследие" означает все следы человеческого существования, имеющие культурный, исторический или археологический характер, которые частично или полностью, периодически или постоянно находятся под водой на протяжении не менее 100 лет.
Документ запрещает коммерческую эксплуатацию такого культурного наследия.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников